г. Казань |
|
03 апреля 2015 г. |
Дело N А55-13729/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Латыповой Н.М. (доверенность от 03.03.2015),
ответчика - Ряховой Л.В. (доверенность от 29.12.2014),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судей Корнилова А.Б., Кузнецова В.В.)
по делу N А55-13729/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самарская региональная энергетическая корпорация", г. Самара (ОГРН 1066315051571, ИНН 6315395522) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, при участии третьих лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом Сызранского района Самарской области, г. Сызрань, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарская региональная энергетическая корпорация" (далее - общество, ОАО "СамРЭК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа от 22.05.2014 N 08/706-2014-832 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Росреестр) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации с. Печорские Выселки муниципального района Сызранский Самарской области" протяженностью 22 179 м, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Печерские Выселки; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества: "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации с. Печорские Выселки муниципального района Сызранский Самарской области" протяженностью 22 179 м, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Печерские Выселки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Сызранского района Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что оснований для признания отказа в государственной регистрации права незаконным не имеется, поскольку оспариваемый акт государственного органа соответствует требованиям статей 11.3, 11.9, 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; при проведении правовой экспертизы Управление Росреестра по Самарской области установила факт нарушения порядка предоставления земельного участка под строительство и несоответствие предоставленного договора аренды земельного участка нормам земельного и гражданского законодательства (статьи 432, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе ОАО "СамРЭК", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы суда относительно незаключенности договора аренды не основаны на правильной оценке всех условий договора, не учтены разъяснения, изложенные в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73), также не учтены и обстоятельства, установленные в рамках дела N А55-14041/2013, при рассмотрении которого и взыскания задолженности не был установлен факт заключения договора аренды земельного участка с нарушением норм действующего законодательства.
В судебном заседании представитель ОАО "СамРЭК", поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возражал против ее удовлетворения
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили
В судебном заседании 26.03.2015 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 09 часов 40 минут 01.04.2015, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено
Проверив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что судебные акты в оспариваемой части подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по заявлению ОАО "СамРЭК" администрацией Сызранского района Самарской области принято постановление от 10.05.2011 N 352 "О предварительном согласовании мест размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка" под строительство объекта: "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации с. Печерские Выселки, муниципального района Сызранский Самарской области" в кадастровых кварталах 63:33:1305001, 63:33:1304005, 63:33:1307001, 63:33:1001001, 63:33:0901001, 63:33:0901002, 63:33:0902006, 63:33:0902005, 63:33:0902004, 63:33:0902003, 63:33:0902002, 63:33:0902001.
Впоследствии администрацией Сызранского района Самарской области было принято постановление от 10.05.2011 N 354, согласно которому прекращено право бессрочного пользования администрации сельского поселения Усинского муниципального района Сызранский Самарской области на земельный участок под строительство объекта "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации", на землях населенных пунктов общей площадью 29 645 кв.м и на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 5845 кв.м, расположенных в кадастровых кварталах 63:33:1305001, 63:33:1304005, 63:33:1307001, 63:33:1001001, 63:33:0901001, 63:33:0901002, 63:33:0902006, 63:33:0902005, 63:33:0902004, 63:33:0902003, 63:33:0902002, 63:33:0902001.
Согласно пункту 2 названного постановления указанные земельные участки, расположенные в указанных кварталах, предоставлялись в аренду ОАО "СамРЭК".
На основании принятых актов между муниципальным районом Сызранский Самарской области (арендодатель) и ОАО "СамРЭК" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 10.05.2011 N 02-110х/11, по условиям которого арендатору на срок 11 месяцев предоставлялся земельный участок общей площадью 44 646 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов площадью 29 645 кв.м и на землях сельскохозяйственного назначения площадью 15 001 кв.м в кадастровых кварталах 63:33:1305001, 63:33:1304005, 63:33:1307001, 63:33:1001001, 63:33:0901001, 63:33:0901002, 63:33:0902006, 63:33:0902005, 63:33:0902004, 63:33:0902003, 63:33:0902002, 63:33:0902001.
Пунктом 1.2 указанного договора стороны установили, что арендодателем в натуре предъявлены арендатору нанесенные на прилагаемом к договору Плане земельного участка и идентифицированы арендатором в натуре поворотные точки территориальных границ участка.
Управление по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района выдало разрешение на строительство от 22.09.2011 N RU 63023312-58, действия которого было продлено 10.04.2012, а впоследствии до 31.09.2012.
Впоследствии 17.07.2013 Управление по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации Сызранского района выдало разрешение N RU 63023312-16 на ввод объекта капитального строительства "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации с. Печерские Выселки, муниципального района Сызранский Самарской области" в эксплуатацию.
Произведен государственный кадастровый учет объекта с присвоением ему кадастрового номера 63:33:0000000:1440, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 16.01.2014.
ОАО "СамРЭК" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 15.04.2014 о регистрации права собственности на объект недвижимости: "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации с. Печерские Выселки муниципального района Сызранский Самарской области", расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Печерские Выселки, имеющий кадастровый номер 63:33:0000000:1440, протяженностью 22 179 м.
Уведомлением от 21.04.2014 N 08/706/2014-832 Управление Росреестра по Самарской области приостановила государственную регистрацию в соответствии со статьей 19 Федерального закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку в результате правовой экспертизы выявлено отсутствие документов, подтверждающих предоставление земельных участков для целей строительства.
