Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 19 мая 2009 г. N 445-ПП
Концепция
развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг
1. Основание для разработки
Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Указанное распоряжение предписывает исполнительным органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями утвержденной Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков Российской Федерации указанная Концепция определяет создание международного финансового центра (МФЦ) как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъемлемая часть перехода Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Задачей первого этапа инновационного развития экономики является создание инфраструктуры МФЦ в городе Москве.
Распоряжение Правительства Москвы от 7 августа 2008 г. N 1801-РП "О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг" определяет разработку и осуществление таких мер как одно из приоритетных направлений работы Правительства Москвы. Предлагаемая Концепция развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг разработана в соответствии с указанным распоряжением Правительства Москвы и для выполнения соответствующих положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 5 февраля 2009 г., Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг., одобренной на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 26 мая 2008 г.
2. Цели Концепции
2.1. Становление города Москвы в качестве одного из ведущих международных финансовых центров, базирующегося на развитой финансовой инфраструктуре и адекватной регулятивной системе, способствующего ускоренному развитию экономики страны и обеспечивающего лидирующие позиции России на финансовых рынках евразийского пространства.
2.2. Интеграция финансового сектора экономики города Москвы в качестве значимого элемента системы международных финансовых отношений.
2.3. Развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных финансовых инструментов, рост числа институциональных инвесторов.
2.4. Создание условий для притока инвестиций в Россию, город Москву в иные субъекты Российской Федерации с международного рынка капиталов, роста объемов первичного размещения акций, торговых оборотов на рынке ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
2.5. Формирование современной финансовой системы, соответствующей лучшим международным стандартам, оказывающей позитивное воздействие на все сектора экономики города Москвы, рост бюджетных поступлений, улучшение бизнес-инфраструктуры, условий жизни в городе Москве и рост благосостояния москвичей.
2.6. Формирование емкого конкурентного рынка труда в финансовом секторе города Москвы.
2.7. Формирование сильного бренда города Москвы как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов.
3. Предпосылки развития города Москвы как международного финансового центра
За последние годы заметные перемены произошли в географии МФЦ: такие признанные финансовые лидеры как Токио, Франкфурт и Женева потеснены в десятке крупнейших Гонконгом и Сингапуром. Успех последних стремятся повторить и другие финансовые центры бурно растущих экономик - Шанхай, Мумбай и т.д. Эта тенденция отражает новую реальность стремительно меняющегося мира, где развивающиеся страны, существенно укрепив свои позиции на промышленных и сырьевых рынках, претендуют на лидерство в международных финансах.
В число растущих региональных финансовых столиц, несомненно, входит и город Москва. Сегодня город является крупнейшим центром концентрации капитала не только на постсоветском пространстве, но и в Центральной и Восточной Европе. Как на сложившийся центр финансовой системы России на город Москву приходится свыше 80% финансовых потоков страны и более половины российского банковского капитала. В городе расположено почти 90% штаб-квартир работающих в Российской Федерации зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. При этом темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка - Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) - входит в число крупнейших бирж мира. По совокупному объему торгов группа ММВБ является крупнейшей биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европы. Фондовая биржа ММВБ является мировым центром ликвидности на российские активы и основной фондовой площадкой для международных инвестиций в ведущие российские компании. На нее приходится 98% оборота российского фондового рынка, около 30% обеспечивается нерезидентами.
В городе Москве функционирует почти треть всех страховых организаций, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских.
Важнейшим сегментом финансовой системы любой страны являются корпоративные финансы. Сальдированный финансовый результат (прибыль - убыток) составил в 2007 году по организациям города Москвы 2 трлн.руб.
Важной частью финансовой системы города Москвы является бюджет города, который уступает только федеральному бюджету и составляет по результатам его исполнения в 2008 году более 1,3 трлн.руб.
В финансовую систему города Москвы входят и финансы домашних хозяйств, существенно влияющие на денежно-финансовую ситуацию в городе. Объем денежных доходов населения города Москвы составил в 2007 году 4,33 трлн.руб. или 20,4% от общероссийского объема денежных доходов. Треть банковских сбережений населения сосредоточена в городе Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал.
