г. Казань |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А12-26379/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
прокуратуры - Догадина С.В., служебное удостоверение,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2014 (председательствующий судья Пономарев А.В., судьи: Маслова И.И., Стрельникова Н.В.)
по делу N А12-26379/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красное" (ИНН 3431007101, ОГРН 1063457030273) к Урюпинской районной Думе (ИНН 3438200062, ОГРН 1023405780970) о признании нормативного правового акта недействующим, заинтересованные лица: Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Отдел по управлению муниципальным имуществом Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красное" (далее - ООО "Красное", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Урюпинской районной Думе о признании решения Урюпинской районной Думы от 16.04.2008 N 27/195 "Об установлении коэффициентов к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской области" (в редакции решений Урюпинской районной Думы от 23.04.2009 N 40/324 и от 23.12.2010 N 18/145) в части установления в пунктах 1, 2, 3, подпункте 4.1 пункта 4, пунктах 5, 6, 7, 8 Приложения N 5 коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в размерах 5,2 и 7,2 не действующим и не соответствующим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции", пункту 4 статьи 22, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.06.2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит указанное решение отменить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены две формы платы за использование земли: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Таким образом, названная статья предусматривает разный порядок платы за землю для арендаторов и собственников земельных участков, который регламентируется различным законодательством РФ.
Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) (гл. 31 "Земельный налог") и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22, пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды земельного участка и является его существенным условием.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033 (далее - постановление N 2033), утвержден "Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
Согласно пункту 2.2.1 Порядка расчет арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения величина арендной платы рассчитывается по формуле: А = КСЗУ х Кви х Кдс х Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ -кадастровая стоимость земельного участка, определяемая как произведение площади земельного участка и средней кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по земельно-оценочным и муниципальным районам Волгоградской области, определяемой в соответствии с постановлением Главы администрации Волгоградской области от 27.12.2007 N 2173 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения"; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка (устанавливается приложением 1 к Порядку и составляет для земель сельскохозяйственного назначения значение 0,003);
Кдс - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения; Ки - коэффициент индексации (устанавливается постановлением Главы Администрации Волгоградской области ежегодно в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района Волгоградской области по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 3 к Порядку и не может быть ниже 1. Таким образом, значение коэффициента Кдс устанавливается органами местного самоуправления муниципального района не произвольно, а в обязательном порядке, до его утверждения органами местного самоуправления, согласовывается с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
На основании постановления N 2033, решением Урюпинской районной Думы от 16.04.2008 N 27/195 "Об установлении коэффициентов к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской области" (далее - решение N 27/195) установлены коэффициенты дифференциации в зависимости от назначения объектов арендных отношений.
Решением Урюпинской районной Думы от 23.04.2009 N 40/324, в решение N 27/195 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми значения коэффициентов Кдс были указаны в пунктах 1-8 приложения 5. При этом ранее установленное значение коэффициента 5,2(земли сельхозназначения - пашня) осталось прежним и действовало до 31.12.2010. Коэффициенты, установленные данным решением, предварительно были согласованы администрацией Урюпинского муниципального района с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о чем последним было издано распоряжение от 26.03.2009 N 407-р "О согласовании значений коэффициентов Урюпинскому муниципальному району Волгоградской области".
Решением Урюпинской районной Думы от 23.12.2010 N 18/145, вступившим в силу с 01.01.2011, в решение N 27/195 (в редакции решения от 23.04.2009 N 40/324) были внесены изменения, в соответствии с которыми в строках 1, 3, 8 приложения 5 к решению значение коэффициента Кдс установлено в размере 7,2 (земли сельхозназначения - под многолетние насаждения). Коэффициенты, установленные данным решением, предварительно были согласованы администрацией Урюпинского муниципального района с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о чем последним было издано распоряжение от 03.06.2010 N 1117-р "О согласовании Урюпинскому муниципальному району Волгоградской области значений коэффициентов дифференциации, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки".
Решение N 27/195 принято в пределах компетенции Урюпинскрй районной Думы, было опубликовано в "Урюпинской газете" N 17 от 29.12.2008, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Материалами дела установлено, что 24.05.2011 между муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и ООО "Красное" заключен договор N 113 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:150006:101, площадью 2278000,0 кв.м., расположенного на территории Краснянского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области для сельскохозяйственного производства (далее - Договор N113).
Между муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и ООО "Красное" заключен договор от 11.10.2011 N 142 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:150006:121, площадью 638965,0 кв.м, расположенного на территории Краснянского сельского поселения Урюпинского района, для сельскохозяйственного производства (далее - Договор N 142).
Пунктами 2.1 названных договоров установлено исчисление размера годовой арендной платы на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного соответственно постановлением Главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033, постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п.
Следовательно, указанными договорами установлена методика расчета арендной платы, включающая в себя кадастровую стоимость земельного участка, коэффициент вида функционального использования земельного участка, коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, коэффициент индексации.
Пунктами 2.2 договоров предусмотрено право арендодателя на изменение в одностороннем порядке размера арендной платы, без внесения соответствующих изменений и дополнений в договоры, в связи с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления, после опубликования в местной печати и других СМИ.
Договоры подписаны сторонами без каких-либо замечаний, следовательно, достигнуто соглашение по всем условиям Договоров, в том числе, по механизму расчета арендной платы в соответствии с вышеуказанным Порядком и применением оспариваемых коэффициентов дифференциации 5,2 и 7,2. Договоры прошли процедуру государственной регистрации.
Учитывая, что условия и порядок расчета платы за использование земли, переданной в аренду и использование земли, находящейся в частной собственности различаются, в связи с чем, действующее законодательство РФ не содержит норм, ограничивающих размер арендной платы за земельный участок размерами земельного налога или выкупной стоимостью земельного участка, позиция заявителя о неравных условиях оплаты за землю в 2013 году для арендаторов и собственников земельных участков является несостоятельной и основана на неверном толковании действующего законодательства РФ.
