г. Казань |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А55-24325/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Коган В.Г., по доверенности от 01.04.2014,
ответчиков - Громовой К.Б., по доверенности от 27.12.2013 N 01-6-06/6451, Лесняковской А.С., по доверенности от 18.04.2014 N 24-14-01/07/1434,Уваровой А.С., по доверенности от 12.08.2014 N 26-14-01/07/3161,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, администрации Кировского района городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., Судьи: Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-24325/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (ИНН 6312038434, ОГРН 1026300772937), г. Самара, к Департаменту потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, г. Самара, администрации Кировского района городского округа Самара, г. Самара, о признании действий незаконными, с участием третьего лица: Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (далее - ООО ПТР", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений, о признании действий администрации Кировского района г.о. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "ПТР" на праве собственности торгового павильона, состоящего из 16 отдельных торговых объектов, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр. Кирова, незаконными и обязать ответчиков немедленно устранить допущенные нарушения путем возврата и приведения торгового павильона в первоначальное состояние.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 заявление удовлетворено частично. Действия администрации Кировского района г. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "ПТР" объекта, а именно - листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков, признаны незаконными как не соответствующие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара. На Администрацию Кировского района г.Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", возвратив ему листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 решение суда первой инстанции от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 изменено в части обязания администрации Кировского района городского округа Самара и Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара совершить определённые действия по возврату листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков. Суд обязал администрацию Кировского района городского округа Самара и Департамент потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПТР" по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов. В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, администрация Кировского района городского округа Самара обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, направить дело не новое рассмотрение, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 28.08.2014.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения этих действий, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий публичные полномочия.
В рассматриваемом случае представленные обществом доказательства: схема расположения торговых объектов, план секции А модуля N 1, план секции А модуля N 2, План секции А модуля N 3, План секции А модуля N 4, План секции В модуля N 1, План секции В модуля N 2, Авансовый отчет от 06.07.09 N 18 с приложениями, Авансовый отчет от 07.07.09 N 19 с приложениями, Авансовый отчет от 30.07.09 N 24 с приложениями, Авансовый отчет от 06.08.09 N 26 с приложениями, Авансовый отчет от 07.08.09 N 27 с приложениями, Авансовый отчет от 08.08.09 N 28 с приложениями, Авансовый отчет N29 от 10.08.09 с приложениями, Авансовый отчет от 11.08.09 N 30 с приложениями, Авансовый отчет от 13.08.09 N 31 с приложениями, Авансовый отчет от 20.08.09 N 33 с приложениями, Авансовый отчет от 31.08.09 N 37 с приложениями, Авансовый отчет от 01.09.09 N 39 с приложениями, Авансовый отчет от 03.09.09 N 40 с приложениями, Авансовый отчет от 07.09.09 N 41 с приложениями, Авансовый отчет от 11.09.09 N 42 с приложениями, Авансовый отчет от 16.09.09 N 43 с приложениями, Авансовый отчет от 18.09.09 N 44 с приложениями, Авансовый отчет от 30.09.09 N 45 с приложениями, Авансовый отчет от 02.10.09 N 46 с приложениями, Авансовый отчет от 09.10.09 N 48 с приложениями, Авансовый отчет от 14.10.09 N 49 с приложениями, Авансовый отчет от 20.10.09 N 51 с приложениями, Авансовый отчет от 26.10.09 N 53 с приложениями, Авансовый отчет от 16.12.09 N 60 с приложениями, Авансовый отчет от 17.12.09 N 61 с приложениями, Договор подряда от 29.06.09, Приложение N 1 к договору подряда - смета, Расписка от 30.06.09, Расписка от 01.08.09, Расписка от 04.09.09, Расписка от 12.10.09, Расписка от 17.12.09, РКО N 81 от 03.07.09. ПКО N 234 от 06.07.09, ПКО N 236 от 07.07.09, РКО N 85 от 07.07.09, РКО N 96 от 30.07.09, ПКО N 272 от 06.08.09, РКО N 100 от 06.08.09, ПКО N 275 от 07.08.09, РКО N 101 от 07.08.09, РКО N 103 от 07.08.09, ПКО N 279 от 10.08.09, РКО N 104 от 10.08.09, ПКО N 281 от 11.08.09, РКО N 106 от 11.08.09, ПКО N 284 от 13.08.09, РКО N 107 от 13.08.09, РКО N 110 от 20.08.09, ПКО N 294 от 20.08.09, ПКО N 300 от 24.08.09, РКО N 112 от 24.08.09, РКО N 132 от 25.09.09, ПКО N 346 от 25.09.09, ПКО N 337 от 18.09.09, РКО N 129 от 18.09.09, ПКО N 330 от 14.09.09, РКО N 127 от 