Высокие темпы экономического развития города Москвы сопровождаются созданием уникальной для России и стран СНГ юридической инфраструктуры, которую образуют ведущие российские и известнейшие иностранные юридические фирмы и образования.
Город Москва - крупнейший научно-производственный и социально-культурный мегаполис, соединяющий в себе практически все виды экономической деятельности. В городе Москве проживает около 7,4% населения России (10,47 млн.чел). Экономика города Москвы производит более 18% валового внутреннего продукта (ВВП) России. За 2000 - 2007 гг. валовый региональный продукт (ВРП) города Москвы в реальном выражении вырос более чем в 2 раза, его среднегодовые темпы составили 110%. ВРП на душу населения в городе Москве, по оценке на 2007 год, составил более 650 тыс.руб. (около 26 тыс. долл. США), что в 2,8 раза превышает аналогичный показатель по России в целом.
Город Москва является крупнейшим торговым центром на территории Российской Федерации, обеспечивающим около 19% оборота розничной торговли; 40% оборота оптовой торговли; 14% внешнеторгового оборота, в том числе 3% экспортных и 32% импортных операций; оказывает 23% общего объема платных услуг населению России. Доля города Москвы в общем объеме российских инвестиций в основной капитал составляет 11%.
В 2000 - 2007 гг. среднегодовые темпы роста промышленного производства в городе Москве составили 116%, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108,6%, инвестиций в основной капитал - 108,4%, оборота розничной торговли - 106%, оборота оптовой торговли - 115,3%. Совокупный объем промышленного производства в городе Москве за этот период вырос в 3,2 раза; реальные располагаемые доходы населения - в 1,9 раза; инвестиции в основной капитал - в 1,9 раза; оборот розничной торговли - в 1,6 раза; оборот оптовой торговли - в 3,1 раза.
Говоря о предпосылках развития города Москвы как МФЦ, нельзя не учитывать те существенные коррективы, которые вносит в развитие экономики мировой финансовый кризис, проходящий в настоящее время через свою наиболее острую фазу. Статистические данные свидетельствуют, что в ноябре-декабре 2008 г. динамичный рост российской экономики сменился на спад. До 89,7% снизился индекс промышленного производства в декабре 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. Снижение коснулось и таких важных экспортно-ориентированных отраслей, как добыча полезных ископаемых 97,7%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 93,9%, химическое производство - 71,1%. В декабре 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. резко сократилось производство машин и оборудования - 82,7%, текстильное и швейное производство - 79,5%, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, - 93,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения России сократились на 11,6%.
На финансовом рынке России начало острой фазы кризиса (август 2008 г.) стало отправной точкой быстрого снижения международных резервов Российской Федерации, массового оттока капитала, девальвации рубля к бивалютной корзине. Следствием непрерывной девальвации рубля, проводимой с указанного момента Банком России, стало "бегство от рубля" и перевод всех доступных рублевых средств в валютные активы, резкое сворачивание банками кредитных программ и операций на внутреннем финансовом рынке. Проявлением финансового кризиса стал и панический вывод средств с российского рынка акций, в результате чего к январю 2009 г. его капитализация сократилась в 4,5 раза по отношению к пиковому значению.
Несмотря на кризис и зафиксированный в IV квартале 2008 г. экономический спад, в целом 2008 год останется для российской экономики годом роста. ВВП России в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом на 5,6%, промышленное производство - на 2,1%, инвестиции в основной капитал - на 9,1%, оборот розничной торговли - на 13%, реальные располагаемые доходы населения - на 2,7%.
В целях стабилизации финансово-кредитной системы Правительство Российской Федерации и Банк России в IV квартале 2008 г. осуществили комплекс мероприятий, направленных на поддержание ликвидности и устойчивости банковской системы и финансового рынка, который резко снизил риски системного кризиса в указанной сфере.
Тем не менее на 2009 год базовый вариант прогноза социально-экономического развития определяет снижение роста ВВП России в размере 2,2%. Смягчающий эффект на падение деловой активности в экономике Российской Федерации в 2009 году должны оказать дополнительные антикризисные меры, направленные на оказание поддержки реальному сектору экономики, а также реализация инвестиционных программ естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов экономики. Наличие таких мер и активная политика по диверсификации экономики, стимулированию инвестиций и инноваций, рациональное управление государственными финансами и резервами, мероприятия по поддержке финансовой системы страны позволяют говорить о сохранении российской экономикой потенциала роста и восстановлении позитивной динамики такого роста в посткризисный период.
