г. Казань |
|
09 июня 2014 г. |
Дело N А55-17072/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы мэрии городского округа Тольятти и Министерства управления финансами Самарской области
на определение Арбитражного суда Самарской области от 31.12.2013 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (председательствующий судья Филлипова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Захарова Е.И.)
по делу N А55-17072/2013
по заявлению мэрии городского округа Тольятти к Министерству социальной демографической и семейной политики Самарской области, с участием третьих лиц: Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, Управления Федерального казначейства Самарской области, г. Самара, об оспаривании результатов проверки,
УСТАНОВИЛ:
мэрия городского округа Тольятти (далее - мэрия г.о. Тольятти, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением от 02.08.2013 о признании недействительными результатов проверки, изложенных в акте, в части допущения в 2012 году Департаментом социальной поддержки населения мэрии г.о. Тольятти нарушения в общем размере 1 689 700 руб. 00 коп., которое согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) является нецелевым использованием бюджетных средств, выразившимся в использовании средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенции на цели, не соответствующие условиям; использования указанных средств на приобретение основных средств и бутилированной воды; обеспечения возврата в областной бюджет 1 687 руб. 70 коп., использованных не по целевому назначению.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.12.2013, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014, производство по делу N А55-17072/2013 по заявлению мэрии г.о. Тольятти о признании недействительным результатов проверки прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В кассационных жалобах Министерство управления финансами Самарской области и мэрия г.о. Тольятти просят определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство социальной демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик), полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Федерального казначейства Самарской области в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 04.03.2013 N 84, изданного исполняющим обязанности Министра социальной демографической и семейной политики Самарской области Рубежанским О.Ю. (т. 1 л. д. 181, 182) в период с 11.03.2013 по 21.03.2013 в отношении мэрии г.о. Тольятти контрольно-ревизионным управлением Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области была проведена внеплановая проверка целевого, правомерного и эффективного использования субвенции, предоставленной г.о. Тольятти из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий Самарской области по социальной поддержке населения и по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в соответствии с законодательством в установлении над ними опеки и попечительства. Результаты проверки были оформлены актом от 21.03.2013 (том 1 л. д. 89106).
В пункте 1 раздела "Заключительная часть - выводы" акта проверки от 21.03.2013 отражены выводы проверяющих - сотрудников контрольно-ревизионного управления Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области - о допущенном мэрией г.о. Тольятти нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 1 689 700 руб. 00 коп., предоставленных в виде субвенции, на цели, не соответствующие условиям использования указанных средств, определенным Законом Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" и "Порядком расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", утвержденным постановлением правительства Самарской области от 11.06.2008 N 182.
В пункте 1 раздела "Предложения" акта проверки от 21.03.2013 изложено предложение "обеспечить возврат 1 689 700 руб. 00 коп. в областной бюджет, использованных не по целевому назначению".
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения мэрии г.о. Тольятти в Арбитражный суд Самарской области с заявлением "о признании недействительным результатов проверки". При этом в рамках настоящего дела мэрия г.о. Тольятти не заявила требования о признании незаконными действий Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области по оформлению и направлению посредством письма от 08.05.2013 N 5/371 (том 1 л.д. 68) в адрес заявителя уведомлений по расчетам между бюджетами: от 26.04.2013 N 82/СП-902 (том 1 л.д. 69) и от 26.04.2013 N 83/СП-902 (том 1 л.д. 111 В).
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (пункт 3).
Изучив содержание акта проверки от 21.03.2013, с учетом положений статьи 306.2 БК РФ суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно уведомления по расчетам между бюджетами, соответственно: от 26.04.2013 N 82/СП-902 (том 1 л.д. 69) и от 26.04.2013 N 83/СП-902 (том 1 л.д. 111 В), влекут бесспорное взыскание с мэрии г.о.Тольятти спорных бюджетных денежных средств в доход областного бюджета Самарской области, а не акт проверки от 21.03.2013, который не является документом властно-распорядительного характера, не содержит обязательных для исполнения предписаний, распоряжений, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, и лишь фиксирует результаты проведенной Министерством внеплановой проверки в отношении заявителя и содержит выводы и предложения, то есть мнение сотрудников контрольно-ревизионного управления Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области, отраженные в данном документе. Данный акт проверки не может быть расценен в качестве самостоятельного документа, влекущего неблагоприятные юридические последствия для заявителя характер
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод, что избранный мэрией г.о.Тольятти способ защиты своих интересов не соответствует статьям 29 и 198 АПК РФ и прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационных жалобах мэрия г.о. Тольятти и Министерство управления финансами Самарской области оспаривают выводы судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что поскольку акт проверки Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области от 21.03.2013 в силу пункта 3 статьи 306.4 БК РФ является основанием для взыскания средств в бесспорном порядке, то прекращение производства по делу в данном случае не позволяет заявителю защищать свои права в сфере экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в резолютивной части оспариваемого акта проверки от 21.03.2013 сформулированы "предложения", в том числе, по возврату денежных средств в областной бюджет, которые не носят обязательный для исполнения характер, не влекут неблагоприятные юридические последствия для заявителя.
В данном конкретном случае обжалуемый акт проверки от 21.03.2013 выступает как представляемое ответчиком доказательство нецелевого использования бюджетных средств и может быть объектом судебной оценки (как доказательство) при обжаловании заявителем направленных ответчиком уведомлений по расчетам между бюджетами от 26.04.2013 N 82/СП-902 и от 26.04.2013 N 83/СП-902, влекущих в силу действующего БК РФ бесспорное взыскание с мэрии г.о. Тольятти спорных бюджетных денежных средств.
Однако указанные уведомления по расчетам между бюджетами от 26.04.2013 N 82/СП-902 и от 26.04.2013 N 83/СП-902 в рамках настоящего дела заявителем не обжалуются.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых по делу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 31.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А55-17072/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изучив содержание акта проверки от 21.03.2013, с учетом положений статьи 306.2 БК РФ суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно уведомления по расчетам между бюджетами, соответственно: от 26.04.2013 N 82/СП-902 (том 1 л.д. 69) и от 26.04.2013 N 83/СП-902 (том 1 л.д. 111 В), влекут бесспорное взыскание с мэрии г.о.Тольятти спорных бюджетных денежных средств в доход областного бюджета Самарской области, а не акт проверки от 21.03.2013, который не является документом властно-распорядительного характера, не содержит обязательных для исполнения предписаний, распоряжений, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, и лишь фиксирует результаты проведенной Министерством внеплановой проверки в отношении заявителя и содержит выводы и предложения, то есть мнение сотрудников контрольно-ревизионного управления Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области, отраженные в данном документе. Данный акт проверки не может быть расценен в качестве самостоятельного документа, влекущего неблагоприятные юридические последствия для заявителя характер
...
В кассационных жалобах мэрия г.о. Тольятти и Министерство управления финансами Самарской области оспаривают выводы судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что поскольку акт проверки Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области от 21.03.2013 в силу пункта 3 статьи 306.4 БК РФ является основанием для взыскания средств в бесспорном порядке, то прекращение производства по делу в данном случае не позволяет заявителю защищать свои права в сфере экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2014 г. N Ф06-6129/13 по делу N А55-17072/2013