г. Казань |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А55-28851/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-28851/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА", г. Самара (ИНН 6311043167, ОГРН 1026301520970) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - ООО "РАА", общество) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:599, площадью 80 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе жилого дома N 34, и обязании в двухнедельный срок после вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что факт наличия либо отсутствия нестационарного торгового объекта заявителя в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары (далее - Схема) не может служить препятствием для дальнейшего размещения на указанном земельном участке нестационарного торгового объекта ООО "РАА", поскольку нестационарный торговый объект общества размещен на испрашиваемом земельном участке до утверждения указанной Схемы.
В кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), поданной в суд кассационной инстанции, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что действующим законодательством не предусмотрено размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке согласно Схеме, кроме того, на основании распоряжения администрации Советского района г. Самары от 23.04.2004 N 425 договор аренды испрашиваемого земельного участка заключен не был, арендные отношения в данном случае не возникли.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РАА" возражает против отмены судебных актов, ссылаясь на то, что доводы Министерства направлены на переоценку фактически установленных обстоятельств.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, что земельный участок площадью 80 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. XXII Партсъезда, в районе дома N 34, поставлен на государственный кадастровый учет 03.10.2005 и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0907003:599.
Распоряжением администрации Советского района г. Самары от 03.10.2005 N 822 земельный участок предоставлен в аренду ООО "РАА" сроком на 3 (три) года под установку временного павильона "Цветы" по адресу: улица XXII Партсъезда, в районе дома N 34.
По результатам осмотра объекта - павильон "Цветы" был составлен акт от 14.01.2010, утвержденный заместителем главы городского округа - глава администрации Советского района, в котором отмечено, что временный павильон "Цветы", принадлежащий ООО "РАА", общей площадью 80 кв.м фактически установлен и эксплуатируется, внешний вид соответствует современному дизайну.
Министерство приказом от 02.11.2011 N 3281 уполномочило общество об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:599 согласно проекту границ земельного участка, о внесении сведений об обременениях по использованию данного земельного участка согласно заключению департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 14.10.2011 N Д05-01-01/9416-1-1, об обеспечении выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка.
По результатам выполненных кадастровых работ общество получило кадастровую выписку о земельном участке от 03.09.2013 N 63-00-102/13-447396, из которого следует, что разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:599 - под установку временного павильона "Цветы".
В свою очередь, постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
ООО "РАА" 05.12.2013 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0907003:599, площадью 80 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. 22 Партсъезда в районе дома N 34, занимаемого временным павильоном-магазином "Цветы".
Министерство сообщением от 09.12.2013 N 12-1/3172/13 отказало обществу в предоставлении в аренду данного земельного участка, указав на то, что утвержденной Схемой размещение каких-либо объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
Общество считая, что указанное решение Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Положения пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В развитие названной нормы пунктом 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок распоряжения земельным участком регламентирован постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка предусмотрена возможность предоставления земельного участка без проведения торгов в форме аукциона в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Судами двух инстанций установлено, что испрашиваемый земельный участок для размещения павильона, который по своей технической характеристики не является объектом капитального строительства, фактически используется ООО "РАА" с 2005 года, о чем имеется акт органа местного самоуправления принятый до 01.07.2006, в связи с чем предусмотрена возможность его предоставления в аренду без проведения торгов в форме аукциона.
Этот факт Министерством не оспаривается, что свидетельствует о наличии правовой определенности относительно права у общества требовать предоставление земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило утверждение постановлением Главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 разработанной Схемы размещения нестационарных объектов на территории городского округа.
Суды двух инстанций, разрешая спор, правомерно отметили, что последующее утверждение Схемы на основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не может служить основанием для ограничения эксплуатации объектов, которая была начата до ее утверждения.
В связи с чем последующее утверждение Схемы не может по этому основанию лишать права ООО "РАА" на предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что отказ Министерства противоречит действующему законодательству, удовлетворили требования общества.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А55-28851/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
...
Суды двух инстанций, разрешая спор, правомерно отметили, что последующее утверждение Схемы на основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не может служить основанием для ограничения эксплуатации объектов, которая была начата до ее утверждения.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что отказ Министерства противоречит действующему законодательству, удовлетворили требования общества."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 августа 2014 г. N Ф06-13449/13 по делу N А55-28851/2013