г. Казань |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А49-6940/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
ответчика - администрации Пензенского района Пензенской области - Пчелинцева А.В., доверенность от 01.08.2013,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пензенского района Пензенской области, Пензенская область,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу N А49-6940/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дионис-Сервис", Пензенская область, к администрации Пензенского района Пензенской области, Пензенская область, об отказе в предоставлении обществу в собственность земельного участка, при участии: администрации Богословского сельсовета Пензенского района,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дионис-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к администрации Пензенского района Пензенской области (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 50000 кв. м, кадастровый номер 58:24:292201:82, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом, участок находится примерно в 250 м от ориентира по направлению на север; почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Пензенский район, с. Малая Валяевка, ул. Вишневая, д. 13, обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014, требования удовлетворены, суд признал незаконным решение администрации, оформленное письмом главы администрации от 16.04.2014 N 2089, об отказе в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 58:24:0292201:82, обязал администрацию в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка площадью 50 000 кв. м с кадастровым номером 58:24:0292201:82, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - жилой дом; участок находится примерно в 250 м от ориентира по направлению на север; почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Пензенский район, с. Малая Валяевка, ул. Вишневая, д. 13.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации от 28.04.2007 N 544 обществу предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 5 га, расположенный в границах Богословского сельсовета Пензенского района, в аренду сроком на 5 лет для ведения сельскохозяйственного производства.
Между администрацией и обществом заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 28.05.2007 N 42, который передан обществу по акту приёма-передачи от 28.05.2007. Договор заключен на срок 11 месяцев. Дополнительным соглашением от 15.02.2013 к договору аренды в пункт 1.1 договора внесено изменение в части уточнения предмета аренды: предоставлен земельный участок с кадастровым номером 58:24:0292201:82 площадью 50 000 кв. м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства.
24.03.2014 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на результаты проверки прокуратуры.
Администрация письмом от 16.04.2014 N 2089 отказала обществу в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости испрашиваемый земельный участок имеет категорию земли населённых пунктов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили, из неправомерности отказа администрации в предоставлении обозначенного земельного участка, исходя из установленного факта отнесения данного земельного участка к категории "земли сельскохозяйственного назначения", что подтверждается материалами Генерального плана Богословского сельского совета, картой градостроительного зонирования территории с. Малая Валяевка, письма прокуратуры Пензенского района от 18.03.3014, пояснениями главы администрации Богословского сельского совета, а также отсутствием сведений указывающих на нецелевое использование обществом этого земельного участка.
По мнению судебной коллегии выводы судов сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела и надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета). Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Спорный земельный участок согласно сведениям государственного кадастрового учета относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, что также подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов без согласования с правообладателями земельных участков.
Таким образом, одним из основных обстоятельств, подлежащих установлению в настоящем деле, является вопрос нахождения спорного земельного участка в границах населенного пункта или нет.
Включение земельного участка в черту населенного пункта означает фактически перевод из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и положения пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при установлении данного обстоятельства не распространяются.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам от 11.03.2009 N А72-4688/2000, 17.11.2011 N А72-9999/2010, 07.08.2014 N А65-31793/2012.
Однако данный вопрос судами не исследован.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Из указанных норм в совокупности следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Юридические лица, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку дело рассматривается в суде, то заявитель должен представить надлежащие доказательства целевого использования испрашиваемого земельного участка. Этот вопрос судами не исследован.
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы, подтверждающие использование земельного участка по целевому назначению.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А49-6940/2014 отменить.
Дело направить на новое в рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов без согласования с правообладателями земельных участков.
...
Включение земельного участка в черту населенного пункта означает фактически перевод из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и положения пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при установлении данного обстоятельства не распространяются.
...
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения")."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2015 г. N Ф06-22033/13 по делу N А49-6940/2014