г. Казань |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А65-1408/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
ответчика - Гилязетдиновой А.Х., по доверенности от 07.07.2014 N 2.8-2-42/26,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2014 (судья Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи: Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-1408/2014
по заявлению Мухаметгалиевой (Рутемайер) Ольги Анатольевны, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Черкесское химическое производственное объединение", г. Казань, о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неисключении из ЕГРЮЛ сведений в отношении Мухаметгалиевой (Рутемайер) Ольги Анатольевны как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Торговый дом "ЧХПО", об обязании инспекции исключить указанные сведения из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Мухаметгалиева (Рутемайер) Ольга Анатольевна (далее - Мухаметгалиева О.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) о признании незаконным бездействия выразившегося в неисключении из ЕГРЮЛ сведений в отношении Мухаметгалиевой (Рутемайер) Ольги Анатольевны, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЧХПО" (далее - ООО "ТД "ЧХПО", общество) об обязании Межрайонной ИФНС N 18 по РТ исключить из ЕГРЮЛ сведения в отношении Мухаметгалиевой (Рутемайер) Ольги Анатольевны, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени данного общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговый орган обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Мухаметгалеева О.А. 19.09.2006 была принята на работу в порядке перевода на должность финансового директора ООО "ТД "ЧХПО", о чем свидетельствует запись N 14 в трудовой книжке. В дальнейшем заявитель была назначена на должность генерального директора ООО "ТД "ЧХПО", о чем свидетельствует запись в ЕГРЮЛ от 10.08.2009.
Приказом от 15.01.2010 N 3-К заявитель была уволена с должности генерального директора ООО "ТД "ЧХПО" по собственному желанию, на основании которого в трудовую книжку была внесена соответствующая запись и после увольнения не выполняла трудовые обязанности в ООО "Торговый дом "ЧХПО".
Однако, согласно выписке из ЕГРЮЛ, до настоящего времени она является генеральным директором ООО "ТД "ЧХПО".
Поскольку заявитель не осуществляет трудовую деятельность в качестве директора общества, 17.10.2013 было подано заявление в налоговый орган о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы о лице, имеющем право действовать без доверенности по форме N Р14001.
Решением от 24.10.2013 налоговый орган отказал в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.
Как указано в решении, заявление о государственной регистрации считается не представленным в связи с тем, что: не приложен и не заполнен лист "К" (сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) заявления на физическое лицо в связи с возложением полномочий, при этом приложен и заполнен лист "К" (сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) заявления на Мухаметгалееву О.А. в связи с прекращением полномочий; заявление подписано неуполномоченным лицом - неправомерно приложен и заполнен лист "Р" (сведения на заявителя) на Мухаметгалееву О.А., тогда как с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа, лицо, чьи полномочия, как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе представлять заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе.
Заявителем в налоговую инспекцию было направлено письмо от 25.11.2013 с требованием исключить данные о нем, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени указанного общества.
Налоговым органом на данное обращение заявителю дан ответ от 09.12.2013, согласно которому Мухаметгалеевой О.А. также было отказано на основании пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в связи с тем, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств").
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной иснтанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Федеральным законом N 129-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ единство и сопоставимость сведений о юридических лицах обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере информации.
В рассматриваемом случае, в ходе рассмотрения представленных документов были выявлены следующие обстоятельства: во первых - к заявлению не был приложен и заполнен лист "К" (сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) заявления на физическое лицо в связи с возложением полномочий, при этом приложен и заполнен лист "К" (сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) заявления на Мухаметгалееву О.А. в связи с прекращением полномочий.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должны содержатся сведения: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Исходя из этого налоговый орган указывает, что является недопустимым отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о руководителе (директоре) юридического лица.
Во вторых - заявление подписано неуполномоченным лицом, неправомерно приложен и заполнен лист "Р" (сведения на заявителя) на Мухаметгалееву О.А., в связи с тем, что с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа, лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе представлять заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (директоре).
При этом в решении об отказе налоговый орган указал, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
По мнению налогового органа, представление заявления, подписанного неуполномоченным лицом, является неправомерным и подлежит квалификации как непредставление определенного Федеральным законом N 129-ФЗ документа.
Однако, действующим законодательством не предусмотрен порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в тех случаях, когда взаимоотношения с этим лицом расторгнуты, и это лицо фактически не исполняет своих обязанностей, при этом, по не зависящим от него причинам, заявление в надлежащей форме в регистрирующий орган подать не может.
Исходя из изложенного, неисключение сведений о Мухаметгалеевой О.А., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица нарушает права и законные интересы заявителя, так как для третьих лиц (налоговых органов, банков, бюджетных и внебюджетных фондов) она продолжает оставаться генеральным директором указанного общества.
Необходимым условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного федерального закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.
Следовательно, действительной может быть признана государственная регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о государственной регистрации, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.
Федеральный закона N 129-ФЗ закон предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов для государственной регистрации, но и соответствие этих документов требованиям закона по их содержанию.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, при этом установлено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. То есть сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны быть полными и достоверными, поскольку регистрирующий орган осуществляет функции по представлению содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, и в случае внесения соответствующих сведений, в ЕГРЮЛ будут содержаться сведения противоречащие фактической ситуации.
Исходя из изложенного достоверность сведений является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации невозможно.
Реестр должен соответствовать фактическим обстоятельствам дела, если имеются несоответствия факту, то это означает, что в реестре содержатся недостоверные сведения.
В рассматриваемом случае заявитель с должности генерального директора ООО "ТД "ЧХПО" уволена еще 15.01.2010, указанные обстоятельства подтверждаются решением Приволжского районного суда г. Казани от 02.07.2013 по делу N 2-3972/13, вступившим в законную силу.
Однако, до настоящего времени она, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является генеральным директором ООО "ТД "ЧХПО".
ООО "ТД "ЧХПО" не представило в налоговый орган сведений о назначении нового руководителя вместо Мухаметгалиевой О.А., заявитель не имеет возможности защитить свои права другими способами, кроме избранного.
Довод налогового органа, что заявитель, подписывая заявление по форме Р14001 как директор третьего лица 07.10.2013 признала, что является генеральным директором этого общества, обоснованно не принят судом апелляционной инстанции, поскольку заявитель не имел иного способа обратиться в регистрирующий орган кроме как указав себя в качестве генерального директора. При этом, такое указание в форме Р14001 само по себе не является доказательством того, что заявитель является и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа третьего лица, при том, что вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г. Казани от 02.07.2013 установлено обратное.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу N А65-1408/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, при этом установлено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. То есть сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны быть полными и достоверными, поскольку регистрирующий орган осуществляет функции по представлению содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, и в случае внесения соответствующих сведений, в ЕГРЮЛ будут содержаться сведения противоречащие фактической ситуации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2014 г. N Ф06-16128/13 по делу N А65-1408/2014