г. Казань |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А12-23721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2013 (судья Смагоринская Е.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи: Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-23721/2013
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансремстрой-Центр" Вершинина Алексея Валерьевича (ОГРН 1063444063341, ИНН 3444138888), г. Волгоград, к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223), г. Волгоград, о признании незаконными действий связанных с отказом по внесению в единый государственный реестр юридических лиц изменений,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансремстрой-Центр" Вершинин Алексей Валерьевич (далее - КУ Вершинин А.В., конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (далее - регистрирующий орган, инспекция), связанных с отказом по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц изменений относительно конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансремстрой-Центр" Вершинина Алексея Валерьевича, выраженных в письме Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 23.08.2013.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия регистрирующего органа и обязал инспекцию в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем общества с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансремстрой-Центр" Вершинина А.В., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.08.2012 по делу N А12-329/2012 общество с ограниченной ответственностью "Волгоградтрансремстрой-Центр" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2012 года конкурсным управляющим утвержден Вершинин А.В.
Конкурсный управляющий 02.08.2013 обратился в инспекцию с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ в части единоличного исполнительного органа и получения выписки из ЕГРЮЛ с указанием его в качестве конкурсного управляющего должника.
Инспекция, письмом от 23.08.2013 сообщила конкурсному управляющему об отказе во внесении изменений в сведения в отношении ООО "Волгоградтрансремстрой-Центр" в ЕГРЮЛ об утверждении конкурсным управляющим Вершининым А.В. и указала на необходимость представления заявления о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001.
Не согласившись с данным отказом, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что, поскольку ни закон, ни подзаконные нормативные правовые акты не предусматривают обязанность конкурсного управляющего заполнять заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р 14001, при получении уведомления конкурсного управляющего с определением арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего у инспекции отсутствовали основания для неисполнения судебного акта в части внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Доказыванию подлежит факт нарушения регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу статьи 127 Федерального закон N 127-ФЗ при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 данного Закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Согласно пункту 2 статьи 144 Федерального закона N 127-ФЗ в случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном пунктом 1 статьи 127 настоящего Федерального закона.
Таким образом, с момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят полномочия руководителя должника и момент возникновения полномочий конкурсного управляющего связан не с внесением изменений в ЕГРЮЛ, а с моментом вступления в законную силу судебного акта об утверждении конкурсного управляющего.
В силу статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Согласно статье 124 Федерального Закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
В соответствии с абзацем 14 статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом равнозначно принятию решения о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Следовательно, при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представление в регистрирующий орган иных документов, кроме определения арбитражного суда, не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по делу N А12-23721/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
...
Согласно статье 124 Федерального Закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
В соответствии с абзацем 14 статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
...
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2014 г. N Ф06-11411/13 по делу N А12-23721/2013