г. Казань |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А72-9058/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
истца - Шишкиной И.И., по доверенности от 06.06.2012 N 3-2432,
ответчиков - администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., по доверенности от 26.06.2014 N 72-01-12, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., по доверенности от 10.07.2014 N 17113-14,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фадеевой Нины Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2014 (судья Коростелев В.А.) и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Кузнецов С.А., Бажан П.В.)
по делу N А72-9058/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Фадеевой Нины Геннадьевны (ОГРН 304732530100161), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, третье лицо: ЗАО КБ "Газбанк", о признании недействительным постановления Главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293, незаконным отказа, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Фадеева Нина Геннадьевна (далее - ИП Фадеева Н.Г., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнений требований, к администрации города Ульяновска, к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска о признании недействительным Постановления Главы Города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "Город Ульяновск" в части вынесения за красную линию и наложения на земли общего пользования земельного участка с кадастровым номером 73:24:031301:16, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 73:24:031301:16:0258870001 - здание магазина по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Рябикова, д. 89; о признании незаконным отказа администрации города Ульяновска о возможности оформления земельного участка в собственность под зданием магазина по ул. Рябикова, д. 89 в Засвияжком районе города Ульяновска, изложенного в Письме от 16.04.2013 N 3194-01 "О рассмотрении обращения"; об обязании администрации города Ульяновска передать в собственность ИП Фадеевой Н.Г. земельный участок с кадастровым номером 73:24:031301:16 под зданием магазина по ул. Рябикова, д. 89 в Засвияжком районе города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Фадеева Н.Г. обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
До рассмотрения кассационной жалобы поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией путем присоединением Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, название изменено на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
В подтверждение приложено Решение Ульяновской Городской Думы от 25.12.2013 N 201 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.03.2010 N 19 "Об утверждении структуры администрации города Ульяновска".
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции удовлетворяет заявленное ходатайство.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ИП Фадеевой Н.Г. на праве собственности, зарегистрированном в ЕГРП на недвижимое имущество и сделки с ним 07.04.2004, принадлежит здание магазина, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 89.
На основании постановления Главы г. Ульяновска от 27.10.2006 N 2570 между администрацией и предпринимателем заключен договор от 17.04.2006 аренды земельного участка площадью 259,88 кв.м, кадастровый номер 73:24:031301:16 под зданием магазина. Земельный участок передан в аренду сроком до 30.06.2025. Право аренды также зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделки с ним 07.07.2006.
ИП Фадеева Н.Г. 23.05.2013 обратилась в администрацию с просьбой расторгнуть договор аренды указанного земельного участка и оформить участок в собственность за плату.
Администрация письмом от 16.04.2013 N 3194-01 отказала предпринимателю в оформлении земельного участка в собственность со ссылкой на проект планировки территории Засвияжского района г. Ульяновска, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится за красной линией и накладывается на земли общего пользования улицы Рябикова. Земли общего пользования не подлежат приватизации. Учитывая наличие права собственности на здание магазина земельный участок возможен к оформлению только на праве аренды.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Части 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки.
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Таким образом, проект планировки территории и красных линий является составной частью градостроительной документации.
Согласно положениям пунктов 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (далее - Инстреукия), действующая в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Постановлением Главы г. Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 утвержден проект планировки территории Засвияжского района г. Ульяновска, которым утверждены красные линии, разграничивающие земли общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и территории под застройку.
Указанное Постановление опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 02.07.2009.
В обоснование своих требований предприниматель ссылается на то, что право собственности на здание магазина возникло у неё и границы переданного в аренду ей земельного участка были определены до принятия постановления Главы г. Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск" и определения красных линий.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.
Вместе с тем, в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержится перечень земель, земельные участки, которые не подлежат отчуждению.
В частности, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи, и другие) и земельные участки земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2014 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу N А72-9058/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фадеевой Нины Геннадьевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.
Вместе с тем, в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержится перечень земель, земельные участки, которые не подлежат отчуждению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 сентября 2014 г. N Ф06-14666/13 по делу N А72-9058/2013