г. Казань |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А65-11600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Хайруллина Р.Р., доверенность от 23.09.2014 N 7813/ИК,
ответчика - Павлова С.В., доверенность от 28.08.2014 N АГ-04/12692,
третьего лица - Ищенко О.М., доверенность от 07.08.2014, ордер от 18.12.2014 N 000026,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2014 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-11600/2014
по заявлению Исполнительного Комитета муниципального образования г. Казани к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: закрытое акционерное общество "ИтильТехноСервис", г. Казань, о признании недействительными решения от 04.03.2014 по делу N 06-332/2013, предписания от 04.03.2014 N 06-332/2013,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполнительный комитет, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) от 04.03.2014 по делу N 06-332/2013 и предписания от 04.03.2014 по делу N 06-332/2013.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - закрытое акционерное общество "ИтильТехноСервис" (далее - ЗАО "ИтильТехноСервис").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами Исполнительный комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, решение и предписание антимонопольного органа от 04.03.2014 по делу N 06-332/2013 признать недействительными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела N 06-332/2013 послужило поступившее в адрес УФАС по РТ коллективное обращение жильцов домов NN 3, 3а по ул. Дубравная г. Казани по вопросу правомерности выделения и застройки земельного участка, расположенного рядом с вышеуказанными домами. Жители указанных домов полагали, что на данном участке планируется возведение двух 19-ти этажных жилых домов, с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства. Кроме того, заявители указали на отсутствие паспорта строительства объекта, сведений о застройщике, что нарушает права жильцов на получение информации.
По результатам рассмотрения указанного обращения выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Исполнительного комитета, в связи с чем заинтересованным лицом возбуждено дело N 06-332/2013.
Постановлением Исполнительного комитета от 04.10.2007 N 3221 земельный участок площадью 7147 кв.м по ул. Дубравная был предоставлен МУП "Агентство по приватизации жилой площади г. Казани" в аренду сроком на 5 лет для жилищного строительства взамен земельного участка, изъятого для муниципальных нужд.
Согласно пункта 3.1 постановления Комитета от 04.10.2007 N 3221 МУП "Агентство по приватизации жилой площади г. Казани" в отношении земельного участка проведен кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 16:50:160306:75 указанному земельному участку.
Во исполнение постановления Исполнительного комитета от 04.10.2007 N 3221 между Комитетом земельных и имущественных отношений и МУП "Агентство по приватизации жилой площади г. Казани" заключен договор аренды от 26.10.2007 N 12238 земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком на 5 лет до 03.10.2012.
Пунктом 2.2 договора установлен срок возврата земельного участка 03.10.2012.
Договором передачи прав и обязанностей от 01.10.2008 по договору аренды от 26.10.2007 N 12238 права и обязанности переданы гражданину Исхакову Г.Ш.. Распоряжением Исполнительного комитета от 26.03.2012 N 786р гражданину Исхакову Г.Ш. разрешена передача прав и обязанностей, договором передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.04.2013 права и обязанности по договору аренды переданы ЗАО "ИтильТехноСервис".
Постановлением Исполнительного комитета от 16.10.2012 N 7660 земельный участок с кадастровым номером 16:50:160306:75 площадью 7147 кв.м по ул. Дубравная предоставлен ЗАО "ИтильТехноСервис" в аренду сроком на 3 года для жилищного строительства, заключен договор аренды от 15.11.2012 N 16757 до 15.10.2015.
Соглашением от 30.11.2012 N 12238-рп о расторжении договора аренды земельного участка по обоюдному согласию между Исполнительным комитетом в лице заместителя председателя МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ЗАО "ИтильТехноСервис" в лице генерального директора договор аренды земельного участка от 26.10.2007 N 12238 расторгнут.
Земельный участок по ул. Дубравная с кадастровым номером 16:50:160306:4707 площадью 3615 кв.м предоставлен ЗАО "ИтильТехноСервис" на основании постановления Исполнительного комитета от 05.06.2013 N 5361 для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, предоставленному для жилищного строительства, заключен договор аренды от 24.06.2013 N 17151.
На заседании Комиссии по землепользованию и застройке при руководителе Исполнительного комитета 03.04.2013 рассмотрено заявление ЗАО "ИтильТехноСервис" о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по ул. Дубравная в части изменения минимальных отступов строений от границ земельного участка для жилого комплекса в связи с неблагоприятной для застройки конфигурацией земельного участка. Согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г. Казани) данный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5). В результате обсуждения Комиссия рекомендовала данный вопрос вынести на публичные слушания.
В соответствии с постановлением Мэра года Казани от 07.05.2013 N 198 по данному вопросу 03.06.2013 проведены публичные слушания, на которых дополнительно рассмотрен вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения максимального процента застройки участка до 57%. Кроме того, 27.06.2013 на заседании Комиссии рассмотрено заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального процента озеленения земельного участка до 8% ввиду расположения благоустройства на дополнительном земельном участке на пересечении ул. Р.Зорге и ул. Дубравная. В результате обсуждения Комиссия рекомендовала руководителю Исполнительного комитета предоставить запрашиваемые разрешения.
Постановлением Исполнительного комитета от 19.07.2013 N 6811 ЗАО "ИтильТехноСервис" предоставлены разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимальных отступов строений от границ участка, увеличения максимального процента застройки и уменьшения минимального процента озеленения земельного участка по ул. Дубравная.
МКУ "Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани было рассмотрено эскизное предложение по строительству жилого комплекса, состоящего из двух 19-ти этажных жилых домов от 15.08.2013 N 07-19-11116.
Постановлением Комитета от 09.09.2013 N 7932 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 по ул. Дубравная.
