г. Казань |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А55-6391/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Королёвой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителей:
истца - Киреевой Т.М. (доверенность от 30.06.2014),
ответчика -Блохиной Н.С. (доверенность от 06.06.2012),
в отсутствие третьего лица, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2014 (судья Бибикова Н.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Буртасова О.И., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-6391/2014
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к открытому акционерному обществу "Волжско-Уральская транспортная компания" (ОГРН 1026301416723, ИНН 6317023248), г.Самара, с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Оркла Брендс Россия", г. Санкт-Петербург, о взыскании 834 800 руб. штрафа за задержку вагонов по договору на эксплуатацию железнодорожного пути,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Волжско-Уральская транспортная компания" (далее - ответчик, ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания") о взыскании 834 800 руб. штрафа за задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой, находящихся на путях необщего пользования в августе - сентябре 2013года. Делу присвоен N А55-6391/2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Оркла Брэндс Россия" (далее - третье лицо, ОАО "Оркла Брэндс Россия").
Также к производству Арбитражного суда Самарской области принят иск ОАО "РЖД" к ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" о взыскании 471 000 руб. штрафа за задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой, находящихся на путях необщего пользования в ноябре-декабре 2013 года. Делу присвоен N А55-8298/2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Оркла Брэндс Россия".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 16.07.2014 дела N А55-8298/2014 и N А55-6391/2014 объединены в одно производство, с присвоением делу номера А55-6391/2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (перевозчиком) и ответчиком (владельцем) заключен договор от 06.06.2012 N 5/350 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" при станции Ульяновск-Центральный Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО ""РЖД".
В соответствии с пунктом 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом истца на приёмосдаточные пути 2, 3, 4 станции Южная ответчика, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ответчика, с расстановкой по местам погрузки-выгрузки.
Согласно пункту 21 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 25.10.2012) в соответствии со статьёй 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования более чем на 24 часа по истечении срока оборота вагонов, владелец несет имущественную ответственность, предусмотренную статьями 99 и 100 Устава.
Также между ответчиком и истцом заключён договор от 04.06.2012 N ЗП/639 об организации перевозок грузов.
Согласно пункту 3.1.7 договора ответчик обязан производить своевременную и полную оплату провозных платежей, дополнительных сборов и плат, договорных сборов за дополнительные услуги и иных причитающихся истцу платежей, предусмотренных Уставом.
Согласно пункту 4.5 договора от 04.06.2012 N ЗП/639 оплата штрафов, предусмотренных Уставом, на Куйбышевской железной дороге - филиала ОАО "РЖД" производится ответчиком в соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщений России от 18.06.2003 N 43, на основании уведомления, выданного истцом, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт, указанный в уведомлении, либо наличными денежными средствами.
На основании памяток приёмосдатчика N 666 на подачу вагонов, N 734 на уборку вагонов (вагоны N 23996051, N 23998271); N 749 на подачу вагонов, N 754 на уборку вагонов (вагон N 23998081); N 756 на уборку вагонов (вагон N 23994239); N 722 на подачу вагонов N 762 на уборку вагонов (вагон N 23998115); N 678 на подачу вагонов, N 766 на уборку вагонов (вагон N 23992183); N 740, N 755 на подачу вагонов, N 776 на уборку вагонов (вагоны N 21545009, N 23616022) и ведомостей подачи и уборки вагонов N 093812, N 094831, N 094832, N 095840, N 095846, N 096853 ОАО "РЖД" начислило ответчику в сентябре 2013 года штраф за задержку вагонов в размере 834 800 руб.
На основании памяток приёмосдатчика N 854 на подачу вагонов, N 928 на уборку вагонов (вагон N 23998784); N 907 на подачу вагонов, N 925 на уборку вагонов (вагон N 23997588 ), N 854 на подачу вагонов, N 933 на уборку вагонов (вагон N 23991987), N 893 на подачу вагонов, N 942 на уборку вагонов (вагон N 23997935), N 874 на подачу вагонов, N 968 на уборку вагонов (вагон N 23991730) и ведомостей подачи и уборки вагонов N 116984, N 116981, N 121987, N 121994, N 123011 ОАО "РЖД" начислило ОАО "ВолгаУралТранс" в ноябре - декабре 2013 года штраф за задержку вагонов в размере 471 000 руб.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензии об уплате штрафа в добровольном порядке, которые ответчик оставил без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что полномочия на право пользования и распоряжения вагонами, согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат их собственникам, то есть Республике Эстония и Республике Латвия.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего Министерства путей сообщений СССР между государствами - участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе совместного использования грузов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников соглашения.
Пунктом 1.2 Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении предусмотрено, что все вагоны совместного пользования должны иметь обозначения государства - собственника.
К перевозкам, как внутри железнодорожной администрации, так и между железнодорожными администрациями допускаются собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (пункт 1.12 Правил Эксплуатации), пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
При этом пунктом 4.1 названных Правил эксплуатации предусмотрено, что железнодорожная администрация - пользователь, оплачивает железнодорожной администрации - собственнику вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка.
Принадлежность вагонов Эстонской стороне и Латвийской стороне (вагон N 21545009) соглашения установлена судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Анализ названных международных соглашений позволяет сделать вывод, что в период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран - участниц соглашения, на территории Российской Федерации, их использование железнодорожной администрацией осуществляется на праве возмездного пользования.
Правила статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривают ответственность за задержку вагонов принадлежащих перевозчику.
Судами дано неверное толкование содержанию названной нормы, поскольку в ней не содержится положений о том, что перевозчик должен являться собственником (либо титульным собственником) грузовых вагонов, контейнеров.
Соответствующие полномочия реализованы истцом в рамках Регламента взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2008 N 2504р, в отсутствие возражений Эстонской стороны приведенного соглашения.
При таких обстоятельствах, при новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А55-6391/2014 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.5 договора от 04.06.2012 N ЗП/639 оплата штрафов, предусмотренных Уставом, на Куйбышевской железной дороге - филиала ОАО "РЖД" производится ответчиком в соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщений России от 18.06.2003 N 43, на основании уведомления, выданного истцом, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт, указанный в уведомлении, либо наличными денежными средствами.
...
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что полномочия на право пользования и распоряжения вагонами, согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежат их собственникам, то есть Республике Эстония и Республике Латвия.
...
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
...
Правила статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривают ответственность за задержку вагонов принадлежащих перевозчику."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2014 г. N Ф06-18574/13 по делу N А55-6391/2014