г. Казань |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А55-5456/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
заявителя - Шиляевой Е.А. (доверенность от 31.03.2014 N б/н),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЭЗиС-С", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2014 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 (председательствующий судья - Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-5456/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭЗиС-С", г. Тольятти (ИНН 6322043296, ОГРН 1086320016200) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти, и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Самарской области, г. Тольятти, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТЭЗиС-С" (далее - Общество, заявитель, ООО "ТЭЗиС-С") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (далее - МРИ ФНС N 2, Инспекция, налоговый орган), и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Самарской области (далее - МРИ ФНС N 19) о признании недействительным решения от 30.09.2013 N 13757 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом.
МРИ ФНС N 2 и МРИ ФНС N 19 в отзывах на кассационную жалобу, представленных в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. МРИ ФНС N 2 представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, предоставленной ООО "ТЭЗиС-С" налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2013 года, где в разделе 7 заявлены операции по коду 1010292 "Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО", освобождаемым от налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Для проведения проверки МРИ ФНС N 2 в соответствии со статьями 31, 88, 93 НК РФ в адрес Общества направлено требование от 29.05.2013 N 04-26/30804 о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки, но истребованные документы Обществом не представлены, в связи с чем, решением от 30.09.2013 N 13757 Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ к штрафу в размере 1 200 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Самарской области (далее - Управление).
Решением Управления от 09.12.2003 N 03-15/30336 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Несогласие с решением налогового органа послужило основанием для обращения ООО "ТЭЗиС-С" в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указывают, что в данном случае речь идет об операциях, не поименованных в статье 146 НК РФ как не признаваемых объектом налогообложения, то есть признаваемых таковыми, но в силу предоставленных льгот, не подлежащими налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
В связи с этим посчитали, что налоговый орган вправе был запросить у Общества документы, подтверждающие налоговые льготы.
Коллегия считает, что данный вывод судов необоснован, при этом исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Из материалов дела следует и не оспаривается налоговым органом, что требованием от 29.05.2013 N 04-26/30804 ответчик истребовал у заявителя документы, подтверждающие правомерность указания в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2013 года операций, не подлежащих налогообложению (отраженных по коду 1010292 в разделе N 7 декларации) в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
В силу подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним.
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что в силу пункта 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования. При применении указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия "налоговая льгота", данное в пункте 1 статьи 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
В связи с этим действие пункта 6 статьи 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в статье 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.
Так, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подпункт 1 пункта 3 статьи 149 - в отношении религиозных организаций, подпункт 2 пункта 3 статьи 149 - в отношении общественных организаций инвалидов, подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ - в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.
Вместе с тем со ссылкой на положения пункта 6 статьи 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.
По смыслу подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения относится ко всем операциям займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, какими бы налогоплательщиками данные операции не совершались. Поэтому лица, осуществляющие рассматриваемые операции, не имеют преимуществ перед другими налогоплательщиками. Отсутствие обязанности исчислять и уплачивать НДС по операциям займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой.
Такие операции, освобождаемые от налогообложения, не учитываются при формировании налоговой базы по НДС, тогда как согласно статье 56 НК РФ налоговые льготы применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.09.2012 N 4517/12.
Поэтому направление налогоплательщику при проведении камеральной проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в отчетности операций, не подлежащих налогообложению, противоречит статье 88 НК РФ.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 по делу N А55-5456/2014 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти, от 30.09.2013 N 13757 недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения относится ко всем операциям займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, какими бы налогоплательщиками данные операции не совершались. Поэтому лица, осуществляющие рассматриваемые операции, не имеют преимуществ перед другими налогоплательщиками. Отсутствие обязанности исчислять и уплачивать НДС по операциям займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой.
Такие операции, освобождаемые от налогообложения, не учитываются при формировании налоговой базы по НДС, тогда как согласно статье 56 НК РФ налоговые льготы применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.09.2012 N 4517/12.
Поэтому направление налогоплательщику при проведении камеральной проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в отчетности операций, не подлежащих налогообложению, противоречит статье 88 НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2015 г. N Ф06-20097/13 по делу N А55-5456/2014