г. Казань |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А55-14171/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кваттро"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-14171/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кваттро", (ОГРН 10963190005023) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерству строительства Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС", Евдокимовой Светланы Сергеевны, Ремизовой Анны Тихоновны, Козицкой Людмилы Алексеевны, Щедровой Ирины Юрьевны, о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.05.2013 N СП-9/5386-0-11 об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, а также отказа Министерства строительства Самарской области в предоставлении земельного участка от 07.06.2013 N 3/5108,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кваттро" (далее - ООО "Кваттро") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.05.2013 N СП-9/5386-0-11 об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Профсоюзной в Октябрьском районе города Самары, для капитального строительства клуба многоцелевого назначения по заявлению ООО "Кваттро" от 09.08.2010 N 20100467, об обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта устранить нарушение прав и законных интересов, путем обеспечения организации работ по выбору вышеназванного земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 07.06.2013 N 3/5108 в предоставлении вышеназванного земельного участка и об обязании Министерства строительства Самарской области по вступлении судебного акта в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Кваттро" путем возобновления работ о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения клуба многоцелевого назначения, расположенного по улице Профсоюзной в Октябрьском районе города Самары (том 1 л.д. 3-6).
Решением суда первой инстанции от 06.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Кваттро" просит отменить вышеуказанные судебные акты, удовлетворить заявленные требования, по основаниям указанным в кассационной жалобе, так как ответчики отказав обществу в выборе и утверждении схемы на спорный земельный участок приняли разрешение по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройпроектсервис" (далее - ООО "Стройпроектсервис") на разработку проекта планировка территории и проекта межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, улиц Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе городского округа Самара.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Кваттро" 09.08.2010 обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - гостиничного комплекса. Впоследствии заявителем представлено дополнение к указанному заявлению, в котором он изменил целевое назначение испрашиваемого земельного участка на "клуб многоцелевого назначения".
Министерство направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обращение о необходимости организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения на кадастровом плане территории по заявлению ООО "Кваттро".
В рамках организации работ по выбору земельного участка Департаментом были направлены запросы в организации, способные представить информацию о возможности строительства указанного объекта на территории рассматриваемого участка.
Согласно поступившему в Департамент сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 09.07.2012 испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц.
Сообщением от 23.05.2013 N СП-9/5386-0-11 "О результатах рассмотрения обращения" Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности проведения работ по выбору указанного земельного участка, поскольку его формирование в испрашиваемых границах приведет к вклиниванию в сложившееся землепользование и к изломанности границ. Одновременно департамент сообщил, что согласно топографическим данным департамента и выездом на место установлено, что указанная территория накладывается на сложившееся землепользование (сады, огороды) (том 1 л.д. 48-49).
Министерство строительства Самарской области письмом от 07.06.2013 N 3/5108 "О результатах рассмотрения заявления" сообщило ООО "Кваттро" о принятом решении об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.05.2013 N СП-9/5386-0-11 и на статью 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", согласно которой основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (том 1 л.д. 50-51).
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.05.2013 N СП-9/5386-0-11 об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Профсоюзной в Октябрьском районе города Самары, для капитального строительства клуба многоцелевого назначения по заявлению ООО "Кваттро" от 09.08.2010 N 20100467, об обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта устранить нарушение прав и законных интересов, путем обеспечения организации работ по выбору вышеназванного земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 07.06.2013 N 3/5108 в предоставлении вышеназванного земельного участка и об обязании Министерства строительства Самарской области по вступлении судебного акта в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Кваттро" путем возобновления работ о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения клуба многоцелевого назначения, расположенного по улице Профсоюзной в Октябрьском районе города Самары (том 1 л.д. 3-6).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что формирование спорного земельного участка в испрашиваемых границах приведет к вклиниванию в сложившиеся землепользование и к изломанности границ.
Отменяя обжалованные судебные акты, коллегия кассационной инстанции исходит из следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела, в заключении от 23.05.2013 N СП-9/5386-0-11 Департамент строительства указал довод как основание для отказа, что формирование спорного земельного участка в испрашиваемых границах приведет к вклиниванию в сложившиеся землепользование и к изломанности границ. Указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку участок формируется в своей сложившейся конфигурации, ограниченной уже смежными землепользователями, чьи права в установленном порядке зарегистрированы.
Данные обстоятельства подтверждаются отзывом Департамента, что при исключении из границ испрашиваемого земельного участка все территории, на которые имеются правоустанавливающие документы, конфигурация испрашиваемого земельного участка площадью 6388,0 кв. м однозначно имеет признаки изломанности границ и вклинивания в сложившееся землепользование. Так как из площади земельного участка 6388 кв. м исключены все земельные участки, которые обременены правами смежных землепользователей.
