г. Казань |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А72-9518/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2014 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 (председательствующий судья - Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Захарова Е.И.)
по делу N А72-9518/2013
по заявлению Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Поповскому детскому саду "Солнышко", с. Поповка Майнского района Ульяновской области (ОГРН 1037300391303, ИНН 7309901236) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Поповскому детскому саду "Солнышко", с. Поповка Майнского района Ульяновской области (далее - МДОУ "Солнышко", учреждение, ответчик) о взыскании денежных средств.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014, заявленные требования удовлетворены частично, взыскано с МДОУ "Солнышко в пользу Фонда для зачисления в соответствующий бюджет 240,75 руб., в том числе 160 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за октябрь 2009 года, 48,75 руб. пени за несвоевременную уплату указанных взносов, 32 руб. штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов. В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Фонд обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Фонд провел документальную выездную проверку страхователя - МДОУ "Солнышко".
По вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) детским садом страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд:
- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. составлен акт выездной проверки N 877 с/с - доходы от 14.12.2012 и вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.01.2013 N 15;
- от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 составлен акт N 788 н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 14.12.2012 и вынесено решение N 15 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 29.01.2013.
По результатам выездной проверки заявителем сделан вывод о нарушениях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Заявитель счел, что, в нарушение статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) ответчиком не начислены страховые взносы на единовременную выплату педагогическим работникам - молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках Ульяновской области за ноябрь 2010 года в размере 120 000 руб. В связи с этим заявитель начислил ответчику 3 480 руб. страховых взносов за ноябрь 2010 года.
За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ МДОУ "Солнышко" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 20% от причитающейся к уплате суммы страховых взносов - 696 руб. (3 480 руб. х 20%).
На основании части 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ за нарушение срока уплаты страховых взносов страхователю начислены пени за период с 16.03.2010 по 30.06.2011 в сумме 176,33 руб.
Фонд направил МДОУ "Солнышко" требование от 26.02.2013 N 16, предложив в срок до 18.03.2013 добровольно перечислить недоимку в сумме 3 480 руб., пени в сумме 176,33 руб., штраф в сумме 696 руб.
В указанный в требовании срок ответчик вышеуказанную сумму не уплатил.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, обоснованно исходили из того, что единовременные выплаты педагогическим работникам - молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют компенсационный характер и не подлежат обложению страховыми взносами.
Данный вывод судебная коллегия находит обоснованным, исходя из следующего.
Подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховщикам предоставлено право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Следовательно, судами верно указано, что камеральная проверка проведена заявителем в рамках имеющихся полномочий.
Требование заявителя о взыскании суммы страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010 год судебными инстанциями также были признаны несостоятельными. При этом исходили из следующего.
Статьей 4.4 Закона N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) установлено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Таким образом, в 2010 году определение базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм, не подлежащих обложению указанными страховыми взносами, производились исходя из положений Закона N 212-ФЗ.
Из правового анализа статей 5, 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ, следует, что основанием для исчисления страховых взносов являются все виды выплат и вознаграждений, начисленных работнику в рамках трудовых отношений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, арбитражные суды обеих инстанций верно основывались на следующем.
По настоящему делу судами установлено, что законами Ульяновской области от 30.11.2009 N 188-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 29.11.2010 N 190-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрены выплаты педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области - молодым специалистам на 2010 и 2011 годы.
Пунктом 1 постановления Правительства Ульяновской области от 23.09.2008 N 406-П "О единовременной выплате педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области - молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" Министерство образования Ульяновской области определено исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на назначение и осуществление единовременной выплаты педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области - молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пункту 2 этого же постановления утверждены Порядок назначения единовременной выплаты педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области - молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (приложение N 1), Правила предоставления средств из областного бюджета Ульяновской области на единовременную выплату педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Ульяновской области - молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (приложение N 2).
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Суды, проанализировав материалы настоящего дела, сделали вывод, что в данном рассматриваемом случае, единовременные выплаты педагогическим работникам ответчиком были произведены на основании вышеуказанных норм в соответствии с распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 24.09.2010 N 3757-р, в соответствии с пунктами 1.30, 1.31 которого назначены единовременные выплаты двум молодым специалистам - воспитателям МДОУ "Солнышко" в размере 60 000 руб. каждому.
Данные выплаты направлены на привлечение педагогов - молодых специалистов к работе в сельской местности.
Кроме того, судами правомерно учтен целевой характер предоставленных средств.
Таким образом, как правильно указали арбитражные суды, спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
В связи с чем, указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции признает правильным вывод судов обеих инстанций о том, что доначисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за ноябрь 2010 года в размере 3 480 руб. не является правомерным.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А72-9518/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 4.4 Закона N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) установлено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Таким образом, в 2010 году определение базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм, не подлежащих обложению указанными страховыми взносами, производились исходя из положений Закона N 212-ФЗ.
Из правового анализа статей 5, 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ, следует, что основанием для исчисления страховых взносов являются все виды выплат и вознаграждений, начисленных работнику в рамках трудовых отношений.
...
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2014 г. N Ф06-12975/13 по делу N А72-9518/2013