г. Казань |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А55-23180/2013 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Колупаева Д.С., доверенность от 01.06.2014,
ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары - Попугаевой О.И., доверенность от 09.01.2014,
ответчика - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Беззубовой Ю.В., доверенность от 14.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2014 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-23180/2013
по заявлению иностранной организации "РИМОС ЛИМИТЕД", г. Самара, о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 20.05.20113 N 16-15/2423 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 15.07.2013 N 03-15/17032,
УСТАНОВИЛ:
Иностранная организация "РИМОС ЛИМИТЕД" (далее-заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - 1-е заинтересованное лицо, налоговый орган) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.05.2013 N 16-15/2423 дсп, решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - 2-е заинтересованное лицо, управление) по апелляционной жалобе "РИМОС ЛИМИТЕД" КОМПАНИ (отделение в г. Самара) на решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.05.2013 N 16-15\2423дсп от 15.07.2013 N 03-15/17032.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Иностранная организация "РИМОС ЛИМИТЕД", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит указанные принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2011 год "РИМОС ЛИМИТЕД" КОМПАНИ (отделение в г. Самара) вынесено оспариваемое по делу решение от 20.05.2013 N 16- 15/2423дсп, которым доначислен транспортный налог в сумме 2 614 500 руб., налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в сумме 522 900 руб., начислены пени в сумме 315 679,09 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 15.07.2013 N 03-15/17032 решение инспекции от 20.05.2013 N16-15\2423дсп изменено, отменен пункт 1 подпункт 4.2. пункта 4 его резолютивной части (привлечение к налоговой ответственности), также оспариваемое по настоящему делу.
Налогоплательщик произвел перерасчет суммы транспортного налога за 2011 год по транспортному средству - самолет ТУ-154-М, регистрационный знак RA-85744 с учетом коэффициента нахождения в собственности данного транспортного средства, сниженного с 1 до 0,17 с учетом того, что в 2010 году указанное воздушное судно попало в происшествие и фактически уничтожено полностью.
В подтверждение довода об отсутствии возможности дальнейшей эксплуатации указанного воздушного судна налогоплательщик представил письмо Межгосударственного авиационного комитета от 20.01.2011 N 005-11-13, письмо МЧС РФ, Отчет МАК, письмо ОАО "Туполев" от 05.08.2011 и судебные акты по делу N А55-31921/2011.
По запросу суда ОАО "Туполев" письмом исх. 2105-01 от 17.02.2014 сообщило что "по результатам анализа материалов авиационной катастрофы эксплуатация, как транспортного средства, воздушного судна ТУ-154-М государственный и регистрационный знак RA-85744 серийный (заводской) N 92А927 после разрушений, полученных конструкцией самолета в результате катастрофы в аэропорту "Домодедово" 04.12.2010, не представляется возможной".
Сведения о наличии на его территории обломков воздушного судна ТУ-154-М RA-85744 также сообщил суду аэропорт "Домодедово" (письмо исх. 00942 от 14.02.2014).
Воздушное судно ТУ-154 списано с баланса на основании акта о списании от 28.02.2011 N РМЛ00000001 в соответствии с приказом о списании объектов основных средств от 28.02.2011 N 1/ОС/11 в результате аварии судна 04.12.2010 и признании комиссией не подлежащим восстановлению и дальнейшей эксплуатации (акт комиссии от 28.02.2011).
Налоговым органом при проведении проверки был направлен запрос от 11.02.2013 N 16-21/02039 в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (Росавиация).
Согласно сведениям, представленным Федеральным Агентством Воздушного Транспорта (Росавиация) от 04.03.2013N 024-203, воздушное транспортное средство самолет ТУ-154-М, государственный и регистрационный знаки RA-85744 зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с записью в качестве собственника "RIMOS LIMITED" (ИНН 9909284483) с 07.04.2008 по настоящее время.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ: в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах; на время розыска транспортных средств при подтверждении факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; при возникновении права на налоговую льготу.
Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога НК РФ не установлено.
При этом согласно статье 362 НК РФ исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
Как правильно отмечено судами, то обстоятельство, что транспортное средство - самолет ТУ-154-М, регистрационный знак RA-85744 до настоящего времени состоит на учете в регистрирующих органах, заявителем не оспаривается.
Согласно позиции налоговых органов, списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12223/10.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектами налогообложения являются, в том числе, самолеты и вертолеты.
Пассажирские и грузовые суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, не признаются объектами налогообложения (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ).
В пункте 1 статьи 362 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3 статьи 362 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).
Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, в том числе в случаях списания гражданского воздушного судна или снятия его с эксплуатации (пункт 5 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования статьи 357 НК РФ и статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и прекращается с момента исключения воздушных судов из названного реестра.
С учетом изложенного, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по делу N А55-23180/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).
Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, в том числе в случаях списания гражданского воздушного судна или снятия его с эксплуатации (пункт 5 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования статьи 357 НК РФ и статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и прекращается с момента исключения воздушных судов из названного реестра."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2014 г. N Ф06-14030/13 по делу N А55-23180/2013