Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 28 апреля 2009 г. N 351-ПП
Положение
об опережающем профессиональном обучении работников в городе Москве в случае угрозы массового увольнения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет направления деятельности органов государственной службы занятости населения по повышению конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой массового увольнения, путем содействия работодателям в опережающем профессиональном обучении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем (далее - Положение).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Законом города Москвы "О занятости населения в городе Москве", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, регулирующими вопросы занятости населения.
1.3. Действие Положения распространяется на следующие органы исполнительной власти города Москвы и учреждения города Москвы, оказывающие гражданам государственные услуги по профессиональному обучению:
- Департамент труда и занятости населения города Москвы (далее Департамент);
- государственные учреждения, оказывающие комплексные услуги в области содействия занятости населения (далее - государственные учреждения службы занятости населения);
- специализированные образовательные учреждения всех организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающие специализированные услуги или услуги отдельным категориям граждан в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе учебные центры службы занятости населения (далее образовательные учреждения).
1.4. Опережающее профессиональное обучение работников проводится в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
1.5. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, осуществляется до наступления срока расторжения с ними трудовых договоров Департаментом, государственными учреждениями службы занятости населения по заявкам от работодателей (приложение к настоящему Положению) с целью сокращения периода возможной вынужденной безработицы и направлено на снижение социальной напряженности на рынке труда города Москвы.
1.6. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения может проводиться как с отрывом, так и без отрыва от производства в случаях, если:
- работник не имеет профессии;
- работнику невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у него необходимой профессиональной квалификации для работы в данной организации или на рынке труда города;
- работнику необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- работником утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности);
- работнику необходимо повысить квалификацию с целью обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков, изучения новой техники, технологии и других компетенций по профилю профессиональной деятельности;
- работнику необходимо получить новую (смежную) профессию, пройти профессиональную переподготовку по востребованной на рынке труда специальности.
1.7. Финансирование расходов, связанных с организацией опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
1.8. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения, проводится в образовательных учреждениях, с которыми у государственных учреждений службы занятости населения заключены государственные контракты на оказание образовательных услуг.
1.9. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения, проводится на основании ученического договора и гражданско-правового договора, заключаемого государственным учреждением службы занятости населения, образовательным учреждением и работодателем согласно части 5 статьи 19 Закона города Москвы "О занятости населения в городе Москве".
1.10. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения, проводится по профессиям, специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда в городе Москве, или по профессиям, специальностям, требующимся работодателям, направившим работников на переобучение для последующего перевода на вакантные рабочие места в своей организации или вновь созданные рабочие места.
1.11. Организация опережающего профессионального обучения работников согласно Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" сопровождается предоставлением государственных услуг по профессиональной ориентации в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2007 г. N 680.
2. Виды и формы опережающего профессионального обучения
2.1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения, может включать следующие виды обучения: профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации.
2.2. Получение высшего или среднего профессионального образования при проведении опережающего профессионального обучения не допускается.
2.3. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения, может осуществляться с использованием дистанционных технологий обучения.
2.4. Департамент формирует и систематически обновляет информационные банки данных по профессиям, специальностям, по которым осуществляется либо может осуществляться опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения, с учетом прогнозов рынка труда.
2.5. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой массового увольнения, при необходимости и с учетом их желания может совмещаться с выполнением ими оплачиваемых общественных работ на основании заключаемых с ними срочных трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Организация опережающего профессионального обучения
3.1. Работники, получившие уведомления о сокращении их должностей в связи с проводимыми мероприятиями по ликвидации организации, сокращению численности или штата работников или в связи с другими мероприятиями, связанными с массовым увольнением, направляются на профессиональное обучение на основании ученических договоров в порядке, определяемом трудовым законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
3.2. Работодатель:
3.2.1. Своевременно информирует государственные учреждения службы занятости населения об установлении режима неполного рабочего времени, временной приостановке работ, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, мероприятиях по высвобождению работников с указанием численности и категорий работников, которых они могут коснуться, и сроков, в течение которых их намечено осуществить.
3.2.2. Сообщает государственному учреждению службы занятости населения сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации.
3.2.3. Своевременно представляет в государственное учреждение службы занятости населения выписку из приказа предприятия о переводе работников на неполное рабочее время, о временной приостановке работ, о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, о мероприятиях по высвобождению с приложением списка работников, на которых они распространяются.
3.2.4. Представляет заявку в государственное учреждение службы занятости населения на участие в программе по организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся в условиях угрозы массового увольнения, с указанием численности работников, профессий (специальностей) обучения, размера затрат, перечня рабочих мест, на которые планируется трудоустройство работников по окончании опережающего профессионального обучения.
3.2.5. Заключает с государственным учреждением службы занятости населения, образовательным учреждением договор о совместной деятельности по организации опережающего профессионального обучения работников в условиях массового высвобождения, в котором определяются профессии (специальности), по которым будет проводиться обучение, сроки обучения, его стоимость и количество работников, направляемых на обучение.
3.2.6. Заключает с работником ученический договор на опережающее профессиональное обучение. Направляет работника в образовательное учреждение и обеспечивает его трудоустройство.
Работникам в период опережающего профессионального обучения может выплачиваться стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии (специальности), но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Условия выплаты стипендии определяются в ученическом договоре.
Работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы, может оказываться материальная поддержка в порядке, определяемом коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
3.2.7. Представляет в государственное учреждение службы занятости населения копию приказа о направлении работников на опережающее профессиональное обучение.
3.2.8. Информирует государственное учреждение службы занятости населения о возможных изменениях объемов участников программы опережающего профессионального обучения для внесения соответствующих корректив по срокам и составу участников.
