г. Казань |
|
05 марта 2015 г. |
Дело N А55-10384/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Бакалея" - Юсупкакалиевой Н.Б. (доверенность от 17.05.2014)
в отсутствие иных лиц участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судья Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-10384/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бакалея", (ИНН 6316085410, ОГРН 1036300568831), г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "КОНТО", (ИНН 6316070245, ОГРН 1026301152481), г. Самара, Пирожкова Дмитрия Александровича, г. Самара, Пирожковой Ирины Александровны, г. Самара, открытого акционерного общества АКБ "АК БАРС" (ИНН 1653001805, ОГРН 1021600000124) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка под зданием и прилегающей территорией и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бакалея" (далее - ООО "Бакалея") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество Самарской области) от 07.02.2014 N 12-1/2853/13 в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1456 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная 3-5; возложении на Минимущество Самарской области обязанности в месячный срок принять решение о предоставлении в собственность указанный земельный участок под зданием и прилегающей территории всем собственникам помещений, пропорционально долям в общем имуществе; понуждении Минимущества Самарской области подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2014 на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заявителей привлечены общество с ограниченной ответственностью "Конто" (далее - ООО "Конто"), Пирожков Дмитрий Александрович (далее - Пирожков Д.А.), Пирожкова Ирина Александровна (далее - Пирожкова И.А.), открытое акционерное общество АКБ "АК БАРС" (далее - ОАО АКБ "АК БАРС").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Минимущества Самарской области от 07.02.2014 N 12-1/2853/13 в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1456,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная 3-5 и возложил на Минимущество Самарской области обязанность в месячный срок принять решение о предоставлении в собственность всем собственникам, пропорционально долям в общем имуществе, земельного участка под зданием и прилегающей территорией и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями".
Минимущество Самарской области и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявители кассационных жалоб указали на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Бакалея", явившийся в судебное заседание, с кассационными жалобами не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Бакалея", ООО "Конто", ОАО АКБ "АК БАРС", Пирожков Д.А., Пирожкова И.А. (далее - заявители) на праве собственности принадлежат помещения, расположенные в нежилом здании общей площадью 1627,2 кв. м по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная 3-5, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Вышеуказанное здание расположено на земельном участке площадью 1456 кв.м с кадастровым номером 63:01:0104001:1038.
Заявители 10.10.2013 на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации совместно обратились в Минимущество Самарской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 1456 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Спортивная 3-5.
Минимущество Самарской области письмом от 07.02.2014 N 12-1/2853/13 отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку в соответствии с заключением Департамента от 25.10.2013 N САМВ-76759, полученным в порядке информационного межведомственного взаимодействия, часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий застройки ул. Спортивной.
Заявители, полагая, что отказ Минимущества Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходи из того, что материалами дела подтверждается, что часть испрашиваемого заявителями земельного участка находится в границах красных линий, в связи с чем в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок не подлежит приватизации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие, что в отношении спорного земельного участка были утверждены в установленном законом порядке красные линии, что следует из генерального плана г. Самары, Правил землепользования и застройки в г. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Поскольку заявители являются собственниками помещений в здании, расположенном на спорном земельном участке, учитывая, что данный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, а также принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, признал оспариваемый отказ незаконным и в порядке восстановления нарушенного права в соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал Минимущество Самарской области в месячный срок принять решение о предоставлении в собственность всем собственникам, пропорционально долям в общем имуществе, земельного участка под зданием и прилегающей территорией и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями".
Между тем, данные выводы суда апелляционной инстанции не могут быть признаны правильными, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе проект границ испрашиваемого земельного участка, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что часть спорного земельного участка находится на землях общего пользования, что подтверждается, в том числе выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 30.05.2014 N Д05/01-01/1328, письмом Департамента от 25.10.2013 года N САМВ-76759, пришел к обоснованному выводу, что данный земельный участок не подлежит приватизации.
Так согласно пункту 4.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30, после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий, в связи с чем представленные доказательства, признаются достаточными доказательствами наличия красных линий.
Судебная коллегия считает, что вывод суда апелляционной инстанции о незаконности отказа Минимущества по Самарской области в предоставлении заявителям испрашиваемого земельного участка в собственность сделан без учета имеющихся в деле доказательств, а также с нарушением норм права, в том числе регулирующих распределение бремени доказывания существенных для дела обстоятельств.
Довод ООО "Бакалея" о том, что спорный земельный участок полностью занят объектом недвижимого имущества, в связи с чем ограничен в беспрепятственном пользовании неограниченным кругом лиц, судебной коллегией отклоняется, поскольку из кадастровой выписки от 19.08.2013 следует, что земельный участок площадью 1456+/-13 кв. м с кадастровым номером 63:01:0104001:1038 только частично занят объектом недвижимости, площадь застройки которого составляет 1194 кв. м.
Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случае установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Поскольку часть спорного земельного участка находится на землях общего пользования и в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Минимущества по Самарской области соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2014.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу N А55-10384/2014 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случае установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Поскольку часть спорного земельного участка находится на землях общего пользования и в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Минимущества по Самарской области соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2014."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2015 г. N Ф06-21339/13 по делу N А55-10384/2014