14.09.09, ПКО N 325 от 10.09.09, РКО N 126 от 10.09.09, ПКО N 321 от 07.09.09, РКО N 124 от 07.09.09, РКО N 121 от 02.09.09, ПКО N 315 от 02.09.09, ПКО N 313 от 01.09.09, РКО N 119 от 01.09.09, РКО N 134 от 02.10.09, ПКО N 358 от 05.10.09, ПКО N 361 от 07.10.09, РКО N 138 от 07.10.09, ПКО N 369 от 12.10.09, РКО N 141 от 12.10.09, РКО N 143 от 16.10.09, ПКО N 379 от 19.10.09, РКО N 147 от 20.10.09, ПКО N 381 от 20.10.09, РКО N 149 от 23.10.09, ПКО N 390 от 26.10.09, ПКО N 399 от 02.11.09, ПКО N 408 от 09.11.09, ПКО N 411 от 12.11.09, IIКО N 416 от 16.11.09, ПКО N 425 от 23.11.09, ПКО N 428 от 25.11.09, ПКО N 435 от 30.11.09, ПКО N 445 от 07.12.09, ПКО N 454 от 14.12.09, РКО N 176 от 15.12.09, ПКО N 457 от 16.12.09, РКО N 177 от 16.12.09, ПКО N 459 от 17.12.09 РКО N 178 от 17.12.09, ПКО N 465 от 21.12.09, ПКО N 474 от 28.12.09, ПКО N 480 от 31.12.09, Договоры долгосрочного займа NN1-36, Бухгалтерский баланс за 2009 год, Отчет о прибылях и убытках за 2009 год, Приказ о проведении инвентаризации от 21.12.12 N 15, Инвентаризационная опись основных средств от 24.12.12 N 1 подтверждают факт несения заявителем расходов по возведению торговых павильонов по вышеуказанному адресу.
Всего в торговом павильоне 16 отдельных торговых объектов, каждый был сдан индивидуальным предпринимателям в аренду, что подтверждено договорами предоставления торгового павильона от 01.07.2013.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 22.07.2009 N РД-180 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Ставропольской и пр. Кирова в Кировском районе г. Самары под установку временного павильона ООО "ПТР".
Администрация Кировского района г. Самары письмом от 20.10.2009 N 09-23/4697 сообщило директору ООО "ПТР" о согласовании места размещения временной контейнерной площадки для сбора ТБО от торговых точек по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр. Кирова.
В материалах дела отсутствуют доказательства оформления правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок под рассматриваемыми торговыми павильонами по вышеуказанному адресу, что подтверждено отзывом Министерства имущественных отношений Самарской области и приложенными к нему доказательствами, из которых усматривается, что 19.05.2009 ООО "ПТР" обратилось с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по вышеназванному адресу, площадью 146,90 кв.м, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Главным управлением организации торгов Самарской области 20.05.2010 проведен аукцион, по результатам которого составлен протокол об итогах аукциона, в соответствии с которым аукционной комиссией допущены к аукциону ООО "ПТР" и ООО "Адмирал".
В Министерство имущественных отношений Самарской области 25.05.2010 поступило заявление ООО "Поволжские торговые ряды" об отказе заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0229002:511.
ООО "ПТР" повторно обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, положенного по адресу: г. Самара, в красных линиях по вышеназванному адресу, площадью 146,90 кв.м, под установку именного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74) письмом от 27.11.2013 N 12-2/3032/2013 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало ООО "ПТР" в предоставлении земельного указанного участка.
Следовательно, рассматриваемый объект является самовольно установленным нестационарным объектом потребительского рынка в смысле, определенном пунктом 1.3 Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 19.10.2011 N 1282. Собственник указанного объекта был достоверно известен администрации Кировского района г. Самары.
Данный Регламент определяет порядок действий администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Из заявления ООО "ПТР" следует что, 29.10.2013 начат демонтаж принадлежащего ему объекта, 05.11.2013 разобранные объекты были вывезены.
Регламентом предусмотрено составление акта о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка (пункт 2.4), направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункты 2.1, 2.3, 2.4 Регламента определяют, что работу по выявлению незаконно установленных объектов проводит администрация городского округа Самара через свои территориальные органы, в лице администраций соответствующих районов. Выявление объектов осуществляется должностными лицами администрации соответствующего района городского округа Самара в процессе обследований территории соответствующего района городского округа, проводимых ежедневно в соответствии с их полномочиями.
В процессе обследования территории района городского округа специалистами администрации Кировского района выявлена торговая деятельность индивидуальных предпринимателей, занимающих торговые павильоны, расположенные по вышеуказанному адресу. Документов, подтверждающих законность занятия земельного участка, специалистам администрации района представлено не было.
Согласно письму Министерство имущественных отношений Самарской от 21.06.2013 N 12/7899, по состоянию на 07.06.2013 решений о предоставлении в аренду земельного участка по вышеназванному адресу не принималось, соответствующие договоры не заключались.
По факту проверки составлены акты о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка от 21.12.2012 N N 244-267.
