г. Казань |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А72-10920/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителя:
истца - Жарова Е.В. (доверенность от 16.04.2014 без номера),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А72-10920/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис", г. Ульяновск (ИНН 7325055044, ОГРН 1057325050606) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании убытков, с участием третьих лиц: Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр", Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (далее - общество, ООО "Жилстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании за счет казны Российской Федерации 13 120 941 руб. 21 коп.
Определением суда от 03.04.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, общество с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр".
Определением суда от 05.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом по собственной инициативе привлечено Министерство финансов Ульяновской области.
Судом первой инстанции по ходатайству истца определением от 03.08.2012 назначена судебная экспертиза, проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный Центр Экспертизы по Приволжскому округу").
Определением суда от 17.07.2013 производство по настоящему делу возобновлено в связи представлением обществом с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный Центр Экспертизы по Приволжскому округу" экспертного заключения N 008/050-2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2013 по делу N А72-10920/2011 исковые требования ООО "Жилстройсервис" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2013 отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилстройсервис", созданное 15.07.2005, являлось в спорный период времени управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Заволжском районе г. Ульяновска.
Истец оформил с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов и осуществлял в 2008 - 2009 годах предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям (гражданам) в Ленинском районе г. Ульяновска, в том числе, гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 N 958, Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных
01.06.2006 между ООО "Жилстройсервис" (Принципал) и обществом с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" (Агент) оформлен договор N 218, согласно которого Агент обязался по поручению Принципала совершать следующие действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Принципала (Приложение N 1), за содержание и ремонт жилья, отопление жилых домов, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и по иным услугам в соответствии с размерами оплаты, утвержденными органами местного самоуправления или предоставленными Принципалом, с учетом льгот, и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с учетом пени, с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу или по его поручению Поставщикам услуг.
В соответствии с пунктами 2.1.1., 2.1.2., 2.1.4., 2.1.5., 2.16. указанного договора, Агент обязался производить на основании первичных документов начисление и приём денежных средств от граждан, проживающих в жилых домах, находящихся в управлении Принципала, за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, по действующим размерам оплаты; производить отдельным категориям граждан, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, начисления с учётом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; производить гражданам перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги на основании актов, оформленных Принципалом и организацией - поставщиком услуг; производить перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги при изменении размеров оплаты и в случаях, предусмотренных законодательством РФ; предоставлять Принципалу отчеты по всем направлениям работы, связанной с выполнением поручения, до 12 числа месяца, следующего за отчетным, в разрезе услуг и поставщиков.
В силу пунктов 2.2.1., 2.2.2. данного договора Принципал обязался обеспечить Агента информацией, документами, необходимыми для выполнения поручения; сведениями о проведении перерасчетов путем составления соответствующих актов, не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяцем.
Согласно пункту 3.2.1. договора Принципал имеет право контролировать выполнение Агентом соответствующего поручения.
В соответствии с пунктом 4.4., пунктом 6.2. агентского договора от 01.06.2006 N 218 до 12-го числа месяца, следующего за отчетным, Агент обязан предоставить Принципалу два экземпляра акта выполненных работ, счет-фактуру по договору. Принципал обязан в 3-дневный срок после получения актов надлежащим образом оформить акт (подписать и скрепить печатью) и вернуть Агенту один экземпляр. При наличии разногласий Принципал обязан в течение трех дней в письменном виде известить о них Агента. Разногласия, по которым стороны не достигнут договоренности, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.4. договора).
Факт оказания обществом с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" в 2008, 2009 годах агентских услуг истцу, не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Истец считает, что ему не была возмещена ответчиком стоимость жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам, имевшим право на льготы и меры государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 N 958, Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" в сумме 13 120 941 руб. 21 коп. (согласно заключения эксперта N 008/050-2012), которая является для истца убытками.
Истец обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом надлежащими, достоверными, достаточными и бесспорными доказательствами не подтверждено, что ему причинены убытки в заявленном размере в результате незаконных действий (бездействия) публично-правового образования.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу правовой конструкции положений действующего законодательства для наступления ответственности в виде взыскания убытков необходимо доказать наличие состава правонарушения, совокупно включающего в себя противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наступление вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Кроме того, лицо, предъявляющее требование о возмещении убытков, должно доказать наличие убытков в заявленном размере.
Как следует из предъявленных в рамках настоящего дела требований, свои доводы истец основывает на наличии у Российской Федерации обязанности компенсировать ему все затраты, возникшие в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годы бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации, постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2007 N 4, утвержден Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в Ульяновской области, который определял механизм возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (льготные категории граждан).
В силу пункта 2.4. Порядка, возмещение расходов осуществлялось на основании отдельных договоров, заключенных между территориальным органом Департамента социальной защиты населения Ульяновской области и организациями, оказывающими услуги и выполняющими работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе, управляющими организациями.
