г. Казань |
|
19 февраля 2015 г. |
Дело N А12-27332/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего жилищно-строительного кооператива "Спартановка-3" Якушева Валерия Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.20142014 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-27332/2014
по заявлению конкурсного управляющего Жилищно-строительного кооператива "Спартановка-3" (ИНН 3441502578, ОГРН 1023402465349) Якушева Валерия Владимировича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ИНН 3443077223 ОГРН 1043400306223) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился конкурсный управляющий Жилищно-строительного кооператива "Спартановка-3" Якушев Валерий Владимирович (далее - конкурсный управляющий Якушев В.В., заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, регистрирующий орган), связанных с отказом по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений по смене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ЖСК "Спартановка-3" - с конкурсного управляющего Аюпова Р.Г. на конкурсного управляющего Якушева В.В., выраженном в письме от 16.06.2014 N 19-20/16627.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать регистрирующий орган внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014, конкурсному управляющему Якушеву В.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Конкурсный управляющий ЖСК "Спартановка-3" Якушев В.В., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2014 по делу N А12-6113/2013 конкурсным управляющим ЖСК "Спартановка-3" утвержден Якушев В.В.
Конкурсный управляющий Якушев В.В. 06.06.2014 обратился в ИФНС России по Дзержинскому района г. Волгограда с заявлением о внесении в ЕРЮЛ сведений о нем как о конкурсном управляющем ЖСК "Спартановка-3", имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Письмом регистрирующего органа от 16.06.2014 за N 19-20/16627 заявитель со ссылкой на положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) уведомлен о необходимости представить для государственной регистрации сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы обществ, в соответствии с порядком, установленным указанным законом, а именно о необходимости подачи заявления по форме Р14001.
Расценив указанный ответ как уклонение от государственной регистрации сведений о конкурсном управляющем ЖСК, а также не согласившись с требованием регистрирующего органа о необходимости подачи заявления по установленной форме о внесении изменений в ЕГРЮЛ, Якушев В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на статье 127, пункте 1 статьи 129, и пункте 2 статьи 128 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пришли к обоснованному выводу о том, что полномочия конкурсного управляющего, в том числе и его полномочия как руководителя должника, возникают на основании судебного акта арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего, принятого в рамках дела о банкротстве.
Однако, указали суды, Закон о банкротстве и Закон о государственной регистрации регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не регулирует порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (за исключением порядка внесения записи в реестр о ликвидации должника по завершении конкурсного производства - статья 149 Закона о банкротстве).
Федеральная налоговая служба как уполномоченный орган Российской Федерации в соответствии с Законом о государственной регистрации осуществляет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация сведений, вносимых в единые государственные реестры, производится в порядке и на основаниях, установленных этим Законом. Определение арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего, обязательное для исполнения всеми лицам на территории Российской Федерации в силу статьи 16 АПК РФ, является только одним из оснований совершения регистрационных действий, при этом должен быть соблюден установленный законом порядок регистрации.
Регистрирующий орган в письме от 16.06.2014 за N 19-20/16627 правомерно указал на необходимость представления в целях государственной регистрации сведений об ЖСК "Спартановка-3" заявления по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере регистрации, как это предусмотрено пунктом 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации.
Отсутствие заявления, поданного по установленной форме с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа в их совершении в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" форма Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ", включает в себя сведения об управляющем - физическом лице (лист М), и предназначена для автоматизированной обработки данных реестра.
Ни Закон о государственной регистрации юридических лиц, ни Закон о банкротстве не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих.
Следовательно, изложенные в письме регистрирующего органа от 16.06.2014 за N 19-20/16627 разъяснения о необходимости представления в целях государственной регистрации заявления по форме Р14001 соответствуют Закону о государственной регистрации.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий ЖСК "Спартановка-3" Якушев В.В. оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы ранее были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2014 по делу N А12-6113/2013 (его резолютивная часть) не содержит указание суда на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ЖСК "Спартановка-3", судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего.
В отсутствие судебного акта, указывающего на необходимость внесения в ЕГРЮЛ конкретных сведений, либо соответствующего заявления уполномоченного лица, к которым в силу пункта 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, относится конкурсный управляющий, регистрирующий орган не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2015 заявителю жалобы по ходатайству была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы.
Таким образом, с ЖСК "Спартановка-3" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А12-27332/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Спартановка-3" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Поручить Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на статье 127, пункте 1 статьи 129, и пункте 2 статьи 128 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пришли к обоснованному выводу о том, что полномочия конкурсного управляющего, в том числе и его полномочия как руководителя должника, возникают на основании судебного акта арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего, принятого в рамках дела о банкротстве.
Однако, указали суды, Закон о банкротстве и Закон о государственной регистрации регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не регулирует порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (за исключением порядка внесения записи в реестр о ликвидации должника по завершении конкурсного производства - статья 149 Закона о банкротстве).
...
Утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" форма Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ", включает в себя сведения об управляющем - физическом лице (лист М), и предназначена для автоматизированной обработки данных реестра.
Ни Закон о государственной регистрации юридических лиц, ни Закон о банкротстве не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2015 г. N Ф06-20758/13 по делу N А12-27332/2014