Сообщением от 22.05.2014 N 08/706/2014-832 Управление Росреестра по Самарской области отказало обществу в государственной регистрации права собственности на объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации по причине отсутствия доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры предоставления земельного участка для строительства в порядке, установленном статьями 30-32 ЗК РФ, также установлено, что договор аренды земельного участка не содержит данных, позволяющих установить объект аренды (участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет), не соблюдены требования статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" относительно срока предоставления таких земель в аренду, кроме того, представленное разрешение на строительство не отвечает требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Заявитель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось в суд.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом (статья 8 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
При этом данные документы должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям, отражать необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав информацию и содержать описание недвижимого имущества (пункт 1 статьи 18).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица; осуществлять проверку законности сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.
Управление Росреестра по Самарской области должно обеспечивать проведение юридической экспертизы документов, предоставленных для государственной регистрации прав.
При оценке действий Управления Росреестра по Самарской области осуществляется проверка их законности, при этом, в том числе при наличии доводов сторон, суд вправе исходить и из иных обстоятельств, которые не были установлены при проведении юридической экспертизы, устанавливающей законность действий регистрирующего органа.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно пункту 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
На момент спорных правоотношений порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определялся нормами статей 30-32 ЗК РФ.
При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должны предшествовать выбор земельного участка для строительства, в связи с чем в силу статьи 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе, в котором должно быть указано предполагаемое место его размещения, размер участка и испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган по такому заявлению обеспечивает выбор участка на основании документов государственного кадастра недвижимости (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В нарушение предусмотренного порядка решение о предоставлении участка для строительства было принято без кадастрового учета земельного участка.
Правила статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ для принятия решения об образовании земельных участков необходим кадастровый паспорт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ N 73, которая применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Из анализа представленных для регистрации права документов следует, что под строительство сооружения как объекта капитального строительства земельные участки в установленном порядке не формировались, на кадастровый учет поставлены не были, при этом договор аренды содержит лишь ссылки на кадастровые квартала.
Поскольку земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, условия в пункте 1.2 договора аренды, указывающие на индентифицированые арендатором в натуре поворотные точки территориальных границ участка, правового значения не имеют.
Следует отметить, что исходя из предмета договор аренды земельного участка во временное пользование и владение обществу предоставляется земельный участок, имеющий различное целевое назначение, так участок общей площадью 44 646 кв.м состоит из земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, которые расположены в различных кадастровых кварталах.
Эти обстоятельства подтверждены Управлением Росреестра по Самарской области, а обществом в установленном порядке опровергнуты не были.
Ссылки общества на судебный акт по делу N А55-14041/2013, в рамках которого с ОАО "СамРЭК" взыскана арендная плата, не имеет правового значения.
Разрешение гражданско-правового спора по указанному делу было связано с неисполнением обязательств ОАО "СамРЭК" (арендатором) по внесению арендной платы, при этом суд, удовлетворяя иск, исходил из разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ N 73, согласно которых даже при отсутствии индивидуализации вещи в договоре аренды его условия сторонами исполнялись, стороны не вправе оспаривать договор ссылаясь на его незаключенность или недействительность.
Применительно к спорному случаю отношения между обществом и Управлением Росреестра по Самарской области носят публичный характер, в связи с чем правовая оценка, представленных на государственную регистрацию документов, осуществляется государственным органом в пределах компетенции установленной законом и не связана с гражданско-правовыми обязательствами общества вносить плату за фактическое пользование.
При таких обстоятельствах обязанность общества вносить плату за фактическое пользование имуществом не может рассматриваться как безусловное соблюдение норм земельного и кадастрового законодательства при заключении договора аренды, которому давалась правовая оценка Управлением Росреестра по Самарской области.
Данные факты в кассационной жалобе заявителем не оспорены, ссылки на иные судебные дела, участником которых ОАО "СамРЭК" не являлось, и с иными обстоятельствами также не могут служить основанием для признания в данном конкретном случае решения регистрирующего органа незаконным.
Судами двух инстанций из имеющихся в деле доказательств также было установлено, что объект недвижимости "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации" пересекает земельный участок, являющейся полосой отвода автомобильной дороги с. Губино - Губинский карьер, поскольку расположен в полосе отвода автомобильной дороги "Урал"- Усинское-Пионерский, в связи с чем использование полосы отвода могло осуществляться только с соблюдением требований пункта 10 статьи 23 ЗК РФ и статей 3, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Документальных подтверждений о соблюдении ОАО "СамРЭК" технических требований и условий безопасности расположения объекта "Газопроводы высокого и низкого давления для газификации" в полосе отвода автомобильной дороги, а также соглашение на использование земельного участка, подписанное органом, осуществляющим управление автомобильной дороги регионального значения, не представлены.
В кассационной жалобе также не содержаться доводов относительно неправильного применения судами норм Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом юридически значимые факты установлены и не оспариваются.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 30-32 ЗК РФ, статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", СТАТЬЕЙ 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 3, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив, что общество не представило для регистрации права документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, отказали в удовлетворении требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А55-13729/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе также не содержаться доводов относительно неправильного применения судами норм Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом юридически значимые факты установлены и не оспариваются.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 30-32 ЗК РФ, статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", СТАТЬЕЙ 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 3, 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив, что общество не представило для регистрации права документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, отказали в удовлетворении требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2015 г. N Ф06-21885/13 по делу N А55-13729/2014