Согласно пунктам 2.5.,2.6.,2.9.,2.10. указанного Порядка, организации, заключившие договоры с территориальным органом, ежемесячно, с 5 по 15 число месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны жилищно-коммунальные услуги, обеспечивают формирование и представление в территориальный орган на бумажных и электронных носителях списков льготных категорий граждан, которым были оказаны меры социальной поддержки. Территориальный орган в течение 5 дней производит сверку данных о льготных категориях граждан, включенных в списки, представленные организациями, с данными регистра граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки. После завершения сверки представленных списков с данными регистра граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, руководитель территориального органа подписывает документы, подтверждающие объемы финансовых средств, подлежащих возмещению в соответствии с заключенными договорами. Организации самостоятельно обеспечивают своевременную подготовку документов, подтверждающих объемы финансовых средств, подлежащих возмещению, их представление в территориальный орган и дальнейшее их оформление в соответствии с действующими требованиями.
Из материалов арбитражного дела следует, что 10.12.2007 между Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска (Управление), Ульяновским филиалом общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр" (Филиал) (далее - ООО "РИЦ") и ООО "Жилстройсервис" (Компания) оформлен договор N 542, предметом которого (пункт 1.1. договора) является перечисление Управлением денежных средств Компании на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки и проживающим в многоквартирных домах, согласно приложения N 1, которое является неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 6.1. указанный договор вступил в силу с 01.01.2008 и действовал до 31.12.2008.
07.02.2009 между информационно-выплатным управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску (Управление), Ульяновским филиалом ООО "РИЦ" (Филиал) и ООО "Жилстройсервис" (Компания) оформлен договор N 915, предметом которого (пункт 1.1. договора) является перечисление Управлением денежных средств Компании на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки и проживающим в многоквартирных домах, согласно приложения N 1, которое является неотъемлемой частью договора.
Указанный договор в силу пунктов 5.1., 5.2. действовал на период 2009 года.
Согласно пункту 2.1. указанных договоров Управление обязалось не позднее 10 числа каждого месяца предоставлять Филиалу базу данных граждан, пользующихся льготами, с указанием категории льгот; еженедельно предоставлять Филиалу в электронном виде все изменения, которые были внесены в базу данных льготников; принять списки льготников от Филиала, в течение 5 календарных дней произвести сверку по базе данных, предоставленной ранее, вернуть списки не совпавших льготников с обоснованием причины несовпадения; по мере поступления на лицевой счет Управления целевых денежных средств для реализации пункта 1.1. договоров перечислять по безналичному расчету на расчетный счет Компании для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки льготной категории граждан.
Филиал обязался еженедельно корректировать базу данных льготников на основании данных, предоставленных Управлением; ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Управлению списки льготников в электронном виде в формате, установленном Соглашением об информационном взаимодействии Управления и Филиала; ежемесячно, до 12 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказаны услуги, предоставлять Компании сведения по начислению льгот в разрезе законов (пункт 2.2. договоров).
Компания обязалась предоставлять Управлению до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказаны услуги, накладную, счет-фактуру, акт выполненных работ по договору (пункт 2.3. договоров).
Согласно пунктам 3.1., 3.2., 3.3. данных договоров стороны несут ответственность за невыполнение принятых обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; Управление несет ответственность за достоверность предоставляемой Филиалу информации о количестве льготной категории граждан; Филиал несет ответственность за суммы по начислению коммунальных услуг с учетом льгот.
Таким образом, наличие выпадающих доходов, учитывая вышеуказанные положения Порядка возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в Ульяновской области, а также условия вышеуказанных договоров, подтверждалось результатами сверки представленных списков льготных категорий граждан с данными федерального регистра граждан, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки; истец самостоятельно обеспечивал своевременную подготовку документов, подтверждающих объемы финансовых средств, подлежащих возмещению, их представление в территориальный орган Департамента социальной защиты населения Ульяновской области и оформление в соответствии с действующими требованиями.
Из пояснений ООО "РИЦ" следует, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении истца в 2008 - 2009 годах, ООО "РИЦ" производило на основании агентского договора от 01.06.2006 N 218 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Информационное взаимодействие по представлению сведений о льготниках, по начислению льгот осуществлялось в соответствии с договорами, заключенными между ООО "РИЦ", Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области и ООО "Жилстройсервис".
По условиям данных договоров ООО "РИЦ" еженедельно корректировало базу данных льготников на основании данных, представленных Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, ежемесячно предоставляло Управлению списки льготников, ежемесячно предоставляло истцу сведения по начислению льгот в разрезе законов.
Возмещение денежных средств, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки льготной категории граждан, истцу осуществляло Управление.
Согласно представленных в материалы дела за спорный период актов выполненных работ на возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, актов сверок расчетов на возмещение расходов за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, оформленных между истцом и Управлением, в указанных в них данных расхождений между истцом и Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области не имеется. Акты подписаны без замечаний и разногласий.
В данных актах, подготовленных истцом, последним указаны объемы финансовых средств, которые подлежат возмещению истцу за соответствующий период. Данная сумма составила 48 815 142 руб. 85 коп.
