г. Казань |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А72-13653/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Тюрина В.В. (доверенность от 02.09.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2014 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А72-13653/2013
по заявлению военного комиссариата Ульяновской области, г. Ульяновск, к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене решений от 20.08.2013 N 238, от 23.08.2013 N 218, от 23.08.2013 N 226, требования от 23.08.2013 N 226 и возложении на Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск, обязанности принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 777 345 руб. 76 коп.,
УСТАНОВИЛ:
военный комиссариат Ульяновской области (далее - военкомат, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Ульяновское РО ФСС РФ, учреждение) о признании незаконными и отмене: решения от 20.08.2013 N 238 о привлечении военкомата к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, решения от 23.08.2013 N 218 о привлечении военкомата как плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; о признании частично незаконным решения от 23.08.2013 N 226 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 744 387,24 руб., о возложении на Ульяновское РО ФСС РФ обязанности принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 744 387,24 руб.; о признании частично незаконным и отмене требования Ульяновского РО ФСС РФ от 23.08.2013 N 226 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету в сумме 1 744 387,24 руб. и взыскании с учреждения в пользу военкомата расходов по уплате государственной пошлины в размере 8000 руб. (с учетом принятых судом уточнений требований).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Пункт 1, пункт 2 в части взыскания недоимки в размере 215 руб. 41 коп, в части взыскания пени в размере 5 руб. 52 коп, в части взыскания штрафных санкций в сумме 29 руб. 54 коп решения Ульяновского РО ФСС РФ от 20.08.2013 N 238 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаны незаконными. В остальной части требование оставлено без удовлетворения. Подпункт 1 пункта 1 в части взыскания штрафа в размере 624 руб. 68 коп, подпункт 2 пункта 1 в части взыскания штрафа в размере 4500 рублей, пункт 2 в части начисления пени в размере 1 руб. 08 коп, пункт 3.1 в части уплаты недоимки по страховым взносам в размере 3123 руб. 41 коп решения Ульяновского РО ФСС РФ от 23.08.2013 N 218 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах признаны незаконными. В остальной части требование оставлено без удовлетворения. Решение Ульяновского РО ФСС РФ от 23.08.2013 N 226 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 694 311,08 руб. признано незаконным. В остальной части требование оставлено без удовлетворения. Требование Ульяновского РО ФСС РФ от 23.08.2013 N 226 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в сумме 1 694 311,08 руб. признано незаконным. В остальной части требование оставлено без удовлетворения. На Ульяновское РО ФСС РФ возложена обязанность принять к зачету расходы военкомата на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 694 311,08 руб. С учреждения в пользу военкомата взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 8000 руб.
В кассационной жалобе Ульяновское РО ФСС РФ с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и полностью отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом учреждение полагает, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению учреждения суды применили норму закона, не подлежащую применению; военкомат во время выездной проверки и в суде не доказал правильность расходов в размере 1 691 590,49 руб. по выплате пособий по временной нетрудоспособности; сумма непринятая Ульяновским РО ФСС РФ к зачету в решении от 23.08.2013 N 226 и соответственно в оспариваемом требовании от 23.08.2013 N 226 должна быть в решении суда указана как 1 661 893,54 руб., а не 1 694 311,08 руб.; ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие смягчающих обстоятельств, суды неправомерно снизили размер штрафных санкций по решению от 23.08.2013 N 218.
В отзыве на кассационную жалобу военкомат возражает против доводов учреждения и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Также заявитель ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 12 марта 2013 года по 30 мая 2013 года Ульяновским РО ФСС РФ в отношении военкомата была проведена выездная проверка плательщика страховых взносов по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года, по результатам которой составлен акт от 12.07.2013 N 443 н/с.
Ульяновское РО ФСС РФ 20.08.2013 приняло решение N 238 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении военкомата.
В период с 12 марта 2013 года по 30 мая 2013 года Ульяновским РО ФСС РФ в отношении военкомата была проведена выездная проверка плательщика страховых взносов по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года, по результатам которой составлен акт от 12.07.2013 N 316 с/с - доходы.
