г. Казань |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А57-13702/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "РЖД" в лице филиала Приволжская железная дорога
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2014 (Капкаев Д.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-13702/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международная Зерновая Компания-Поволжье" к открытому акционерному обществу "РЖД" Приволжской железной дороги в лице структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания о взыскании 132 846,72 руб., с участием в деле третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Хлебоприемное предприятие "Новоузенское",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Международная Зерновая Компания-Поволжье" (далее - ООО "МЗК-Поволжье", итсец) обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" Приволжской железной дороги в лице структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании неправомерно списанной платы за пользование вагонами, не принадлежащих перевозчику в размере 2482,72 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 124,60 руб., штраф за задержку подачи под погрузку порожних вагонов в размере 130 240 руб.
Определением от 05.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Хлебоприемное предприятие "Новоузенское" (далее - ООО "ХПП "Новоузенское").
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по настоящему делу, исковые требования удовлетворены. С ОАО "РЖД" в пользу ООО "МЗК-Поволжье" взыскана списанная плата за пользование вагонами в размере 2482,72 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 124,60 руб., штраф за задержку подачи порожних вагонов в размере 130 240 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 17.07.2014 был объявлен перерыв до 15 часов 10 минут 23.07.2014 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "МЗК-Поволжье" и ОАО "РЖД" 20.05.2011 заключен договор на организацию расчетов N 3 ОР/283 (далее - договор на организацию расчетов), согласно которому ООО "МЗК-Поволжье" присваивается код плательщика 1001112515 и открывается лицевой счет для организации расчетов и оплаты провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей.
Между ОАО "РЖД" (Перевозчик), ООО "ХПП "Новоузенское" (Контрагент) и ООО "МЗК-Поволжье" (Грузовладелец) 14.09.2012 заключено трехстороннее соглашение на предоставление Контрагентом пути не общего пользования, примыкающего к станции Новоузенск Приволжской железной дороги для производства грузовых операций грузоотправителям, грузополучателям N 416 ур (далее - соглашение на предоставление пути).
Сторонами 17.11.2012 согласованна заявка ГУ-12 N 021984237 на период с 01.12.2012 по 31.12.2012, согласно которой Перевозчик принял на себя обязательства по подаче порожних вагонов-зерновозов, не принадлежащих Перевозчику в адрес Грузовладельца со станции Новоузенск.
В период с 10.12.2012 по 14.12.2012 в адрес ООО "МЗК-Поволжье" прибывали порожние вагоны, не являющиеся собственностью ОАО "РЖД", которые простаивали на путях общего пользования в ожидании фронта погрузки, о чем составлены акты общей формы, на основании которых ответчик произвел расчет и осуществил списание денежных средств с лицевого счета ООО "МЗК-Поволжье" в размере 2482,72 руб., что подтверждается актом сверки расчетов от 01.01.2013 N 1001112515/122012, актом оказанных услуг от 31.21.2012 N 1001112515/2012126, счетом-фактурой от 31.12.2012 N 0000010000000655/1200014247.
Не согласившись с указанными действиями, ООО "МЗК-Поволжье" обратилось к ОАО "РЖД" с соответствующей претензией о восстановлении на лицевом счете списанной суммы, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "МЗК-Поволжье" в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьёй 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации".
При таких условиях, суд сделал обоснованный вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В силу названной статьи Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, не представлены документы, подтверждающие согласование между истцом и ответчиком размера платы за пользование вагонами, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования в период ожидания их приема на пути необщего пользования, в частности, о применении к данным взаимоотношениям Тарифного руководства N 2, в обоснование которого ссылается ОАО "РЖД".
Таким образом, суд обоснованно исходил из того, договором от 20.05.2011 N 3 ОР/283 не согласовано условие о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы.
Поэтому указание в подпункте 2.1.10 договора на внесение заказчиком платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере, установленном Тарифным руководством N 2 для вагонов, не принадлежащих перевозчику, не свидетельствует о согласовании его сторонами порядка и размера оплаты.
Пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, установлено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Однако, доказательств, свидетельствующих о реальной причине задержки вагонов, зависимости данной причины исключительно от грузополучателя, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств обоснованно признал правомерным взыскание с ответчика неустойки, в силу статьи 395 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 794 ГК РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Приложением N 1 к Правилам приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом утверждена форма заявки. При этом в графе "2" заявки на перевозку грузов указывается предполагаемая грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов, дата погрузки.
Как следует из материалов дела, стороны в графе "2" заявки от 17.11.2012 N 021984237 определили даты подачи вагонов под погрузку - с 10.12.2012 по 14.12.2012. Указанные сроки перевозчиком были нарушены - фактически вагоны поданы 25.12.2012 и 26.12.2012, что подтверждается представленными в материалы дела перевозочными документами.
Представленный истцом расчет штрафа судебной коллегией проверен, признан обоснованным и арифметически верным.
При вышеуказанных обстоятельствах судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу N А57-13702/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 794 ГК РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июля 2014 г. N Ф06-12397/13 по делу N А57-13702/2013