Специалистами администрации района 16.10.2013 арендаторам торговых павильонов, расположенных по вышеуказанному адресу, были вручены уведомления о необходимости предоставить в администрацию района правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок либо устранить нарушения закона путем демонтажа незаконно установленного объекта в срок до 21.10.2013.
Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, администрация Кировского района г.о. Самара 29.10.2013 начали демонтаж торговых павильонов, что подтверждается письмом от 01.11.2013 N 01-6-12/5311 в котором зам. главы администрации Кировского района Сафронов В.В. указывает на то, что Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара "организованы работы по демонтажу самовольно установленных временных объектов".
Факт разбора и вывоза Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара и администрацией Кировского района г.о. Самара отражен также в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.11.2013, где указано следующее: "29.10.13 сотрудник Департамента потребительского рынка и администрации г.о. Самара Ильин Д.С. с разнорабочим без постановления суда и других юридических документов стал производить демонтаж торгового объекта на пересечении ул. пр. Кирова-Ставропольская, 29.10.13 Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара в лице Илина Д.С. с сотрудниками администрации Кировского района г.о. Самара, с сотрудниками полиции обеспечивающими охрану общественного порядка были начаты мероприятия направленные на освобождение самовольно возведенных павильонов".
Вместе с тем, в имеющемся в деле протоколом осмотра места происшествия от 05.11.2013, зафиксировано, что на указанную дату торговые павильоны были частично разобраны, листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков демонтированы, погружены в автомобиль Газель и направлены на штрафстоянку Димитрова, 1А. Что подтверждается показаниями свидетелей Туляковой С.В., Бекасова О.П.
Пунктом 2.6 регламента предусмотрено направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта, публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункт 3.1 Регламента предусматривает, что вывоз самовольно установленных нестационарных Объектов потребительского рынка осуществляется лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств. Принудительный вывоз самовольно установленного Объекта осуществляется на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. В рамках административного производства (ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения Объект может быть изъят уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2).
Ссылка Департамента и Администрации на пункт 3.3 Регламента не исключает обязанность органов местного самоуправления по соблюдению пунктов 3.1 и 3.2 данного Регламента.
В данном случае лицо, установившее рассматриваемый объект - ООО "ПТР", известно администрации Кировского района.
Возражения администрации о том, что директору ООО "ПТР" Никулиной Л.А. также было известно о необходимости демонтажа самовольно установленных торговых павильонов, что подтверждается ее письмом от 17.10.2013, адресованным в администрацию района обоснованно отклонены, поскольку приведенные пункты Регламента содержат императивные нормы, возлагающие обязанность по вывозу рассматриваемого объекта непосредственно на общество, либо на основании соответствующего решения суда (как предусмотрено пунктом 2.5 Регламента - по иску об освобождении самовольно занятого земельного участка), либо в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Доказательства того, что Департамент и Администрация действовали на основании соответствующего решения суда либо имелось соответствующее дело об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.
Установленный обществу срок для самостоятельного вывоза торговых павильонов до 21.10.2013 (за 4 дня), также нельзя признать достаточным, разумным и соответствующим требованиям рассматриваемого регламента, поскольку, в частности, пункты 2.6 и 2.7 Регламента, определяющие порядок проведения работы по выявлению владельца объекта, устанавливают, что при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект, администрацией городского округа Самара в средствах массовой информации публикуется обращение с предложением о добровольном вывозе объекта в месячный срок со дня опубликования настоящего обращения его владельцем или явиться в администрацию соответствующего района для выяснения правомерности установки объекта, а также соответствующая информация размещается на объекте.
Указанный месячный срок (минимально) должен применяться и в случае вывоза объекта самостоятельно лицом, его установившим.
Следовательно, обоснованными являются выводы судов о несоответствии вышеуказанных действий по демонтажу и вывозу принадлежащего обществу объекта требованиям закона и нарушающими права и законные интересы заявителя на самостоятельный вывоз принадлежащих ему торговых павильонов в определенном Регламентом порядке.
Таким образом, судебные акты в данной части являются законными и обоснованными.
Учитывая, что материалами дела доказан факт незаконных действий Департамента и Администрации по демонтажу и вывозу объектов, принадлежащих обществу, однако не доказан факт вывоза количества объектов и количества наименований элементов объектов, на Администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара обоснованно возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путём восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние.
В дальнейшем демонтаж и снос указанных объектов должен быть произведён в соответствии с указанным Регламентом, определяющем порядок действий Администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара.
Принимая во внимание изложенное, выводы апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу N А55-24325/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, администрации Кировского района городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
...
Пункт 3.1 Регламента предусматривает, что вывоз самовольно установленных нестационарных Объектов потребительского рынка осуществляется лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств. Принудительный вывоз самовольно установленного Объекта осуществляется на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. В рамках административного производства (ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения Объект может быть изъят уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2014 г. N Ф06-14026/13 по делу N А55-24325/2013