г. Казань |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А57-25072/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области - Рябовой Я.В., доверенность от 30.04.2014 N 02-36/3,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Рябовой Я.В., доверенность от 04.02.2014 N 05-17/4,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2014 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-25072/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбзавод Вольский" (ОГРН 1076441001361, ИНН 6441017305), заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области о признании недействительным решения от 28.09.2012 N 39,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рыбзавод Вольский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (далее - инспекция) от 28.09.2012 N 39 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2014 требования общества удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в общей сумме 127 314 рублей 94 копеек, начисления 3257 рублей 10 копеек пени по налогу по упрощенной системе налогообложения, 764 рубля 52 копеек пени по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов, предложения уплатить 29 552 рубля 42 копеек единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системе налогообложения, 448 632 рублей 63 копеек земельного налога и соответствующих сумм пени по названному налогу. В части требований, в отношении которых обществом заявлен отказ, производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению земельного налога, начислению пеней и санкций, доначислению единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системе налогообложения и начислению пеней и санкций по данному налогу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 02.07.2012. По результатам проверки составлен акт от 06.09.2012 N 38 и принято решение от 28.09.2012 N 39 о привлечении общества к налоговой ответственности, доначислении налогов и начислении пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 06.01.2012, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Спорным является правомерность доначисления обществу земельного налога за 2009-2010 года по принадлежащему заявителю земельному участку исходя из его кадастровой стоимости в размере 20 400 743 рубля 04 копеек.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 64:42:030205:8 площадью 5088 кв.м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Вольск, ул. Советская, д. 2А.
Налоговый орган, основываясь правовых позициях, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11, 2647/11, согласно которым изданные Правительством Саратовской области постановление от 02.04.2009 N 121-П и постановление от 07.07.2009 N 270-П об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в силу требований статьи 5 Кодекса могли применяться налогоплательщиками только с 01.01.2010, то есть с начала нового налогового периода, при расчете земельного налога за отчетные периоды 2009 года и за 2010 год применил кадастровую оценку земель, утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Согласно сведениям, полученным инспекцией от филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Саратовской области в г. Вольск, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:42:030205:8 по состоянию на 01.01.2009 и на 01.01.2010 составляет 20 400 743 рублей 04 копеек.
Соответственно, сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2009 и 2010 год, составила 306 011 рублей 15 копеек (20 400 743 рублей 04 копеек х 1,5%).
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2013 по делу N А57-22422/2012, действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:42:030205:8 в части удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4009 рублей 58 копеек за 1 кв.м и кадастровой стоимости, составляющей 20 400 743 рублей 04 копеек признаны незаконными с момента их совершения.
В ходе рассмотрения данного дела арбитражный суд установил, что сведения об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 28.11.2008. На указанный момент действовало постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, в соответствии с которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 64:42:03 02 05 в Вольском районе в разрезе 9 вида разрешенного использования составляло 1307 рублей 53 копеек за 1 кв.м., а кадастровая стоимость земельного участка 6 652 712 рублей 64 копеек. Поэтому Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в спорный период должно было внести в государственный кадастр недвижимости в отношении принадлежащего обществу земельного участка именно эти сведения об удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв.м. и кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенных обстоятельств и принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11, суды пришли к правильному выводу о том, что за 2009 год земельный налог подлежит пересчету по постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П из расчета кадастровой стоимости в размере 4 239 932 рубля 16 копеек, за 2010 год - по постановлению Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П из расчета кадастровой стоимости в размере 6 652 712 рублей 64 копеек.
В соответствии с расчетом, представленного инспекцией на основании определения суда первой инстанции, сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом за 2009 год, составляет 63 598 рублей 98 копеек, за 2010 год - 99 790 рублей 69 копеек, всего - 163 389 рублей 67 копеек.
Поэтому суды обоснованно признали недействительным решение инспекции в части доначисления 448 632 рублей 63 копеек земельного налога, начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
По доначислению единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системе налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса в целях главы 26.2 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Абзацем 4 пункта 1 статьи 346.17 Кодекса, введенным Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2010, установлено, что суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных названной нормой, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с названной нормой, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
С 01.01.2011 пункт 1 статьи 346.17 Кодекса дополнен абзацем 6, устанавливающим, что средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Данный порядок применяется как налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, так и налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы.