Согласно данному акту в нарушение статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) военкоматом не начислены страховые взносы на выплаты, произведенные работникам за 2011 год в размере 42 009,78 руб., за 2012 год - в размере 115 504,29 руб. Вопреки требованиям пункта 1 части 1 статьи 9 и статьи 8 Закона N 212-ФЗ военкоматом не начислены страховые взносы на сумму расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, которые не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, за 2010 год - на сумму 335,21 руб., за 2011 год - на сумму 957,87 руб. Также военкомату начислены пени с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года в сумме 1467,34 руб., выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 158 807,15 руб., в результате чего сумма неуплаченных страховых взносов составила 4605,41 руб.
Ульяновское РО ФСС РФ 23.08.2013 приняло решение N 218 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым военкомат привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 921,08 руб., по статье 48 Закона N 212-ФЗ в размере 6000 руб. Заявителю начислены пени в размере 1467,34 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 4605,41 руб.
В период с 12 марта 2013 года по 30 мая 2013 года Ульяновским РО ФСС РФ проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010-2012 годы.
По результатам указанной проверки составлен акт от 12.07.2013 N 316 с/с-расходы, согласно которому предлагается не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные военкоматом в сумме 1 750 865,26 руб., и доначислить страховые взносы в сумме 37,5 руб.
Ульяновским РО ФСС РФ 23.08.2013 вынесено решение N 226 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные военкоматом в сумме 1 750 865,26 руб.
Учреждением 23.08.2013 в адрес военкомата направлено требование N 226 о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в сумме 1 750 865,26 руб.
Как видно из материалов дела, решением Ульяновского РО ФСС РФ от 20.08.2013 N 238 военкомат привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в размере 29,54 руб. за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов (на суммы выплаченных дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами).
Указанным решением военкомату предложено перечислить недоимку в размере 317,62 руб., в том числе, доначисление страховых взносов на заниженную облагаемую базу: 215,41 руб. по уходу за детьми-инвалидами; 99,62 руб. средний заработок за время вынужденного прогула по решению суда; 2,59 руб. на непринятые к зачету расходы по социальному страхованную, выплата которых произведена с нарушением законодательства. В частности, доначислены по больничным листам Абрамовой О.В. - 0,67 руб., Шевченко Н.В. - 0,84 руб., Цыгановой В.Н. - 1,08 руб.
За несвоевременную уплату страховых взносов военкомату начислены пени в размере 600,79 руб.: 593,48 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов; 5,52 руб. по уходу за детьми-инвалидами; 1,68 руб. на средний заработок за время вынужденного прогула по решению суда за период с 07 июня 2012 года по 15 июня 2012 года - 0,22 руб., с 07 сентября 2012 года по 19 сентября 2012 года - 0,21 руб., с 15 сентября 2012 года по 08 октября 2012 года - 0,65 руб., с 07 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года - 0,6 руб., 0,11 руб. на непринятую к зачету сумму расходов по социальному страхованию, выплата которых произведена с нарушением законодательства (больничные листы Абрамовой О.В., Шевченко Н.В., Цыгановой В.Н.).
Решением Ульяновского РО ФСС РФ от 23.08.2013 N 218 военкомат привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 921,08 руб.: 624,68 руб. по уходу за детьми-инвалидами (на сумму 3123,4 руб.); 7,5 руб. на случай временной нетрудоспособности (сумма - 37,5 руб.); 288,9 руб. - средний заработок по решению суда (сумма 1444,51 руб.).
Военком привлечен к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление а орган контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в размере 6000 руб.
Заявителю начислены пени в размере 1467,34 руб.: 1,08 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов по дополнительным выходным дням по уходу за детьми-инвалидами; 1466,26 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности.
Военкомату предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 4605,41 руб.: 3123,41 руб. страховые взносы по дополнительным выходным дням по уходу за детьми-инвалидами; 37,5 руб. доначисления страховых взносов на листы нетрудоспособности (Абрамовой О.В., Шевченко Н.В., Цыгановой В.Н.); 1444,5 руб. - страховые взносы на средний заработок, выплаченный по решению суда.
Решением Ульяновского РО ФСС РФ от 23.08.2013 N 226 не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные военкоматом в сумме 1 750 865,26 руб. за период с 01 января 2010 года по декабрь 2012 года: 2720,59 руб. при начислении выплат по дополнительным выходным дням по уходу за детьми-инвалидами применены повышенные коэффициенты к заработной плате в период, когда фактически повышение заработной платы отсутствовало; 1 748 144,67 руб. на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.
