г. Казань |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А12-10744/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Галиуллина Э.Р., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
Инспекции государственного жилищного надзора по Волгоградской области - Захарова О.В., доверенность от 28.05.2014,
в отсутствие открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", извещенного надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2014 (Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-10744/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград к Инспекции государственного жилищного надзора по Волгоградской области о признании ненормативного правового акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Госжилнадзор, Инспекция, административный орган) от 13.02.2014 N 84-1.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградский области по итогам проверки соблюдения ОАО "Волгоградэнергосбыт" требований жилищного законодательства и жалобы о ненадлежащем качестве поставляемой электроэнергии электроснабжение в многоквартирный жилой дом N 12 по ул. Мира пос. Степной Россошинского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области, результаты которой отражены в акте от 13.02.2014 N 84, вынесла предписание от 13.02.2014 N84-1, которым возложила на Общество обязанность к 14.03.2014 принять меры по установлению причин отклонения напряжения от действующих федеральных стандартов, устранению этих причин и обеспечению нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с пунктом 10 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 5.2 ГОСТ 13109-97.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания соответствуют положениям действующего законодательства.
Апелляционной суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 10 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закреплено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92), отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Как установлено судами и, имеющимися в материалах дела доказательствами, 28.12.2012 между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Заказчик) и ОАО "МРСК Юга" (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 425, по условиям пункта 2.1. которого Исполнитель обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) Заказчика.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" как исполнитель коммунальной услуги получает от потребителей плату за оказание коммунальной услуги по электроснабжению.
Таким образом, ОАО "Волгоградэнергосбыт" как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению принял на себя обязательства по поставке электроэнергии конкретным потребителям, в связи с чем, в соответствии с пунктом 149 Правил N 354 несет ответственность за нарушение качества предоставленной услуги.
В ходе проверки административным органом установлено, что качество электроэнергии, подаваемой по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, пос. Степной, ул. Мира, д. 12, по установившемуся отклонению напряжения не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения", что подтверждается протоколом N 03-14 испытаний электрической энергии по показателям качества, составленным испытательной лабораторией по качеству электрической энергии ОАО "Волгоградэнергосбыт".
При указанных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу, что Общество, являясь исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в нарушение требований пункта 10 приложения N 1 к Правилам N 354 не обеспечило предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, пос. Степной, ул. Мира, д. 12.
Довод заявителя о том, что предоставление услуги ненадлежащего качества осуществляется поставщиком электроэнергии - ОАО "МРСК Юга", являющемся исполнителем по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.12.2012N 425, в связи с чем ОАО "Волгоградэнергосбыт", являясь лишь покупателем электроэнергии, поставляемой конечным потребителям, лишено возможности устранения выявленных нарушений в установленные сроки, правомерно отклонен судами, поскольку Правилами N 354 ответственность за качество предоставляемой услуги возлагается на исполнителя коммунальной услуги, которым в рассматриваемом случае является ОАО "Волгоградэнергосбыт", а не на третьих лиц.
Факт поставки ресурсоснабжающей организацией электроэнергии, не соответствующей требованиям, установленным к ее качеству, не освобождает ОАО "Волгоградэнергосбыт" от обязанности оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу электроснабжения надлежащего качества, отвечающую требованиям нормативных документов.
Пунктом 149 Правил N 354 закреплено, что именно на исполнителя коммунальных услуг возложена ответственность, в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг потребителям.
Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 31 Правил N 354 правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что в нарушение части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) административным органом к проведению проверки привлечена испытательная лаборатория по качеству электрической энергии ОАО "Волгоградэнергосбыт", что свидетельствует о грубом нарушении инспекцией требований к проведению проверки, влечет недействительность результатов проверки подлежит отклонению.
Частью 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Указанная норма закона имеет своей целью обеспечить получение объективного экспертного заключения, исключив возможные злоупотребления со стороны проверяемого лица.
В рассматриваемом случае самим Обществом, а именно его структурным подразделением - испытательной лабораторией по качеству электрической энергии, установлен факт нарушения требований, предъявляемых к качеству поставляемой потребителям электроэнергии. При этом объективность экспертного заключения заявителем под сомнение не ставится.
При таких обстоятельствах, положения части 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ применению не подлежат.
Кассационная коллегия также считает несостоятельным довод заявителя о том, что ОАО "Волгоградэнергосбыт" не является собственником электросетевого оборудования, по которому потребителям передается электроэнергия, в связи с чем, не имеет возможности каким-либо образом воздействовать на качество поставляемого ОАО "МРСК Юга" ресурса.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике Общество как субъект электроэнергетики, обеспечивающий поставку электрической энергии ее потребителям, отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
За оказание коммунальной услуги электроснабжения Общество получает от конечных потребителей (граждан) плату.
Законодательство об электроэнергетике не ставит качество поставляемых услуг по передаче электрической энергии в зависимость от оснований владения объектами электросетевого хозяйства.
Кроме того, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер, направленных на выявление и устранение нарушения качества электроэнергии, приобретаемой с использованием услуг ОАО "МРСК Юга", с целью соблюдения обязанности предоставления потребителям коммунальной услуги надлежащего качества, в том числе обращения к контрагенту с требованиями об устранении несоответствия качества электроэнергии у потребителей, проживающих по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, пос. Степной, ул. Мира, д. 12.
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.06.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А12-10744/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1000 руб., уплаченной платежным поручением от 22.05.2014 N 7736.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Р. Галиуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
...
В рассматриваемом случае самим Обществом, а именно его структурным подразделением - испытательной лабораторией по качеству электрической энергии, установлен факт нарушения требований, предъявляемых к качеству поставляемой потребителям электроэнергии. При этом объективность экспертного заключения заявителем под сомнение не ставится.
При таких обстоятельствах, положения части 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ применению не подлежат.
...
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике Общество как субъект электроэнергетики, обеспечивающий поставку электрической энергии ее потребителям, отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2014 г. N Ф06-17161/13 по делу N А12-10744/2014