Таким образом, несмотря на дестабилизирующее влияние мирового финансового кризиса, по-прежнему сохраняются все предпосылки для развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг. Более того, кризисная обстановка должна способствовать быстрому принятию ряда нормативных правовых актов и мер по изменению регулирования и инфраструктуры финансового и фондового рынка, которые будут форсировать создание МФЦ в городе Москве.
Обоснованность претензий города Москвы на роль МФЦ подтверждается и оценками международных экспертов. В 19 ежегодном отчете "Обзор европейских городов" (European Cities Monitor), вышедшем в октябре 2008 г., город Москва занял первое место по критерию "Европейская экспансия: города, которые могут ожидать наибольший приток компаний в ближайшие 5 лет". Согласно рейтингу "Великие города мира", составленному журналом "Forbes" в октябре 2008 г., город Москва вошел в число наиболее перспективных городов, обеспечивающих развитие 30 ведущих мировых рынков (14-е место из 85). Город Москва является крупнейшим рынком с еще нереализованным потенциалом развития. Реализация своего уникального потенциала позволит городу Москве утвердиться в глобальном пространстве в качестве одного из мировых финансовых центров.
Превращение города Москвы в МФЦ является неотъемлемой составной частью успешного решения стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Именно МФЦ, где сосредотачиваются основные инвестиционные, информационные и интеллектуальные ресурсы, становятся локомотивами экономического роста в условиях стремительного развития транснациональных экономических связей, увеличения мобильности и повышения степени интеграции финансовых рынков. Наличие МФЦ создает необходимые предпосылки для ускоренного наращивания инвестиционного потенциала экономики и превращения национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют.
Это тем более важно, потому что текущий глобальный кризис с неизбежностью приведет к трансформации международных финансовых рынков, изменению правил их регулирования, созданию новых центров притяжения капиталов. В условиях такой трансформации, обусловленной кризисом всей системы мировых финансовых отношений, выиграют те страны, которые будут участвовать в формировании новой архитектуры финансовых рынков и использовать такое участие в интересах развития национального рынка финансовых услуг и его интеграции в систему международных финансовых отношений.
Важно отметить, что инициативу развития города Москвы как МФЦ необходимо реализовывать незамедлительно, так как упущенное время может обернуться для города Москвы утратой всего наработанного потенциала. Кроме того, на фоне кризиса мировой финансовой системы и ослабления позиций ряда крупнейших финансовых институтов все более отчетливо начнут проявляться тенденции экспансии сохранивших дееспособность действующих международных финансовых центров в страны с развивающимися экономиками, укрепление их позиций и расширение зон финансового влияния. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее десятилетие отдельные национальные финансовые рынки будут либо трансформироваться в международные финансовые центры, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Соответственно, наличие самостоятельного финансового центра международного масштаба в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета.
Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности финансового сектора российской экономики должно стать важнейшей задачей экономической политики России. Одним из главных направлений развития города Москвы является создание благоприятных условий для развития финансовой системы и связанного с финансами бизнеса. Создание МФЦ в Москве - это процесс, встроенный в трансформацию мирового валютного рынка, финансового рынка и рынка капиталов.
4. Проблемы и задачи развития города Москвы как международного финансового центра
Мировой опыт показывает, что создание в городе Москве МФЦ не может быть обеспечено исключительно ростом количественных показателей экономического и финансового развития. Появление как новых МФЦ - Сингапура, Гонконга, Дубая, Мумбая, Шанхая, так и укрепление своих позиций "традиционными" мировыми и региональными финансовыми центрами Лондоном, Нью-Йорком, Франкфуртом, Люксембургом стало результатом проведения целенаправленной и во многом новаторской государственной политики. В этой связи отправной точкой для развития российского МФЦ должна стать лучшая практика ведущих финансовых центров в области законодательного регулирования финансовых рынков, подготовки квалифицированного персонала, социальной и бизнес-инфраструктуры.