Из суммы 1 748 144,67 руб. военкомат не оспаривает расходы на случай временной нетрудоспособности в размере 6478,03 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Из материалов дела следует, что основанием к вынесению Ульяновским РО ФСС РФ оспариваемого решения послужило то, что военкоматом не были начислены страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, для ухода за детьми-инвалидами, в проверяемый период.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Довод учреждения о том, что оплата дополнительных выходных дней - это выплата в рамках трудовых отношений, в связи с чем она подлежит обложением страховыми взносами в ФСС РФ, необоснован. Указанные выплаты не связаны с выполнением работником трудовых функций, направлены на предоставление социальных гарантий, поэтому не облагаются страховыми взносами в ФСС РФ.
С учетом вышеизложенного суды сделали правильный вывод о том, что решения Ульяновского РО ФСС РФ, связанные с начислением военкомату выплат по дополнительным выходным дням для ухода за детьми инвалидами, являются незаконными, а именно: от 20.08.2013 N 238 в части взыскания штрафа в размере 29,54 руб., недоимки в размере 215,41 руб., пени в размере 5,52 руб.; от 23.08.2013 N 218 в части взыскания штрафа по части 1 статьи 49 Закона N 212-ФЗ в размере 624,68 руб., пени в размере 1,08 руб. и недоимки в размере 3123,41 руб.
Решением от 20.08.2013 N 226 Ульяновское РО ФСС РФ не приняло к зачету расходы заявителя в размере 2727,59 руб., поскольку считает, что средняя заработная плата должна быть рассчитана из фактически начисленной. При этом учреждение ссылается на пункт 86 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81.
Суды отклонили данный довод ввиду следующего.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Согласно пункту 16 указанного Положения при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.
В случае, если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.
При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).
При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.
Судами установлено, что военкомат правомерно рассчитал среднюю заработную плату, учитывая, что повышение заработанной платы произошло в расчетный период. При этом суды пришли к правильному выводу о том, что Ульяновским РО ФСС РФ необоснованно не принята к расходам сумма в размере 2720,59 руб.
По сумме, не приятой к зачету на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 741 666,65 руб., судами установлено следующее.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 Закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ.
Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок оформления листков нетрудоспособности в проверяемый период был предусмотрен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624Н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности". Следовательно, наступление такого страхового случая, как временная утрата трудоспособности, что подтверждается в установленном порядке оформленным листом нетрудоспособности, является основанием для назначения государственного пособия. Его начисление и выплата осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 данной статьи.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, согласно которой страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, за счет средств Фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства. Пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, могут быть не приняты Фондом социального страхования к зачету.
Материалами дела подтверждается, что военкомат за период с 01 января 2010 года по 2011 год сдавал отчеты в ФСС РФ по форме 4-ФСС, где отражал расходы по выплате пособий по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда социального страхования, в том числе по 172 финансовой части военных представительств и по 12 филиалу по хранению материальных и технических средств продовольственной службы. Следовательно, Ульяновское региональное отделение ФСС РФ правомерно провело проверку в части расходов по выплате пособий по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда социального страхования, в том числе по 172 финансовой части военных представительств и по 12 филиалу по хранению материальных и технических средств продовольственной службы.
При данных обстоятельствах суды обоснованно посчитали неправомерным непринятие Ульяновским РО ФСС РФ к зачету расходов в размере 1 691 590,49 руб. по листкам нетрудоспособности.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.
Статьей 4.1 Закона N 255-ФЗ работодателю не дано право отказать работнику в получении пособия в случае нарушений в оформлении листка нетрудоспособности.
Судами установлено, что лечебные учреждения подтвердили факты выдачи листков нетрудоспособности. При этом суды правомерно указали, что в данном случае отсутствует нецелевое расходование средств социального страхования, поскольку основание для выдачи листков нетрудоспособности (заболевание застрахованных) не оспаривается.
Суды также правомерно исходили из необходимости включения в расходы 2010 года сумм, выплаченных по листкам нетрудоспособности Алексеева Д.Б. (период нетрудоспособности с 25 декабря 2009 года по 31 декабря 2009 года), Шкунова А.П. (с 24 декабря 2009 года по 31 декабря 2009 года) и Сергеева О.В. (с 05 декабря 2009 года по 31 декабря 2009 года). Указанные листки нетрудоспособности выданы по 31.12.2009 включительно. Следовательно, к работе граждане могли приступить на следующий день, то есть в 2010 году. Указанные листки нетрудоспособности могли поступить к работодателю только в 2010 году, следовательно, начисления и расходы должны быть отнесены к 2010 году.
