г. Казань |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А65-25484/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Селиваненко А.А., доверенность от 12.08.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно производственное объединение "Нефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2014 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Бажан П.В.)
по делу N А65-25484/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно производственное объединение "Нефтепродукт", д. Нижние Савруши Тюлячинского района Республики Татарстан (ИНН 1619000150, ОГРН 1021607155206) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения, незаконным отказа, понуждении восстановить сведения о границах земельного участка в государственном кадастре недвижимости, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань (ИНН 1655065378, ОГРН 1051622106887), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Внешнеторговое научно производственное объединение "Нефтепродукт" (далее - общество, ООО "ВТ НПО "Нефтепродукт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по РТ", кадастровая палата) о признании недействительным решения об исправлении технической ошибки от 21.02.2013 N РКФ-16/05/13-15; о признании незаконным отказа ФГБУ "ФКП Росреестра по РТ", выраженный в письме от 04.09.2013 N 1119805, в восстановлении сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17 в государственном кадастре недвижимости; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра по РТ" восстановить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17 в государственном кадастре недвижимости (согласно кадастровой выписке от 07.06.2012).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, ООО "ВТ НПО "Нефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:15:180701:17 общей площадью 91 551,12 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Шеланговское поселение, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2013.
Из кадастровой выписки о вышеуказанном земельном участке от 16.08.2013 заявитель узнал, что сведения о его границах были исключены из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН).
Ранее информация о границах этого земельного участка содержалась в ГКН, о чем свидетельствует кадастровый план земельного участка (кадастровый номером 16:15:180000:0001) от 28.04.2001, кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 16:15:180701:17 от 07.06.2012.
ООО "ВТ НПО "Нефтепродукт" 22.08.2013 обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о восстановлении данных о границах земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17, а также предоставлении копии документов, которые послужили основанием для исключения сведений о границах данного земельного участка.
Из ответа кадастровой палаты от 04.09.2013 следует, что сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17 были исключены из ГКН на основании решения от 21.02.2013 N РКФ-16/05/13-15 об исправлении технической ошибки по причине отсутствия в архиве филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по РТ" и Управления Росреестра по РТ документов о межевании земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17.
ООО "ВТ НПО "Нефтепродукт", посчитав, что решение ответчика об исправлении технической ошибки и отказ в восстановлении данных о границах земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17 являются незаконными и нарушают его права и интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
Требования мотивированы тем, что решение об устранении технической ошибки принято кадастровой палатой с нарушением требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), техническая ошибка отсутствует. Заявитель просил обязать кадастровую палату восстановить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17 по имеющимся координатам границ из содержания предыдущего кадастрового паспорта данного земельного участка (согласно кадастровой выписке от 07.06.2012).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ необходимым для кадастрового учета документами является, в том числе межевой план.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 16:15:180701:17 поставлен на кадастровый учет на основании заявления от 30.03.2001, поданного в Комитет по земельным ресурсам и земельной реформе Верхнеуслонского района Республики Татарстан, ранее имел номер 16:15:180000:0001. То есть, земельный участок поставлен на кадастровый учет до введения в действие Закона N 221-ФЗ, и его границы на местности не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом государственный кадастровый учет земельного участка проводился в порядке, установленном действующим на тот момент Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 19 названного Закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно статье 3 Приказа Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет" документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, оформляются в виде описаний земельных участков.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан по требованию суда о представлении документов о межевании, об описании земельных участков, представили в суд уведомления от 07.02.2013, от 04.09.2013, от 05.12.2013, от 19.12.2013 о том, что в архиве государственного фонда отсутствуют данные, полученные в результате проведения землеустройства, отсутствует землеустроительное дело земельного участка с кадастровым N 16:15:180701:17 (предыдущий номером 16:15:180000:0001).
Отсутствие документов о межевании указанного земельного участка в архиве государственного фонда послужило основанием для направления Управлением Росреестра по РТ уведомления в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по РТ" от 07.02.2013.
В связи с отсутствием в материалах кадастрового дела документов о межевании, землеустроительного дела земельного участка, ответчиком составлен протокол от 21.02.2013 о выявлении технической ошибки N ТО-16/05/13-15 и принято решение N РКФ-16/05/13-15 об исправлении технической ошибки - в сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:15:180701:17 внесены изменения: исключены из ГКН сведения о координатах земельного участка.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок в установленном порядке, на основании материалов межевания и землеустроительной документации поставлен на кадастровый учет, был предметом оценки судов и правомерно ими отклонен, поскольку установлено, что подтверждающих документов о проведенном межевании земельного участка с кадастровым номером 16:15:180701:17 не имеется.
Данный вывод судов ООО "ВТ НПО "Нефтепродукт" документально не опровергло.
При этом судами принято во внимание, что кадастровой выпиской от 07.06.2012, на которую сослался заявитель, как основание для восстановления сведений о границах земельного участка, подтверждается, что площадь и местоположение границ земельного участка являются ориентировочными и подлежат уточнению при межевании (пункт 16 выписки).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды на законных основаниях отказали в удовлетворении заявленных требований.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, то суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по делу N А65-25484/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 16:15:180701:17 поставлен на кадастровый учет на основании заявления от 30.03.2001, поданного в Комитет по земельным ресурсам и земельной реформе Верхнеуслонского района Республики Татарстан, ранее имел номер 16:15:180000:0001. То есть, земельный участок поставлен на кадастровый учет до введения в действие Закона N 221-ФЗ, и его границы на местности не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
...
Согласно статье 3 Приказа Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет" документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, оформляются в виде описаний земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 августа 2014 г. N Ф06-13850/13 по делу N А65-25484/2013