В материалы дела также представлены платежные поручения на перечисление денежных средств истцу органом социальной защиты населения в счет выпадающих доходов по вышеуказанным договорам на сумму 48 815 142 руб. 85 коп.
Согласно акту сверки взаимных расчетов, также подписанного без разногласий, задолженность перед истцом на 01.08.2010 отсутствует.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик полностью исполнил свои обязательства, компенсировав заявленные и подтвержденные истцом по вышеуказанным договорам средства на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан. В связи с чем, признаки противоправного поведения со стороны ответчика отсутствуют.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования истца, признал указанный вывод ошибочным, указав, что наличие у истца убытков и его размер, а также причинно-следственная связь подтверждаются как расчетами ООО "Жилстройсервис", так и результатами проведённого в ходе судебного разбирательства экспертного исследования.
Как установлено экспертом, предъявленная истцом сумма соответствует представленным в дело документам, подтверждающим право граждан на льготы. Экспертом определено, что сумма льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставленным в период 2008-2009 годы гражданам льготных категорий, не перечисленная ООО "Жилстройсервис" органами социальной защиты из федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов составляет 13 120 941 руб. 21 коп. Указанное свидетельствует об установлении экспертом недофинансирование со стороны Российской Федерации в размере 13 120 941 руб. 21 коп., являющегося убытками истца, возникшими вследствие оказания услуг льготным категориям граждан.
По мнению апелляционного суда, заключение эксперта необоснованно признано судом первой инстанции в качестве ненадлежащего доказательства.
Экспертом в рамках исследования правомерно сумма предоставленных льгот определялась исходя из норматива потребления, а не данных приборов учёта.
Расчет коммунальных услуг, исходя из норматива потребления, применяется в случае отсутствия общедомовых приборов учета. Что соответствует действующим в спорный период нормам жилищного законодательства.
В экспертном заключении эксперт самостоятельно произвел расчет расходов, которые понёс бы и должен был понести разумный и добросовестный собственник для доведения коммунальной услуги надлежащего качества и объёма до лиц, имеющих право на льготу. При этом расчёт произведён экспертом на основании норм действующего законодательства путём определения минимально возможного и минимального необходимого расхода на покупку ресурса для доведения услуги до льготной категории потребителей. Определяя размер денежных средств, приходящихся на убытки Управляющей компании, эксперт установил, что данная сумма относится к общедомовым расходам, подлежащим отнесению на лиц, которым в соответствии с федеральным законодательством предоставляются соответствующие льготы.
Обязанность полной компенсации расходов исходит из необходимости возместить все потери и затраты Управляющей компании, осуществленные ею в интересах потребителя, обладающего установленными государством льготами. В обратном случае нарушаются принципы полного восстановления нарушенного права, баланса частных и публичных интересов. Как указано выше, предъявленные Управляющей компанией денежные средства относятся именно к расходам, которые она понесла в связи с обеспечением граждан (льготников) соответствующими услугами.
Между тем нарушение баланса частных и публичных интересов, освобождение публично-правового образования от возмещения части расходов; переложение бремени социальной политики и социальной функции государства на коммерческую организацию противоречит как европейским принципам правосудия, принципу справедливости, влечет неизбежное банкротство исполнителей коммунальных услуг, которые вынуждены за счёт собственных средств оплачивать услуги для льготных категорий граждан.
При данных обстоятельствах апелляционный суд правомерно установил наличие у истца убытков, возникших в связи с предоставление льгот отдельной категории граждан.
Поскольку финансирование расходов истца по обеспечению услугами граждан, имеющих установленные федеральным законодательством льготы, в полном объёме в спорный период Российской Федерации обеспечено не было, апелляционный суд обоснованно указал на возникновение в данном случае обязанности по возмещению убытков ООО "Жилстройсервис" у Российской Федерации в лице её уполномоченного финансового органа.
Требования истца по настоящему спору не связаны с возмещением ему всех затрат и потерь, связанных с его уставной деятельности по оказанию населению жилищно-коммунальных услуг.
Доводы Минфина России о неправомерном определении экспертом размера убытков с учётом НДС являются ошибочными.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчётами за коммунальные ресурсы" указал на необходимость осуществления расчётов за потреблённые коммунальные ресурсы с НДС.
Доводы кассационной жалобы о неправомерности восстановления апелляционным судом срока на подачу апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене судебного акта. С апелляционной жалобой управляющей компанией было заявлено мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Оценив заявленные в качестве уважительных причин пропуска срока доводы, апелляционный суд посчитал возможным восстановить пропущенный управляющей компанией срок на подачу апелляционной жалобы.
Не указание в резолютивной части постановления судом апелляционной инстанции о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования не может являться достаточным основанием для отмены судебного акта.
В качестве ответчика по данной категории споров является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. В случае неясности судебного акта при его исполнении в порядке статьи 179 АПК РФ суд вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А72-10920/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008-2010 годы бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2014 г. N Ф06-11431/13 по делу N А72-10920/2011