г. Казань |
|
26 февраля 2015 г. |
Дело N А65-15863/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Фатыхова А.Р., доверенность от 28.11.2014 N 284,
в отсутствие:
ответчика - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев вопрос о принятии к производству кассационной жалобы Кукморского поселкового исполнительного комитета
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2014 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-15863/2014
по заявлению Кукморского поселкового исполнительного комитета (ОГРН 1061675000386), Республика Татарстан, п. Кукмор, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405,ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц: некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Казань, общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис", Республика Татарстан, п. Кукмор, о признании незаконными решения и предписания от 14.05.2014 по делу N 06-25/2014,
УСТАНОВИЛ:
Кукморский поселковый исполнительный комитет (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление, антимонопольный орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица - Некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд Президенте Республики Татарстан", о признании незаконными решения и предписания от 14.05.2014 по делу N 06-25/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Казань и общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис", Республика Татарстан, п. Кукмор.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2014, оставленным без изменения Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014, заявленные требования антимонопольного органа удовлетворены.
Комитет, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.09.2013 N 01/469-пр антимонопольным органом была проведена плановая проверка соблюдения Комитетом требования антимонопольного законодательства, в результате чего было установлено, что заявителем были выданы разрешения застройщику - некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" на ввод в эксплуатацию:
разрешения RU16523000-410 от 12.10.2011 г. на ввод в эксплуатацию 21-го квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1и;
разрешение RU16523000-412 от 13.10.2011 г. на ввод в эксплуатацию 12-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1з;
разрешение RU16523000-475 от 26.04.2012 г. на ввод в эксплуатацию 18-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1к;
разрешение RU16523000-506 от 23.11.2012 г. на ввод в эксплуатацию 21-го квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1п;
разрешение RU16523000-509 от ЗОЛ 1.2012 г. на ввод в эксплуатацию 18-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1л;
разрешение RU16523000-529 от 02.04.2013 г, на ввод в эксплуатацию 18-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1н.
Между некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", именуемое в договоре "Фонд", и ООО "Ремстройсервис", именуемое в договоре "Управляющая компания", 10.07.2012 был заключен договор по управлению многоквартирными жилыми домами N 732/ф, согласно которому были переданы многоквартирные жилые дома, а именно:
-21 квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1и);
-12-ти квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1з);
-18-ти квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1к);
Согласно данному договору Управляющая компания принимает на себя обязательства самостоятельно совершать от своего имени все необходимые юридические и фактические действия, касающиеся управления, надлежащего содержания и обслуживания многоквартирного дома, обеспечения жилищно-коммунальными услугами будущих собственников и/или пользователей помещений многоквартирного дома.
Приказом Татарстанского УФАС России от 28.01.2014 года N 01/15-к было возбуждено дело N 06-25/2014 по признакам нарушения Кукморским поселковым исполнительным комитетом статьи 15 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оспариваемым Решением от 14.05.2014 по делу N 06-25/2014 заявитель признан нарушившим требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия органа местного самоуправления по проведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 18.06.2011 года, в порядке установленном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), что создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельного хозяйствующего субъекта, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения, заявителю выдано предписание от 14.05.2014.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований заявителя.
Кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты принятыми по неполно исследованным обстоятельствам.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования поселка городского типа Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан Исполнительный комитет поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 3 статьи 46 Устава муниципального образования поселка городского типа Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан к полномочиям Комитета поселения входит выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
В пункте 4 статьи 46 Устава муниципального образования поселка городского типа Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан указано, что Исполнительный комитет поселения организует строительства и содержание муниципального жилищного фонда, ведет его учет, обеспечивает создание условий для жилищного строительства на территории поселения и осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что заявитель выдал некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, а именно: RU16523000-410 от 12.10.2011, RU16523000-412 от 13.10.2011, RU16523000-475 от 26.04.2012, RU16523000-506 от 23.11.2012, RU16523000-509 от 30.11.2012, RU16523000-529 от 02.04.2013.
Кукморский поселковый Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан в сроки, установленные частью 13 статьи 161 ЖК РФ, конкурс не провел, управление данными домами осуществлялось ООО "Ремстройсервис" привлеченной к управлению многоквартирным домом без конкурсного отбора, что установлено Комиссией Татарстанского УФАС России.
Статья 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) дополнена частью 13 (в редакции от 05.04.2013) законом N 123-ФЗ, вступившим в законную силу 18.07.2011, согласно которой в течение двадцати рабочих дней со дня разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Судами установлено, что бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ, является, как посчитал антимонопольный орган, нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, которым утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила N75).
В силу пункта 2 Правил N 75 под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
Судами предыдущих инстанций сделан вывод о том, что обязанность проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом законодателем возложена на Администрацию.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Судами отмечено, что Комитет в сроки, установленные жилищным законодательством, конкурс не провел; до момента выбора управляющей организации собственниками помещений в спорном доме, управление данным домом осуществлялось компанией ООО "Ремстройсервис", привлеченной к управлению многоквартирным домом без конкурсного отбора.
Согласно части 13 статьи 161 ЖК РФ, бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
Судами с учетом изложенного сделан вывод о том, что неосуществление Кукморским поселковым исполнительным комитетом действий по проведению, предусмотренных частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, открытых конкурсов по отбору управляющей организации в отношении указанных многоквартирных домов, создало преимущественные условия для ООО "Ремстройсервис", с которой, в отсутствие конкурентных процедур, заключен договор управления многоквартирными жилыми домами N 732/ф от 10.07.2012 г., в ущерб интересам действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Между тем, принимая судебные акты, суды не проверили довод заявителя о том, что собственником многоквартирных домов, на которые выданы разрешения на ввод, является некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", которая выбрала способ управления многоквартирными домами.
Заявителем представлен договор по управлению многоквартирными жилыми домами от 10.07.2012 N 732/ф, по которому переданы:
-21 квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1и);
-12-ти квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1з);
-18-ти квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1к).
Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан не представлена информация о наличии договора по остальным домам:
-21 квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1п);
-18-ти квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1л);
-18-ти квартирный жилой дом (п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1н ), однако данному обстоятельству оценка также не дана.
Бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ, является нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, только в том случае если создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
Поскольку в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" для установления события правонарушения антимонопольный орган помимо прочего обязан доказать, что действия (бездействие) органа местного самоуправления препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, то в данном случае не будет иметь значения то обстоятельство, что на момент проведения антимонопольным органом проверки собственники жилья определили способ управления домом самостоятельно.
В этой связи только лишь констатация факта непроведения конкурсов по отбору управляющих организаций без доказательств негативных последствий в сфере конкуренции или возможности их наступления не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания органа местного самоуправления нарушившим требования антимонопольного законодательства.
Между тем судами данный вопрос не рассматривался и ему не дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку всем доказательствам по делу и всем доводам сторон в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу N А65-15863/2014 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ, является нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, только в том случае если создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
Поскольку в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" для установления события правонарушения антимонопольный орган помимо прочего обязан доказать, что действия (бездействие) органа местного самоуправления препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, то в данном случае не будет иметь значения то обстоятельство, что на момент проведения антимонопольным органом проверки собственники жилья определили способ управления домом самостоятельно."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 февраля 2015 г. N Ф06-20925/13 по делу N А65-15863/2014
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4874/15
02.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13921/15
20.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-15863/14
26.02.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20925/13
08.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15960/14
10.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-15863/14