Ульяновское РО ФСС РФ правомерно не приняло к зачету расходы по листкам нетрудоспособности, выданным Каргиной Л.Г. (лист нетрудоспособности ВЧ 2496126), Широковой Т.А. (ВЧ 2580057), Витулевой Г.В. (ВЧ 2608219), Логиновой О.Н. ( ВЧ 2477599), Яковлеву В.С. (ВЧ 2626849), Логинову П.Ф. ( ВЧ 2517435), Труниной Л.Ф. ( ВТ 8612058), Копейкиной Ю.Н. (ВЧ 2464269), Юдину В.Е. (ВЧ 2645303), Хализовой В.М. (ВЧ 2618084, ВЧ 2496461), Петровой Л.С. (ВЧ 2568163), Комлеву В.В. (ВТ 8610705), Сотниковой И.О. (ВЧ 2467487), Периковой И.М., Епикуровой Л.Н. (ВЫ 3367273) по следующим основаниям.
Факт выдачи листа нетрудоспособности Епикуровой Л.Н. (ВЫ 3367273) не подтвердило ни одно лечебное учреждение. Судами установлено, что бланк листка нетрудоспособности с номером ВЫ 3367273 отсутствует.
Каргиной Л.Г. (лист нетрудоспособности ВЧ 2496126), Широковой Т.А. (ВЧ 2580057), Витулевой Г.В. (ВЧ 2608219), Логиновой О.Н. (ВЧ 2477599), Яковлеву В.С. (ВЧ 2626849), Логинову П.Ф. (ВЧ 2517435), Труниной Л.Ф. (ВТ 8612058), Копейкиной Ю.Н. (ВЧ 2464269), Юдину В.Е. (ВЧ 2645303), Хализовой В.М. (ВЧ 2618084, ВЧ 2496461), Петровой Л.С. (ВЧ 2568163), Комлеву В.В. (ВТ 8610705), Сотниковой И.О. (ВЧ 2467487), Периковой И.М. листки нетрудоспособности выдавались в период 2009 года. В данном случае проверялись расходы только за период, начиная с 01 января 2010 года, поэтому учреждение правомерно не приняло к зачету расходы по листкам нетрудоспособности, выданным перечисленным лицам.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не доказал расходы в размере 50 076,16 руб.
Суд апелляционной инстанции установил, что при определении общей суммы расходов судом первой инстанции допущены арифметические ошибки. При этом апелляционным судом произведен правильный расчет общей суммы пособий - 82 493,70 руб. на случай временной нетрудоспособности, которые военкомат необоснованно отнес к расходам.
По решению от 23.08.2013 N 218 в части взыскания штрафа в размере 6000 рублей судами установлено следующее
Согласно статье 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.
Статьей 48 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
Факт допущенного военкоматом нарушения, выразившего в непредставлении учреждению в установленный срок документов, установлен судами и подтверждается материалами дела.
Законом N 212-ФЗ предусмотрен открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении нарушения законодательства о страховых взносах, а также смягчающих вину в совершении нарушения законодательства о страховых взносах, а также смягчающих ответственность за его совершение (статьи 43,44).
Такие обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Для привлечения лица к ответственности является недостаточной констатация факта правонарушения, без учета других обстоятельств, в том числе смягчающих. Размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения плательщика и иных существенных обстоятельств.
В данном случае, судебные инстанции, исходя из принципа соразмерности ответственности совершенному правонарушению, приняли во внимание как смягчающие обстоятельства, отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения для государства, тяжелые финансовые последствия для заявителя при взыскании штрафа в сумме 6000 руб. и снизили размер штрафных санкций до 1500 руб.
