г. Казань |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А55-16536/2013 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Матвеевой Ю.В., доверенность от 31.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-16536/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги, г. Самара, к государственному учреждению - Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара, об оспаривании решения,,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Филиала N 5 государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, отделение фонда социального страхования) от 10.06.2013 N 79 в части непринятия расходов в сумме 69 008 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, отделением фонда социального страхования по результатам выездной проверки ОАО "РЖД" правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством принято решение от 10.06.2013 N 79 о непринятии к зачету расходов за 2010-2012 годы в сумме 360 715 руб. 29 коп.
Не согласившись с решением Фонда в части непринятия к зачету расходов в сумме 69 008 руб. 61 коп., ОАО "РЖД" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судами первой и апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Суд кассационной инстанции находит обоснованными выводы судов на основании следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона (в редакции действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Закона, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.
Основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 69 008 руб. 61 коп. послужил вывод отделения фонда социального страхования о том, что ОАО "РЖД" неправомерно включило в расчет пособий материальную помощь при рождении ребенка в сумме 4600 руб. на каждого ребенка сверх установленного законодательством Российской Федерации, предусмотренную пунктом 5.3.5 коллективного договора.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела ОАО "РЖД" в расчет пособий включило суммы единовременного пособия при рождении ребенка, выплата которого предусмотрена пунктом 5.3.5 коллективного договора.
Данные выплаты, выплачиваются один раз при наступлении определенных обстоятельств (рождение ребенка), то есть фактически являются дополнительной материальной помощью родителям при рождении ребенка, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы и их размер не превышает 50 000 руб. на каждого ребенка, в связи с чем судами сделан правильный вывод о том, что эти выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов в силу подпункта "в" пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Доказательств того, что данные выплаты производились по истечении первого года после рождения ребенка, общество не представило.
Ошибочное признание обществом материальной помощи при рождении ребенка объектом обложения страховыми взносами не может переквалифицировать саму природу и характер произведенной выплаты, о чем правильно отмечено судами.
Поскольку остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались апелляционным судом и получили надлежащую правовую оценку, то у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями, которыми также не допущено нарушений норм права, влекущих безусловную отмену принятых ими судебных актов.
В связи с чем судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А55-16536/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.
...
Как установлено судами и подтверждается материалами дела ОАО "РЖД" в расчет пособий включило суммы единовременного пособия при рождении ребенка, выплата которого предусмотрена пунктом 5.3.5 коллективного договора.
Данные выплаты, выплачиваются один раз при наступлении определенных обстоятельств (рождение ребенка), то есть фактически являются дополнительной материальной помощью родителям при рождении ребенка, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы и их размер не превышает 50 000 руб. на каждого ребенка, в связи с чем судами сделан правильный вывод о том, что эти выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов в силу подпункта "в" пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2014 г. N Ф06-6034/13 по делу N А55-16536/2013
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10034/14
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6034/13
22.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22506/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16536/13