3.2.9. Представляет в государственное учреждение службы занятости населения пакет документов для оплаты образовательному учреждению оказанных услуг по опережающему обучению работников в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения.
3.2.10. По окончании обучения представляет в государственное учреждение службы занятости населения документы, подтверждающие трудоустройство работника, прошедшего курс обучения.
3.3. Государственное учреждение службы занятости населения:
3.3.1. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ среди образовательных учреждений по предоставлению услуг по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся в условиях угрозы массового увольнения, и информирует работодателя о перечне образовательных учреждений, на базе которых возможно обучение.
3.3.2. Проводит совместно с работодателем анкетирование среди вышеуказанных работников для определения численности и профессионально-квалификационного состава работников, нуждающихся в соответствующем профессиональном обучении, в целях их дальнейшего трудоустройства в соответствии со спросом на рынке труда.
3.3.3. Предоставляет вышеуказанным работникам государственные услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, опережающего профессионального обучения для дальнейшего трудоустройства по профессии, пользующейся спросом на рынке труда.
3.3.4. Информирует вышеуказанных работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, о роде занятий, о профессиях, востребованных на рынке труда, об условиях и возможностях обучения, трудоустройства после его завершения.
3.3.5. Формирует совместно с образовательными учреждениями учебные группы из вышеуказанных работников, направленных государственными учреждениями службы занятости населения на опережающее профессиональное обучение, с учетом их уровня образования и профессиональной квалификации, практического опыта, сложности осваиваемых профессий, специальностей и других факторов, а также с учетом требующейся им подготовки для перевода на вакантные должности в своей организации или на вновь создаваемые рабочие места.
3.3.6. Ежемесячно контролирует посещаемость и успеваемость работников, направленных на опережающее профессиональное обучение, в образовательном учреждении.
3.3.7. Участвует совместно с образовательными учреждениями в контроле за выполнением программ дополнительного профессионального образования работниками, направленными на опережающее профессиональное обучение.
3.3.8. Осуществляет оплату образовательному учреждению оказанных услуг по опережающему профессиональному обучению в соответствии с заключенными договорами и предъявленным работодателем пакетом документов в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения.
3.3.9. Осуществляет контроль за достоверностью сведений и отчетных данных, представленных работодателем.
3.4. Образовательное учреждение:
3.4.1. Предоставляет государственному учреждению службы занятости населения выписку из приказа о зачислении работника на опережающее профессиональное обучение.
3.4.2. Составляет счет и смету расходов на обучение перед заключением договора.
3.4.3. Ежемесячно подает государственному учреждению службы занятости населения сведения о посещаемости и успеваемости работника, проходящего опережающее профессиональное обучение.
3.4.4. По окончании опережающего профессионального обучения передает государственному учреждению службы занятости населения выписку или копию приказа об окончании опережающего профессионального обучения работником.
3.4.5. Выдает каждому работнику по завершении программы профессионального обучения и проведения итоговой аттестации документ государственного (установленного) образца, подтверждающий обучение.
3.4.6. По окончании опережающего профессионального обучения работником стороны-участники составляют акт о выполнении договорных обязательств.
3.5. Департамент:
3.5.1. Корректирует программы дополнительного профессионального образования, реализуемые при проведении опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, в соответствии с требованиями рынка труда города Москвы и работодателей.
3.5.2. Осуществляет методическое обеспечение опережающего профессионального обучения работников, находящихся в условиях угрозы массового увольнения, путем размещения государственных заказов на разработку профессиональных образовательных программ, современных технологий и методик обучения, методических пособий и рекомендаций, а также приобретение необходимой учебно-методической литературы, программно-методических и других средств обучения.
3.5.3. Осуществляет контроль за выполнением мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой массового увольнения.
4. Порядок предоставления и расходования средств на организацию опережающего профессионального обучения
4.1. Финансирование расходов, связанных с опережающим профессиональным обучением, осуществляется Департаментом и его подведомственными учреждениями за счет средств бюджета города Москвы, полученных в форме субсидий из федерального бюджета в установленном порядке.
Перечисление средств за выполненные работы и оказанные услуги осуществляется на основании заключенных государственных контрактов.
4.2. В структуру затрат на осуществление опережающего профессионального обучения включаются затраты на:
- оплату труда педагогических работников образовательных учреждений, образовательных подразделений работодателей, квалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих теоретическое и производственное обучение, исходя из объемов (количество часов) образовательных профессиональных программ;
- приобретение (разработку), экспертизу учебных планов, образовательных профессиональных программ, учебно-методических материалов, технических средств обучения и др.;
- оплату за приобретение и содержание оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;
- оплату труда членов квалификационных комиссий по аттестации лиц, закончивших профессиональное обучение;
- иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением опережающего профессионального обучения.
4.3. Работодатель представляет в государственное учреждение службы занятости населения для оплаты образовательному учреждению оказанных услуг по опережающему профессиональному обучению следующие документы:
- договоры на опережающее профессиональное обучение с работником;
- акт о выполнении договорных обязательств сторонами - участниками договора;
- документы, подтверждающие трудоустройство работника (выписка из трудовой книжки, приказ о зачислении на работу в организацию или о переводе на другую работу в той же организации, справка с места работы работника, прошедшего опережающее профессиональное обучение).
4.4. В период опережающего профессионального обучения работодатель сохраняет за работниками оплату в размере средней заработной платы на время их отсутствии на рабочем месте в связи с обучением.
5. Статистическая отчетность
Статистическая отчетность по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся в условиях угрозы массового увольнения, формируется государственными учреждениями службы занятости населения и предоставляется в Департамент по формам и в сроки, установленные соответствующими приказами уполномоченного органа в области содействия занятости населения, для дальнейшего представления в уполномоченные органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.