Вместе с тем суды признали необоснованными требования заявителя о признании незаконными решения Ульяновского РО ФСС РФ от 20.08.2013 N 238 в части: 1) перечисления недоимки в размере 99,62 руб. - средний заработок за время вынужденного прогула по решению суда; 2,59 руб. - на не принятые к зачету расходы по социальному страхованную, выплата которых произведена с нарушением законодательства, а именно больничные листы: Абрамовой О.В. - доначислены 0,67 руб., Шевченко Н.В. - доначислены 0,84 руб., Цыгановой В.Н. - доначислены 1,08 руб.; 2) за несвоевременную уплату страховых взносов и доначислением страховых взносов на заниженную облагаемую базу начислены пени в размере 600,79 руб.: 593,48 руб. - за несвоевременную уплату страховых взносов; 1,68 руб. - на средний заработок за время вынужденного прогула по решению суда за период с 07 июня 2012 года по 15 июня 2012 года - 0,22 руб., с 07 сентября 2012 года по 19 сентября 2012 года - 0,21 руб., с 15 сентября 2012 года по 08 октября 2012 года - 0,65 руб., с 07 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года - 0,6 руб. 0,11 руб. на непринятую к зачету сумму расходов по социальному страхованию, выплата которых произведена с нарушением законодательства (больничные листы Абрамовой О.В., Шевченко Н.В., Цыгановой В.Н.); решения от 23.08.2013 N 218 в части: 1) привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере: 7,5 руб. на случай временной нетрудоспособности (сумма - 37,5 руб.); 288,9 руб. - средний заработок по решению суда (сумма 1444,51 руб.); 2) начисления пени в размере: 1466,26 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности; 3) уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме: 37,5 руб. - доначисления страховых взносов на листы нетрудоспособности (Абрамовой О.В., Шевченко Н.В., Цыгановой В.Н.); 1444,5 руб. - страховые взносы на средний заработок, выплаченный по решению суда.
Судами на основании материалов дела и пояснений представителей сторон установлен факт несвоевременной оплаты страховых взносов.
В остальной части, как указано судами, начисления подтверждаются материалами дела и военкоматом не оспариваются.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суды обоснованно обязали Ульяновское РО ФСС РФ принять к зачету расходы военкомата на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 по делу N А72-13653/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для привлечения лица к ответственности является недостаточной констатация факта правонарушения, без учета других обстоятельств, в том числе смягчающих. Размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения плательщика и иных существенных обстоятельств.
В данном случае, судебные инстанции, исходя из принципа соразмерности ответственности совершенному правонарушению, приняли во внимание как смягчающие обстоятельства, отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения для государства, тяжелые финансовые последствия для заявителя при взыскании штрафа в сумме 6000 руб. и снизили размер штрафных санкций до 1500 руб.
Вместе с тем суды признали необоснованными требования заявителя о признании незаконными решения Ульяновского РО ФСС РФ от 20.08.2013 N 238 в части: 1) перечисления недоимки в размере 99,62 руб. - средний заработок за время вынужденного прогула по решению суда; 2,59 руб. - на не принятые к зачету расходы по социальному страхованную, выплата которых произведена с нарушением законодательства, а именно больничные листы: Абрамовой О.В. - доначислены 0,67 руб., Шевченко Н.В. - доначислены 0,84 руб., Цыгановой В.Н. - доначислены 1,08 руб.; 2) за несвоевременную уплату страховых взносов и доначислением страховых взносов на заниженную облагаемую базу начислены пени в размере 600,79 руб.: 593,48 руб. - за несвоевременную уплату страховых взносов; 1,68 руб. - на средний заработок за время вынужденного прогула по решению суда за период с 07 июня 2012 года по 15 июня 2012 года - 0,22 руб., с 07 сентября 2012 года по 19 сентября 2012 года - 0,21 руб., с 15 сентября 2012 года по 08 октября 2012 года - 0,65 руб., с 07 декабря 2012 года по 29 декабря 2012 года - 0,6 руб. 0,11 руб. на непринятую к зачету сумму расходов по социальному страхованию, выплата которых произведена с нарушением законодательства (больничные листы Абрамовой О.В., Шевченко Н.В., Цыгановой В.Н.); решения от 23.08.2013 N 218 в части: 1) привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере: 7,5 руб. на случай временной нетрудоспособности (сумма - 37,5 руб.); 288,9 руб. - средний заработок по решению суда (сумма 1444,51 руб.); 2) начисления пени в размере: 1466,26 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности; 3) уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме: 37,5 руб. - доначисления страховых взносов на листы нетрудоспособности (Абрамовой О.В., Шевченко Н.В., Цыгановой В.Н.); 1444,5 руб. - страховые взносы на средний заработок, выплаченный по решению суда."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2014 г. N Ф06-17851/13 по делу N А72-13653/2013