Регулирование финансовых рынков: мировой опыт
До мирового финансового кризиса признанными лидерами в области нормативного регулирования финансовых рынков являлись глобальные финансовые центры Лондона и Нью-Йорка. При этом если финансовое законодательство стран континентальной Европы и в определенной степени США стремится достаточно четко кодифицировать все правила и меры регулирования, описать финансовые инструменты и рынки (rule-based regulation), то законодательство Великобритании часто допускает сознательную нечеткость формулировок. Такая практика обеспечивает гибкость системы регулирования и быструю адаптацию к инновациям на финансовых рынках. Гибкость регулирования привлекла в Лондон значительную часть бизнеса (в особенности связанного с корпоративным финансированием) глобальных инвестиционных и коммерческих банков.
Гонконг модифицировал свое финансовое законодательство в 2003 году, упразднив десять законов и приняв единый Закон о ценных бумагах и фьючерсах (SFO) в соответствии с международной, прежде всего, британской практикой.
Развивающиеся региональные МФЦ такие как Дубай, Сингапур и Мумбай также выбрали более гибкую законодательную систему по примеру Лондона. Дубай создал отдельную юрисдикцию на территории МФЦ, которая функционирует согласно особым, близким к британским стандартам права. Хотя Китай придерживается принципов романо-германского (кодифицированного) права, после вступления этой страны в ВТО была проведена реформа финансового законодательства с целью приблизить его к стандартам США и Великобритании.
При разработке инструментария государственной политики и создании стимулов, которые могли бы выступить катализаторами превращения города Москвы в МФЦ, целесообразно использовать зарубежный опыт. В то же время при этом должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, учитывающий как все проблемные аспекты деятельности существующих финансовых центров, так и уроки нынешнего финансового кризиса. Последнее особенно важно, поскольку указанный кризис показал, что ни одна из действующих и считавшихся образцами национальных систем регулирования не смогла препятствовать его возникновению и развитию, а в случае США национальная система регулирования способствовала его обострению и глобализации.
Налогообложение
В области налогообложения ключевыми характеристиками системы являются: единый, справедливый и разумный уровень налоговой нагрузки на инвесторов - резидентов и нерезидентов; специфика налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами; эффективное, справедливое и разумное налоговое администрирование; наличие международных договоров об избежании двойного налогообложения. При этом существенным является не столько наличие налоговых льгот для участников МФЦ, сколько прозрачность и эффективность системы налогообложения в целом.
По уровню налоговой нагрузки рассматриваемые МФЦ можно разделить на две группы: рынки с льготным налогообложением (Гонконг, Сингапур, Дубай) и консервативным налогообложением (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт, Мумбай, Шанхай).
Льготное налогообложение в Гонконге направлено на стимулирование притока иностранных инвесторов в определенные сферы экономики, включая рынок ценных бумаг. Налоговые льготы в Сингапуре были введены непосредственно для развития МФЦ. В частности, они упрощают налогообложение крупных холдинговых компаний и оборота ценных бумаг. Также есть льготы в отношении торговли производными инструментами. Дубай изначально определил офшорное положение МФЦ и по состоянию на 2008 год имеет низкий уровень общих налоговых сборов (14,4% от прибыли компании).
Индекс сложности налогообложения бизнеса рассчитывается на основе трех критериев: общая величина налоговых сборов (в процентах от прибыли компании), количество налоговых платежей и время, затраченное на составление налоговой отчетности и осуществление платежей. Налоговые системы Гонконга, Сингапура и Дубая считаются лучшими в мире с точки зрения ведения бизнеса из-за низкого уровня налоговых ставок и простой системы администрирования. Несмотря на более высокий уровень налоговой нагрузки на компании, британская система также занимает высокое место в рейтинге за счет эффективной организации системы налогообложения. Американская и германская налоговые системы более сложны и обременительны для компаний.