Согласно представленному Департаментом уведомлению Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 14.09.2012 N 06/11651 (т. 1 л.д. 18), на вышеуказанном земельном участке здания, строения, сооружения отсутствуют.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в ГКН запрашиваемых сведений от 06.06.2011 N 63-00-102/11-130472 (т. 1 л.д. 20, 89) сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, Октябрьский район, ул. Профсоюзная, участок б/н, площадью 6388,1 кв. м в ГКН отсутствуют.
Также нет сведений об указанном объекте в ЕГРП (уведомление от 16.09.2011 N 01/942/2011-1411 (т. 1 л.д. 95)).
Департаментом представлены данные по смежным земельным участкам под "индивидуальное жилищное строительство" и под "жилой дом" (т. 1 л.д.80-81, 84-86, 117, 118).
Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство также ссылается на заключение департамента о невозможности размещения клуба многоцелевого назначения и препятствии рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Таким образом, заключение Департамента строительства в отношении рассмотрения заявления, поданного ООО "Кваттро" о предоставлении земельного участка повлек незаконный отказ Министерства строительства об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
Министерство строительства, получив обращение общества о предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, по результатам рассмотрения данного заявления обязано принять решение с учетом документов, представленных Департаментом строительства в соответствии с требованиями, установленными статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации и Регламентом взаимодействия.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что отказ Министерства строительства не соответствует положениям статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что имеется сложившееся землепользование по границам испрашиваемого участка, в связи с чем образовалась изломанность границ испрашиваемого свободного участка, так как граница спорного земельного участка полностью повторяет изломанность границ смежных земельных участков и обусловлена наличием искусственного рубежа - "единого забора", что подтверждено в отзыве Департамента (т. 1 л.д. 148).;
Граница образуемого земельного участка совпадает с границей смежного земельного участка: граница спорного земельного участка совпадает полностью с границами смежных земельных участков.
Принятое Департаментом распоряжение от 25.07.2013 N РД-698 "О разрешении ООО "Стройпроектсервис" разработки проекта планировка территории и проекта межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, левого берега реки Волги, в границах тальвега Постникова оврага, улиц Новомайской, Жуковского в Октябрьском районе городского округа Самара (т. 1 л.д. 141) свидетельствует о возможности формирования земельного участка под строительство в указанном месте.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Заинтересованными лицами не представлены доказательства того, что образование спорного земельного участка приведет к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, установленным статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации: вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, через полосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является этапом предоставления земельного участка, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка, корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком указанным ориентировочно в заявлении. Совершение указанных действий в срок, установленный регламентом и земельным кодексом, является юридической обязанностью соответствующего органа.
Министерством не были осуществлены какие-либо действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства центра в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков, акта о выборе земельного участка должен был принять необходимый ненормативный правовой акт, однако органом местного самоуправления не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная указанными нормами права:
1) не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков;
2) не утверждены схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Министерством не представлено доказательств невозможности выбора таких вариантов, принимая во внимание, что заявитель испрашивает земельный участок с ориентировочным местом размещения, для капитального строительства клуба многоцелевого назначения.
Следовательно, Министерство имело возможность начать процедуру по выбору испрашиваемого земельного участка по заявлению общества от 09.08. 2010, но никаких возможных вариантов заявителю предложено не было. При этом при указанных обстоятельствах отказа ООО "Кваттро", через три года не помешало Департаменту издать распоряжение о разрешении иному лицу, о разработке проекта планировки территории и проекта межевании территории в вышеуказанных границах.
По смыслу статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отказ в выборе земельного участка не должен носить произвольный, не мотивированный характер, а должен основываться на действующих нормах закона и подтверждаться конкретными обстоятельствами о невозможности проведения процедуры выбора и определения вариантов расположения земельного участка.
С учетом вышеизложенного обжалованные судебные акты подлежат отмене, заявленные требования удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А55-14171/2013, принять новый судебный акт.
Признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 23.05.2013 N СП-9/5386-0-11 об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Профсоюзной в Октябрьском районе города Самары для капитального строительства клуба многоцелевого назначения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кваттро" от 09.08.2010 N 20100467.
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта устранить нарушение прав и законных интересов путем обеспечения организации работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Профсоюзной в Октябрьском районе города Самары, для капитального строительства клуба многоцелевого назначения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кваттро" от 09.08.2010 N 20100467.
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 07.06.2013 N 3/5108 в предоставлении земельного участка по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кваттро" от 09.08.2010 N 20100467.
Обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении судебного акта в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кваттро" путем возобновления работ о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения клуба многоцелевого назначения, расположенного по улице Профсоюзной в Октябрьском районе города Самары.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков, акта о выборе земельного участка должен был принять необходимый ненормативный правовой акт, однако органом местного самоуправления не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная указанными нормами права:
...
По смыслу статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отказ в выборе земельного участка не должен носить произвольный, не мотивированный характер, а должен основываться на действующих нормах закона и подтверждаться конкретными обстоятельствами о невозможности проведения процедуры выбора и определения вариантов расположения земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2014 г. N Ф06-6461/13 по делу N А55-14171/2013