г. Казань |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А55-18835/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Сумина В.В., доверенность от 16.08.2013 N 23,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-18835/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терек", г. Самара, к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9, г. Самара, о признании недействительным решения от 22.05.2013 N 1155,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Терек" (далее - ООО "Терек", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 (далее - Фонд социального страхования, Фонд) от 22.05.2013 N 1155.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 заявленные требования общества удовлетворены. Решение Фонда социального страхования от 22.05.2013 N 1155 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами Фонд социального страхования обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Фондом социального страхования в период с 12.03.2013 по 29.03.2013 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд на основе расчета общества, представленного 11.01.2013 за 2012 год.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 12.04.2013 N 1155.
Согласно пункта 2.1 и 2.2 акта ООО "Терек", в нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов исчисляло с нарушением пункта 10 статьи 58 Закона о страховых взносах, в связи с чем недоимка по страховым взносам составила 261 154 руб. 15 коп. за 2012 год.
По мнению проверяющих, обществом неправомерно применены пониженные тарифы страховых взносов, поскольку пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах применяются плательщиками страховых взносов - аптечными организациями, находящимися на едином налоге на вмененный доход (далее - ЕНВД), исключительно в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с положениями, указанными в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) и Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный Закон N 61-ФЗ), имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению, в то время как ООО "Терек" пониженные тарифы страховых взносов были применены в отношении выплат всем работникам.
Решением от 22.05.2013 N 1155 ООО "Терек" привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона о страховых взносах в виде штрафа в размере 52 230 руб. 83 коп. за неполную уплату страховых взносов, а также по статье 48 Закона о страховых взносах за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов в количестве 100 штук (дипломов о получении высшего и среднего фармацевтического образования - 50 штук и копий сертификатов специалистов - 50 штук), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в виде штрафа в размере 20 000 руб. Кроме того, данным решением доначислена и предложена к уплате обществу недоимка по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в Фонд социального страхования в сумме 261 154 руб. 15 коп.
Решением установлено нарушение порядка применения пониженных тарифов страховых взносов, установленного пунктом 10 статьи 58 Закона о страховых взносах. ООО "Терек" полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, на основании которых приняты судебные акты.
ООО "Терек" является действующим юридическим лицом, его основным видом деятельности является осуществление фармацевтической деятельности, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, осуществляемая на основании лицензии от 03.10.2011 N Ло-63-02-000505.
При этом общество является плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности, что не оспаривается сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о страховых взносах указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах общество является плательщиком страховых взносов.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 2 статьи 34 указанного Закона предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. При этом в случае, если в ходе проверки выявлены факты правонарушений, предусмотренных указанным Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, составляется акт проверки и о результатах камеральной проверки сообщается плательщику страховых взносов.
На основании пункта 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 48 Закона о страховых взносах).
В статье 58 Закона о страховых взносах установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и уплачивающих ЕНВД.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона о страховых взносах в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10-12 части 1 статьи 58 Закона, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20 %; ФСС РФ - 0,0 %; ФФОМС - 0,0 %.
С учетом изложенного, общество при расчете размера страховых взносов применило тариф, установленный в вышеуказанной норме 0,0 % с учетом того, что оно является фармацевтической организацией, имеющей соответствующую лицензию и является плательщиком ЕНВД.
Между тем, Фонд социального страхования ссылается на то, что аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, применяют пониженные тарифы в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Закона об основах охраны здоровья граждан имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно в отношении лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющих сертификат специалиста.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно пришли к выводу о том, что ООО "Терек" правомерно применяло пониженный тариф по страховым взносам в отношении работников в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
В силу части 1 статьи 55 Федерального Закона N 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального Закона N 61-ФЗ осуществляется в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно пункту 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Закона об основах охраны здоровья граждан право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Следовательно, для возникновения у ООО "Терек" права применения пониженного тарифа по страховым взносам, общество должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
Как ранее было указано и подтверждается материалами дела, ООО "Терек" имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 03.10.2011 N Ло-63-02-000505.
Общество также является плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности, что не оспаривается сторонами.
Таким образом, ООО "Терек" относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела, оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов коллегия не находит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А55-18835/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального Закона N 61-ФЗ осуществляется в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
...
Общество также является плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности, что не оспаривается сторонами.
Таким образом, ООО "Терек" относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2014 г. N Ф06-6393/13 по делу N А55-18835/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6393/13
24.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1027/14
20.12.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21036/13
24.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18835/13