г. Казань |
|
18 февраля 2015 г. |
Дело N А57-2738/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" и муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2014 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Клочкова Н.А.)
по делу N А57-2738/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания", г. Саратов (ИНН 6454100617, ОГРН 1106454001587) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании 547 517 руб. 68 коп. задолженности и пени за несвоевременную оплату, с участием третьего лица: администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Приволжская жилищно-эксплуатационная компания" (далее - ООО "Приволжская ЖЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов" в лице администрации МО "Город Саратов" и Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 547 517 руб. 68 коп. задолженности за жилищную услугу капитальный ремонт за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, 64 478 руб. 35 коп. пени за несвоевременную оплату за период с 11.02.2013 по 29.09.2014.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014, заявленные требования удовлетворены. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет муниципальной казны в пользу ООО "Приволжская ЖЭК" взыскано 547 517 руб. 68 коп. задолженности, 64 478 руб. 35 коп. пеней. В отношении администрации МО "Город Саратов" в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация МО "Город Саратов" и Комитет по финансам обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
По мнению Комитета по финансам он не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом и содержанию муниципального имущества. Считает надлежащим ответчиком по делу Комитет по управлению имуществом города.
По мнению администрации МО "Город Саратов", истец не доказал факт оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества спорных домов, платежные документы истцом не выставлялись.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, на основании решений собственников помещений жилых многоквартирных домов и заключенных договоров управления, ООО "Приволжская ЖЭК" является управляющей компанией жилых многоквартирных домов: N N 3, 7А, 9, 9А, 11, 11А, 13А, 15, 21, 23, 25, 27, 29, 33 по Московскому шоссе, NN 6, 14, 18 по ул. Моторная, NN 4, 6 по 1-му Московскому проезду, N 8 по 2-му Московскому проезду, NN 3, 9, 15 по 3-му Московскому проезду, NN 1, 2, 3 по ул. ДОС, N 6 по ул. Керамическая г. Саратова.
Решениями общих собраний собственников помещений указанных многоквартирных домов установлен тариф по статье "капитальный ремонт" в спорном периоде в размере 4 руб. с квадратного метра общей площади квартиры.
Согласно договорам управления в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме входит текущий и капитальный ремонт дома, его инженерных систем и оборудования в соответствии с утвержденным планом (подпункт 2.2.3.7 пункта 2.2 договора).
Подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 договоров управления установлено, что плата за помещения и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений оформлены протоколами, проведенными в форме письменного опроса (заочного голосования).
Неоплата МО "Город Саратов" жилищной услуги "капитальный ремонт" послужила основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирных домах, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящего в состав управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирных домах, соразмерно занимаемой площади в этих домах.
МО "Город Саратов" является собственником муниципальных квартир в жилых домах доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ООО "Приволжская ЖЭК".
Однако, как установлено судами, МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания вышеприведенных положений статей ЖК РФ и ГК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных Правил и статьи 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Судами установлено, что общее собрание собственников помещений по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 4.6. договора управления собственники помещений многоквартирного дома вносят плату на расчетный счет или в кассу управляющего не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом города Саратова от 23.05.2013 N 07-09/13397 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Приволжская ЖЭК", в период с 01.08.2010 по 31.12.2012.
Правомерность установления размера взносов, в зависимости от пересмотра размера платы в будущем, без принятия ежегодных решений по данному вопросу подтверждено разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации в письме от 06.03.2009 N 6174-АД/14.
Таким образом, является правомерным вывод судов о том, что МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, на что ссылались ответчики, обоснованно отклонен судами, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
В рассматриваемом споре речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы Комитета по финансам о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "Приволжская ЖЭК", в том числе обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, находящихся под управлением управляющей компании, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений. Указанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 БК РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с частью 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города, согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
В силу пункта 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Произведенный истцом расчет пени за период с 11.02.2013 по 29.09.2014 в размере 64 478 руб. 35 коп. судом проверен и признан правильным.
С учетом изложенного заявленные истцом требования правомерно удовлетворены судом за счет МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам.
Приведенные в кассационных жалобах доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 по делу N А57-2738/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города, согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
В силу пункта 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2015 г. N Ф06-20319/13 по делу N А57-2738/2014