Конкретные случаи ограничения размера арендной платы за земельные участки установлены федеральным законодательством: Земельным кодексом РФ: пункт 2.1 статьи 30 (размер арендной платы за земельный участок для строительства определяется в размере земельного налога); пункт 3 статьи 65 (определяет минимальный размер арендной платы на земельный участок); статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": пункт 2 (при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды таких земельных участков); пункт 15 (определяет минимальный размер арендной платы на земельный участок при нарушении сроков ввода в эксплуатацию объектов недвижимости в процентах от кадастровой стоимости); Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582): размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (определение размера арендной платы исключительно за земли, находящиеся в собственности РФ).
Арендные отношения заявителя к таким ограничениям не относятся.
ЗК РФ, федеральные законы, не содержат норм, обязывающих органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления при определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, применять Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Конкретные случаи ограничения размера арендной платы за земельные участки, установленные законодательством Волгоградской области (Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденные постановлением Главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033 (пункты 1.6, 4.1, 4.2), также не имеют отношения к определению размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Так как решение Урюпинской районной Думы об установлении коэффициента дифференциации, не касается вышеперечисленных случаев, оно не может нарушать требования ЗК РФ, Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и законодательства Волгоградской области, положением пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции".
Необоснованными являются доводы ООО "Красное" о том, что применяемые в 2013 году в формулах расчета арендной платы коэффициенты дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные решением N 27/195 (с изменениями от 23.04.2009 N 40/324 и от 23.12.2010 N 18/145) в значениях 7,2 и 5,2 нарушают права и интересы заявителя, поскольку у него возникает обязанность уплачивать экономически необоснованную арендную плату, превышающую 0,6 кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, что противоречит подпункту "в" Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
При исчислении арендной платы по спорным земельным участкам наряду с оспариваемыми коэффициентами дифференциации учитывается кадастровая стоимость земельных участков и другие коэффициенты.
Следовательно, коэффициент дифференциации является не единственным, а одним из составляющих формулы расчета арендной платы за землю. Доказательств того, что именно спорные коэффициенты дифференциации в значениях 7,2 и 5,2 привели в 2013 году к увеличению размера арендной платы, превышающему пределы 0,6% от кадастровой стоимости земельных участков заявителя, а не само повышение кадастровой стоимости - суду не представлено. Более того, рассматриваемые доводы заявителя опровергает тот факт, что последние изменения указанных коэффициентов утверждены решением N 18/145 и с этого времени значения коэффициентов не увеличивались.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил определения раздела арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, установлено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования в размере, не превышающем 0,6 % от кадастровой стоимости.
Согласно статье 7 ЗК РФ все земли в пределах границ Российской Федерации но целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов: 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов подчинены правовому режиму земель населенных пунктов как самостоятельной категории и имеют главную цель - предназначаются и используются для застройки и развития населенных пунктов. При этом основное хозяйственное назначение территориальных зон сельскохозяйственного использования устанавливается генеральным планом населенного пункта, в соответствии со статьей 35 Градостроительным кодексом РФ и правилами землепользования и застройки населенного пункта.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В данном случае, земельные участки заявителя с кадастровыми номерами N 34:31:150006:101, N 34:31:150006:121 находятся за пределами населенных пунктов и отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям сельскохозяйственного использования, в том числи ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства.
Земли сельскохозяйственного назначения как категории земельного фонда нельзя отождествлять с землями сельскохозяйственного использования. Если первые - это определенная категория земель, то вторая - земельное угодье, которое может находиться и в других земельных категориях, например в землях населенных пунктов.
При применении коэффициента 7,2 и 5,2 при расчете арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения не нарушается принцип запрета необоснованных предпочтений и не создает дискриминационные условия.
Решение N 27/195 (в редакции решений Урюпинской районной Думы от 3.04.2009 N 0/324 и от 3.12.2010 N /145) в части установления в пунктах. 2. 3. подпункта.1 пункта, пунктах, 6, 7 и 8 Приложения N коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в размерах 5,2 и 7.2 не содержат такие положения и не могут быть признаны недействующими.
Из анализа норм ЗК РФ следует, что земельные участки сельскохозяйственного использования относятся к категории земель населенных пунктов (подпункт 6 пункта 1 статьи 85), к категории земель транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 90), обороны и безопасности (пункт 5 статьи 93).
Исходя из изложенного земельные участки заявителя не находятся в пределах населенных пунктов, не относятся к землям переданным для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства.
Земельные участки, которые арендует ООО "Красное", относятся к другой категории - категории земель сельскохозяйственного назначения, соответственно правила установленные подпунктом "в" пункта 3 Правил в части определения предельной ставки 0,6 процента от кадастровой стоимости земельного участка нельзя применить к спорным правоотношениям.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.08.2014 по делу N А12-26379/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 7 ЗК РФ все земли в пределах границ Российской Федерации но целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов: 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов подчинены правовому режиму земель населенных пунктов как самостоятельной категории и имеют главную цель - предназначаются и используются для застройки и развития населенных пунктов. При этом основное хозяйственное назначение территориальных зон сельскохозяйственного использования устанавливается генеральным планом населенного пункта, в соответствии со статьей 35 Градостроительным кодексом РФ и правилами землепользования и застройки населенного пункта.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2014 г. N Ф06-15314/13 по делу N А12-26379/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15314/13
06.08.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26379/13
03.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26379/13
28.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3382/14
18.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3382/14
06.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3678/13
17.01.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26379/13