г. Казань |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А65-4198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Рачкова О.Н. (доверенность от 22.01.2014 N 1),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани и муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2014 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Кузнецов В.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-4198/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М", (ОГРН 1031626803273, ИНН 1658047313), г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), г. Казань, о признании незаконным отказа,
с привлечением третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком) о признании незаконным отказа Исполкома в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152, общей площадью 1508 кв.м, по адресу: г. Казань, ул. Левченко, д. 9, и об обязании Исполкома в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет), муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани (далее - Управление архитектуры), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Комитет и Управление архитектуры просят принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела. Заявители жалоб указывают, что в соответствии с Генеральным планом города Казани испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, и в силу пункта 4 статьи 28, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) участок не подлежит приватизации.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 13.11.2014 был объявлен перерыв до 13 час. 55 мин. 20.11.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником железнодорожной ветки протяженностью 267 метров, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Левченко д. 9, в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152, общей площадью 1508 кв.м.
С заявлением от 16.12.2013 N 72 Общество в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Исполком о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152, общей площадью 1508 кв.м, по адресу: г. Казань, ул. Левченко, д. 9.
Письмом от 15.01.2014 N 337/кзио-исх Комитет со ссылкой на градостроительное заключение Управления архитектуры о расположении земельного участка частично в проектных красных линиях, сообщил Обществу, что предоставление данного земельного участка возможно в аренду.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что проект планировки территории, на которой размещен спорный земельный участок, не утвержден, а представленные в материалы дела документы: топосъемка с проектными красными линиями, схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана г. Казани, схема размещения функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, градостроительное заключение, в отсутствие утвержденного проекта планировки территории, не подтверждают нахождение спорного земельного участка в пределах земель общего пользования.
Между тем при разрешении спора судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план поселения относится к документам территориального планирования.
В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи в порядке статьи 36 ЗК РФ земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах. При наличии в генеральном плане городского поселения указанных сведений орган местного самоуправления в силу положений части 4 статьи 28, абзаца 2 части 7 статьи 36 и части 12 статьи 85 ЗК РФ обязан принять решение об отказе в предоставлении в собственность соответствующего земельного участка, испрашиваемого лицом в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Судами не учтено, что Генеральный план муниципального образования города Казани, утвержденный решением Казанской городской Думы от 27.12.2007 N 23-26, на момент обращения Общества с заявлением о выкупе земельного участка являлся действующим.
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 ГрК РФ в генеральном плане поселения, городского округа, относящегося к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования, должна содержаться карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Согласно подпункту б пункта 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ на карте планируемого размещения объектов местного значения отражаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
В материалы дела представлены схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта, схема размещения функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы Генерального плана муниципального образования города Казани, из которых усматривается, что спорный земельный участок находится в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения.
Таким образом, вывод судов об отсутствии доказательств отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования сделан по неполно исследованным материалам дела, без надлежащей правовой оценки представленных в материалы дела документов.
Поскольку судами не установлены значимые для дела обстоятельства, а также не дана оценка всем представленным доказательствам в их совокупности, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем представленным доказательствам, установить существенные обстоятельства дела с учетом предмета и оснований заявленных требований и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу N А65-4198/2014 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи в порядке статьи 36 ЗК РФ земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах. При наличии в генеральном плане городского поселения указанных сведений орган местного самоуправления в силу положений части 4 статьи 28, абзаца 2 части 7 статьи 36 и части 12 статьи 85 ЗК РФ обязан принять решение об отказе в предоставлении в собственность соответствующего земельного участка, испрашиваемого лицом в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
...
На основании пункта 2 части 3 статьи 23 ГрК РФ в генеральном плане поселения, городского округа, относящегося к градостроительной документации, а именно к документам территориального планирования, должна содержаться карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Согласно подпункту б пункта 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ на карте планируемого размещения объектов местного значения отражаются, в том числе автомобильные дороги местного значения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 ноября 2014 г. N Ф06-17254/13 по делу N А65-4198/2014
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2015 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4198/14
21.11.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17254/13
20.08.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10507/14
04.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-4198/14