Также ЗАО "ИтильТехноСервис" было получено разрешение от 07.10.2013 N RU16301000-70-ж на строительство объекта "Жилой комплекс по ул. Р.Зорге-Дубравная г. Казани 1 этап: жилые дома N 1, N2 со встроенными нежилыми помещениями и детским садом" на земельном участке с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком действия до 31.03.2015.
В соответствии приказом антимонопольного органа от 26.12.2013 N 02/612-к было возбуждено дело N 06-332/2013 по признакам нарушения Исполнительным комитетом в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части предоставления ЗАО "ИтильТехноСервис" земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:160306:75 и 16:50:160306:45707 на пересечении ул. Р.Зорге и ул. Дубравная без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, по результатам которого принято решение о признании нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действий Исполнительного комитета.
Комитету выдано предписание по делу N 06-332/2013, которым предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления ЗАО "ИтильТехноСервис" земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:160306:75 и 16:50:160306:45707 на пересечении ул. Р.Зорге и ул. Дубравная без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции: отменить постановление Исполнительного комитета от 16.10.2012 N 7660; отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.06.2013 N 5361; принять соответствующие меры по возврату земельных участков с кадастровыми номера 16:50:160306:75 и 16:50:160306:4707, расположенных на пересечении ул. Р.Зорге и ул. Дубравная, в муниципальную собственность.
Не согласившись с принятым решением и предписанием антимонопольного органа, Исполнительный комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 ЗК РФ.
ЗАО "ИтильТехноСервис", являясь прежним арендатором по договору от 26.07.2007 N 12238, обладал преимущественным правом заключения нового договора в соответствии со статьей 22 ЗК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применили нормы материального права, при этом обоснованно исходили из следующего.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции устанавливается запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из содержания правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет для государственных и муниципальных органов принимать какие-либо акты, а равно и совершать действия, в результате которых могут наступить отрицательные последствия для состояния конкуренции. Нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Исходя из положений пункта 2 статьи 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ, а именно: предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование для целей жилищного строительства победителю торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; предоставление земельных участков жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"; предоставление земельного участка в собственность или в аренду лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории; предоставление земельного участка единственному участнику указанного в пункте 2 статьи 30.1 ЗК РФ аукциона, если такой аукцион признан несостоявшимся.
На основании пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Согласно пункту 3 статьи 22 ЗК РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.02.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" договор аренды заключенный на новый срок является новым договором аренды. При заключении договора аренды на новый срок стороны не связаны условиями ранее действующего договора.
Руководствуясь приведенными положениями, суды обоснованно указали, что возникновение преимущественного права прежнего арендатора возможно лишь при наличии нескольких претендентов на аренду земельного участка и заключении нового договора аренды с одним из них.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на момент предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком на 3 года по договору аренды от 16.11.2012 N 16757 установлено, что какие-либо объекты недвижимости, зарегистрированные за ЗАО "ИтильТехноСервис" на праве собственности, на данном земельном участке отсутствовали, что подтверждается, в том числе, самим договором аренды.
В результате ЗАО "ИтильТехноСервис" получило земельный участок для строительства многоэтажных домов без проведения конкурса или аукциона, обязательного в таких случаях, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 30.1 ЗК РФ, лишило возможности хозяйствующих субъектов претендовать на получение земельного участка в аренду, что расценивается как нарушение Закона о защите конкуренции.
Земельный участок по ул. Дубравная с кадастровым номером 16:50:160306:4707 площадью 3615 кв.м предоставлен ЗАО "ИтильТехноСервис" на основании постановления Исполнительного комитета от 05.06.2013 N 5361 для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, предоставленному для жилищного строительства, заключен договор аренды от 24.06.2013 N 17151.
В соответствии с решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, действовавшим на момент заключения договора аренды от 16.11.2012 N 16757, было утверждено положение о порядке предоставления земельных участков для благоустройства территории.
На основании пункта 4.2 данного положения земельные участки для благоустройства предоставляются в аренду сроком до пяти лет включительно без проведения торгов.
Лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае, если по заключению уполномоченного органа Исполнительного комитета площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства. При этом срок аренды смежного земельного участка не может превышать срока аренды основного земельного участка. Кроме того, смежный земельный участок, предоставленный для благоустройства и предназначенный для эксплуатации объекта капитального строительства, следует судьбе основного земельного участка.
Учитывая что, земельный участок по ул. Дубравная с кадастровым номером 16:50:160306:4707 площадью 3615 кв.м является смежным к земельному участку с кадастровым номером 16:50:160306:75, в том числе данный земельный участок предоставлялся для благоустройства прилегающей территории, то, соответственно, он должен быть предназначен к использованию вместе с основным земельным участком, так как использование данного земельного участка под иные цели не представляется возможным.
Прежний арендатор имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка. Вместе с тем, наличие преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством, в данном случае проведение аукциона или конкурса на право заключения договора аренды земельного участка под жилищное строительство.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия органа местного самоуправления, связанные с предоставлением муниципального имущества без проведения конкурентных процедур после истечения срока действия договора аренды, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не нарушены.
При вынесении обжалуемых решений суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали материалы дела, им дана надлежащая оценка и правильно применены нормы права.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу N А65-11600/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 22 ЗК РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 ЗК РФ.
...
В результате ЗАО "ИтильТехноСервис" получило земельный участок для строительства многоэтажных домов без проведения конкурса или аукциона, обязательного в таких случаях, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 30.1 ЗК РФ, лишило возможности хозяйствующих субъектов претендовать на получение земельного участка в аренду, что расценивается как нарушение Закона о защите конкуренции.
...
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия органа местного самоуправления, связанные с предоставлением муниципального имущества без проведения конкурентных процедур после истечения срока действия договора аренды, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 декабря 2014 г. N Ф06-17283/13 по делу N А65-11600/2014