г. Казань |
|
03 февраля 2015 г. |
Дело N А65-13397/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
заявителя - Шигабиева Ф.Н. (доверенность от 05.06.2014),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга,
на решение Арбитражного суда Республике Татарстан от 07.07.2014 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-13397/2014
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решения, предписания по делу N 113-кз/2014, с участием третьих лиц: ООО "Ростовский-на-Дону центр "Акра", ООО "НП-Сервис", ООО "Лайнер Телеком", ООО Поволжское производственное объединение "Автоматизированные вычислительные системы", ООО "СтройМонтаж-Сервис",
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 9 по РТ, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) от 26.05.2014 по делу N 113-кз/2014, о признании необоснованной жалобы ООО "Ростовский-на-Дону центр "Акра" на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, об обязании УФАС по РТ разблокировать аукцион для дальнейшего процесса подписания государственного контракта с ООО "НП-Сервис",.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Ростовский-на-Дону центр "Акра", общество с ограниченной ответственностью "НП-Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Лайнер Телеком", общество с ограниченной ответственностью Поволжское производственное объединение "Автоматизированные Вычислительные Системы", общество с ограниченной ответственностью "СтройМонтаж-Сервис".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014, в удовлетворении уточненных требований отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 9 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.. При этом налоговый орган полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку декларация юридических лиц, подтверждающая принадлежность к субъектам малого предпринимательства, обязательна к представлению. Установленные дополнительные требования налогового органа не являлись первоочередным критерием оценки заявок.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в УФАС по РТ поступила жалоба ООО "Ростовский-на-Дону центр "Акра" на действия комиссии государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 9 по РТ при проведении электронного аукциона N 0311100003814000012 на предмет: "выполнение работ по монтажу СКС в здании Межрайонной ИФНС России N 9 по РТ".
Извещение о проведении электронного аукциона N 03111000038140000121 30.04.2014 было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.goy.ru, государственный заказчик - Межрайонная ИФНС России N 9 по РТ, начальная (максимальная) цена контракта - 798 722,26 руб.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией УФАС по РТ по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд принято решение от 26.05.2014 N 113-кз/2014 о признании жалобы обоснованной, аукционная комиссия государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 9 по РТ признана нарушившей требования части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), государственный заказчик - Межрайонная ИФНС России N 9 по РТ - признан нарушившим требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Антимонопольным органом аукционной комиссии, государственному заказчику было выдано предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе от 26.05.2014.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судебными инстанциями ему было отказано ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 12.05.2014 N 2.1-6-01/16 на участие в вышеуказанном электронном аукционе было подано 9 заявок, по результатам рассмотрения которых все заявки были допущены к участию в данном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов от 19.05.2014 N 2.1-6-01/20 заявки с порядковыми номерами 1 и 8 были признаны несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе и законодательству о контрактной системе по причине: "непредставления во второй части заявки декларирования о принадлежности участников к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям".
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона, идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона; копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе; решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов; документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается несоответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Руководствуясь частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "O естественных монополиях" и закупок в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявке на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Как установлено судами, в извещении N 0311100003814000012 государственным заказчиком установлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Вместе с тем данное извещение не содержит информации о том, что вышеуказанный электронный аукцион проводится в отношении участников, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Кроме того, в документации об электронном аукционе N 0311100003814000012 на предмет: "выполнение работ по монтажу СКС в здании Межрайонной ИФНС России N 9 по РТ" отсутствуют требования к участникам вышеуказанной закупки об обязанности декларирования в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В ходе изучения второй части заявки ООО "Ростовский-на-Дону центр "Акра" антимонопольным органом установлено, что данная заявка соответствовала всем требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и действующим законодательством, и не подлежала отклонению. Заявка с порядковым номером 8 ООО "Лайнер Телеком" также не подлежала отклонению аукционной комиссией, так как соответствовала всем требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и действующим законодательством.
При данных обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что аукционной комиссией государственного заказчика - Межрайонной ИФНС России N 9 по РТ нарушено требование части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификаций для исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, как установлено судами, в извещении о проведении электронного аукциона N 0311100003814000012 на предмет: "выполнение работ по монтажу СКС в здании Межрайонной ИФНС России N 9 по РТ", опубликованном на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, были установлены требования к участникам данной закупки, которые в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе вправе устанавливать только Правительство Российской Федерации и только, если способами определения поставщика являются конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, закрытые конкурсы с ограниченным участием, закрытые двухэтапные конкурсы или аукционы (в частности, о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта, о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта).
То есть указание инспекцией в документации об аукционе на необходимость представления документов, подтверждающих право на преимущество, при отсутствии информации о том, что размещение заказа проводится с ограничением, не соответствует извещению о проведении электронного аукциона, поскольку указанное извещение не содержало ограничений по кругу его участников, и аукцион проводился в открытой форме.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о нарушении государственным заказчиком требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республике Татарстан от 07.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А65-13397/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, как установлено судами, в извещении о проведении электронного аукциона N 0311100003814000012 на предмет: "выполнение работ по монтажу СКС в здании Межрайонной ИФНС России N 9 по РТ", опубликованном на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, были установлены требования к участникам данной закупки, которые в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе вправе устанавливать только Правительство Российской Федерации и только, если способами определения поставщика являются конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, закрытые конкурсы с ограниченным участием, закрытые двухэтапные конкурсы или аукционы (в частности, о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта, о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта).
То есть указание инспекцией в документации об аукционе на необходимость представления документов, подтверждающих право на преимущество, при отсутствии информации о том, что размещение заказа проводится с ограничением, не соответствует извещению о проведении электронного аукциона, поскольку указанное извещение не содержало ограничений по кругу его участников, и аукцион проводился в открытой форме.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о нарушении государственным заказчиком требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 февраля 2015 г. N Ф06-19294/13 по делу N А65-13397/2014