Судами установлено, что в рамках областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год" между государственным учреждением "Центр занятости населения г. Вольск" (далее - учреждение) и заявителем заключен договор о совместной деятельности по организации временного трудоустройства (общественных работ) от 16.04.2009 N 52, по условиям которого учреждение осуществляло возмещение обществу затрат по организации временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу (минимальный размер оплаты труда и начисления на фонд оплаты труда).
Также между учреждением и обществом заключен договор о совместной деятельности по организации временного трудоустройства для проведения стажировки от 13.05.2009 N 79, по условиям которого учреждение осуществляло возмещение обществу затрат по организации временного трудоустройства для проведения стажировки безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений (минимальный размер оплаты труда и начисления на фонд оплаты труда).
Аналогичные договоры о совместной деятельности между указанными лицами заключены также в 2010 и 2011 годах в рамках антикризисных мероприятий Правительства Саратовской области.
Сумма поступивших от учреждения денежных средств составила 714 281 рублей 59 копеек.
Из смысла вышеприведенных норм следует, что для предпринимателей, получающих финансовую поддержку из бюджета по основаниям, указанным в абзацах 4 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Кодекса, доходом являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени.
Как установлено судами, требования к раздельному учету денежных средств, полученных налогоплательщиком от учреждения и выплаченных работникам (израсходованных) в качестве заработной платы, обществом соблюдены, какие-либо нарушения условий получения выплат, нецелевое использование бюджетных средств налоговым органом в ходе проверки не установлены.
Учреждение письмом от 07.04.2014 подтвердило отсутствие фактов нецелевого использования указанных средств налогоплательщиком.
Довод налогового органа о том, что к рассматриваемой ситуации положения абзаца 4 пункта 1 статьи 346.17 Кодекса не могут быть применены ввиду того, что учредители организации на момент создания общества не являлись безработными, не может быть принят судом, поскольку суммы выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, имели одну и ту же целевую направленность - создание условий для государственной поддержки лиц, ставших безработными в условиях финансового кризиса, с целью улучшение ситуации на рынке труда и создания новых рабочих мест.
Обществом указанные условия выполнены, что подтверждено учреждением.
Кроме того, как правильно указано судом апелляционной инстанции, отсутствие у денежных средств, выделяемых из бюджета для поддержки субъектов малого предпринимательства, экономического содержания дохода как объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (при условии соблюдения целевого назначения этих денежных средств), подтверждено также и последующим правовым регулированием, поскольку с 11.03.2011 вступили в силу изменения в статью 346.17 Кодекса (абзацы 6 и 7), введенные Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ, в соответствии с которыми средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.
Несмотря на то, что указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ), в рассматриваемой ситуации они обоснованно истолкованы судом апелляционной инстанции как доказательство того, что законодатель изначально, предусматривая в определенных экономических условиях необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, не рассматривал выделяемые из бюджета денежные средства как объект налогообложения единым налогом.
На основании изложенных правовых норм и фактических обстоятельств рассматриваемого дела, суды правильно признали, что выделенные обществу денежные средства не могут быть квалифицированы в качестве дохода в целях исчисления за этот период единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции оснований для доначисления налогоплательщику недоимки по названому налогу, пени и штрафа.
Кассационная инстанция, поддерживания выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А57-25072/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обществом указанные условия выполнены, что подтверждено учреждением.
Кроме того, как правильно указано судом апелляционной инстанции, отсутствие у денежных средств, выделяемых из бюджета для поддержки субъектов малого предпринимательства, экономического содержания дохода как объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (при условии соблюдения целевого назначения этих денежных средств), подтверждено также и последующим правовым регулированием, поскольку с 11.03.2011 вступили в силу изменения в статью 346.17 Кодекса (абзацы 6 и 7), введенные Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ, в соответствии с которыми средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.
Несмотря на то, что указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ), в рассматриваемой ситуации они обоснованно истолкованы судом апелляционной инстанции как доказательство того, что законодатель изначально, предусматривая в определенных экономических условиях необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, не рассматривал выделяемые из бюджета денежные средства как объект налогообложения единым налогом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2014 г. N Ф06-14367/13 по делу N А57-25072/2012