Земельный налог для юридических лиц
Плата за пользование землей была введена федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ N 694 от 26.06.99.
Плательщиками земельного налога являются организации, имеющие в собственности или использующие земельные участки, строения, здания, сооружения, помещения в них, т.е. те, кто имеет документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельным участком на территории России.
Поскольку налог на землю отнесен к местным налогам, организации, применяющие согласно Федеральному закону N 222-ФЗ от 29.12.95 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками земельного налога, так как указанным законом предусмотрена замена уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности, а устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год; объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, сооружении различается более чем на 10%.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Например, для Москвы в 1999 г. применялись ставки земельного налога с коэффициентом 2 от действовавших в 1998 г. ставок земельного налога, установленных ст.1 Закона г. Москвы "О ставках земельного налога". В 2000 г. использовались ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., с коэффициентом 1,2 (длявсех категорий земель). Статьей 12 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются и в 2001 г. для всех категорий земель.
Размер земельного налога зависит от расположения земельного участка. Так, в Законе г. Москвы от 21.01.98 "О ставках земельного налога" даны описания границ территориально-экономических зон города и ставки налога для этих зон.
За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим участкам.
Статьи 12-14 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" (с учетом изменений и дополнений) устанавливают льготы по земельному налогу. При определении видов организаций и учреждений, которые в соответствии с п.4, 10, 14, 15 ст.12 этого закона полностью освобождаются от уплаты земельного налога, следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 01.01.76 (с учетом изменений).
Статьей 13 указанного закона органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, находящихся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. Но следует иметь в виду, что Минфин России разъяснил, что законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать, изменять или отменять только законы субъектов Российской Федерации в соответствии с п.5 ст.3 ч.I Налогового кодекса РФ. Таким образом, учитывая местный характер земельного налога, с 1 января 1999 г. не должна применяться ст.13 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Статья 14 вышеназванного закона, предоставляющая право органам местного самоуправления устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, не может применяться, поскольку противоречит п.1 ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой установление льгот не может носить индивидуальный характер.
Одновременно с этим Минфин России сообщает, что признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу и не подлежащим применению осуществляется в судебном порядке.
Организации ежегодно, не позднее 1 июля, представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации на бланке установленной формы (форма сводной налоговой декларации по земельному налогу приведена в приложении N 1 инструкции МНС РФ N 56 от 21.02.2000 "По применению Закона Российской Федерации" "О плате за землю"). По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются юридическими лицами в течение месяца с момента получения документа, удостоверяющего право собственности. Земельный налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.
Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц (приложение N 1, таблицы ф. N 1-4 инструкции МНС РФ N 56 от 21.02.2000 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю") с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку, зданию, сооружению и т.д., так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территорий городов, поселков и курортных районов.
Юридические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налоге днем уплаты налога (ст.75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Налоговые органы ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, контролируют правильность исчисления и своевременность его уплаты. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года. Земельный налог относится на себестоимость продукции (работ, услуг).
А.В. Титаева,
аудитор
"Бухгалтерский учет", N 20, октябрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.