г. Казань |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А06-8566/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.01.2014 (судья Ю.А. Винник) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судья Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-8566/2013
по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г. Шевченко", г. Астрахань, к государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, о признании недействительным решения от 29.10.2013 N 542 в части доначисления страховых взносов с выплат пособий молодым специалистам в сумме 200 руб., грантов в сумме 150 руб., материального поощрения в сумме 400 руб., соответствующие суммы пени и штрафных санкции,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г. Шевченко" (далее - МБОУ "СОШ N 4 имени Т.Г. Шевченко", учреждение, заявитель) с заявлением к государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ответчик) о признании недействительным решения N 542 от 29.10.2013 в части доначисления страховых взносов с выплат пособий молодым специалистам в сумме 200 руб., грантов в сумме 150 руб., материального поощрения в сумме 400 руб., соответствующие суммы пени и штрафных санкции.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.01.2014 оставлено без изменения.
Фонд, не согласившись с решением первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым требования учреждения оставить без удовлетворения в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании решения от 05.09.2013 N 05/1-992 проведена документальная выездная проверка МБОУ "СОШ N 4". Приказом Управления по образованию и науке администрации г. Астрахани от 25.07.2013 N 08-07-382 МБОУ г. Астрахани "СОШ N 4" переименовано в МБОУ г. Астрахани "СОШ N 4 имени Т.Г. Шевченко".
Проверкой установлено, что МБОУ г. Астрахани "СОШ N 4 имени Т.Г. Шевченко" не начислены страховые взносы на выплаты пособия учителям, находящимся в длительном отпуске без содержания, пособия молодым специалистам, гранта и победителю конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям.
Фондом 29.10.2013 принято решение N 542 о привлечении МБОУ "СОШ N 4" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов, что составляет 155, 34 руб., дополнительно начислено страховых взносов в сумме 776, 69 руб., пени в размере 114, 99 руб., всего общей сумме 1 047, 02 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Фонда о том, что заявителем нарушены нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации", положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
МБОУ "СОШ N 4 имени Т.Г. Шевченко" не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с требовании о признании решения фонда недействительным, в части доначисления страховых взносов с выплат пособий молодым специалистам в сумме 200 руб., с грантов в сумме 150 рублей, материального поощрения в сумме 400 руб., а так же соответствующих сумм пени и штрафных санкции.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, указали на то, что выделенные денежные средства на выплату пособий молодым специалистам, грантов и материального поощрения не облагаются страховыми взносами и признали решение Фонда в обжалуемой части незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Пунктом 2 названной статьи установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 отмеченного закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Следовательно, единовременные выплаты, установленные законом субъекта Российской Федерации, можно назвать мерой государственной поддержки, так как они, во-первых, не входят в систему оплаты труда работника и не являются стимулирующей выплатой, во-вторых, установлены законом субъекта.
Как правомерно указали суды, в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Судами установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация г. Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ни администрация г. Астрахани, ни Министерство образования и науки Российской Федерации не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Суммы в виде грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно учреждение не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Кроме того, судами в соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением от 24.08.2006 N 1539-м правомерно учтен целевой характер предоставленных средств.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.
Судами правомерно установлено, что выплата победителю конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям является вознаграждением работника за исполнение своих трудовых обязанностей, не гарантирована ни трудовым, ни коллективным договорами, была получена физическим лицом за победу в конкурсе, организованном Министерством образования и науки Астраханской области.
Судами также установлено и не оспаривается ответчиком, что единовременные выплаты молодым специалистам были произведены на основании приказов Управления по образованию и науки администрации г. Астрахани и Комитета по образования и науке администрации г. Астрахани, которые не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.
Следовательно, данные денежные суммы - МБОУ "СОШ N 4 имени Т.Г. Шевченко" не распределяло в качестве вознаграждения своим работникам в рамках трудовых отношений, а произвело в соответствии с постановлением Мэра города Астрахани от 04.08.2009 N 2978-м, приказом Комитета по образованию и науке администрации г. Астрахани от 17.09.2010 N 01-07-590 и приказом Управления по образованию и науки администрации г. Астрахани от 21.09.2012 N 433.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда и соответственно не подлежат обложению страховыми взносами.
С учетом вышеизложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы Фонда являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы кассационной жалобы Фонда необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А06-8566/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 20.2. Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 г. N Ф06-12970/13 по делу N А06-8566/2013