Развитие МФЦ в городе Москве за счет серьезных налоговых преференций для участников финансового рынка представляется непродуктивным. Очевидно, что при этом в Россию хлынет в первую очередь спекулятивный капитал и капитал сомнительного происхождения, способствуя росту инфляции и формированию финансовых "пузырей". Консервативные же институциональные инвесторы, средства которых и обеспечивают устойчивость финансовых рынков, ориентируются главным образом не на налоговые льготы, а на страновые риски, благоприятное регулирование и уровень развития рыночной инфраструктуры. Более того, согласно международным исследованиям по привлекательности налогового режима для инвестиций город Москва уже сейчас не уступает большинству мировых финансовых центров. В этой связи фискальное стимулирование притока иностранного капитала вряд ли целесообразно рассматривать в качестве магистрального пути развития города Москвы в качестве МФЦ.
Вместе с тем необходимо продолжать совершенствовать федеральное налоговое законодательство в направлении упрощения системы налогообложения и налогового администрирования, ускорить внедрение новых положений законодательства, предусмотренных основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг., в том числе в отношении введения института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций, совершенствования порядка налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, сделок секьюритизации и введения других важных положений в сфере налогообложения, оказывающих влияние на инвестиционный климат.
В целях обеспечения справедливого и разумного подхода фискальных органов к контролю за сбором налогов и сборов наряду с усилением налогового контроля необходимо улучшить систему защиты прав налогоплательщиков в отношении возврата излишне уплаченных налогов, разрешения споров, связанных с неясностью толкования норм налогового законодательства в пользу налогоплательщика, возможностью предварительного согласования сложных ситуаций с налоговыми органами.
В целях исключения возможных случаев произвольного толкования норм налогового законодательства необходимо обеспечить единообразный и справедливый подход при рассмотрении налоговых претензий путем создания специальных форм повышения квалификации налоговых органов, а также судей, занятых в налоговом судопроизводстве.
Интегрированность в мировую экономику
Ни один из современных финансовых центров не функционирует отдельно от остального мира: размеры национальных экономик недостаточны для того, чтобы обеспечить им необходимый уровень ликвидности. Поэтому интегрированность в глобальные рынки капитала является одним из ключевых факторов конкурентоспособности финансового центра. Доступность финансовых ресурсов, обращающихся на внешних рынках, в первую очередь зависит от системы регулирования потоков капитала, требований по раскрытию информации и других аспектов финансового администрирования.
При этом абсолютно свободный рынок капитала и низкие требования к раскрытию информации для эмитентов и квалификации профессиональных институтов чреваты как появлением недобросовестных участников особенно на развивающихся рынках, так и излишней волатильностью таких рынков.
Внедрение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке, основанной на международных стандартах, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование принципов корпоративного управления позволят в значительной степени повысить устойчивость, транспарентность и привлекательность финансового рынка. В настоящее время такой системой отчетности и раскрытия информации являются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). Полномасштабное внедрение МСФО как основной системы унификации отчетности российских компаний станет хорошей платформой для дальнейшей интеграции в мировое экономическое сообщество.
Ряд стран имеют жесткие ограничения в отношении доступа иностранных инвесторов на свой фондовый рынок (Китай, Индия). Однако подобная ограничительная практика может не позволить финансовому центру стать действительно международным. Поэтому ведущие мировые финансовые центры имеют минимальные ограничения для иностранных участников.
Квалифицированные кадры
Важнейшим условием для развития финансовой индустрии является наличие емкого, конкурентного рынка труда, особенно высококвалифицированных сотрудников. Существует два способа увеличения предложения квалифицированного персонала: развитие человеческого капитала внутри страны и привлечение рабочей силы из-за рубежа.
Страны с развивающимися МФЦ изначально отставали от лидеров по уровню развития человеческого капитала и ощущали сильную нехватку квалифицированных кадров. Тем не менее государственные программы развития образования привели к выдающимся результатам. На сегодняшний день в Гонконге, Шанхае, Сингапуре и Мумбае построена гибкая, подстраивающаяся под потребности бизнеса система высшего образования. Средний уровень университетов с точки зрения качества исследований и преподавания по-прежнему уступает американскому, что ведет к активной "утечке мозгов". Однако в каждой из этих стран уже действуют отдельные университеты и бизнес-школы мирового уровня, которые входят в число 20 лучших в мире по отдельным программам.
Другой способ повышения качества высшего образования применяется в Дубае: вместо того чтобы развивать местные вузы, была реализована государственная программа по привлечению иностранных университетов. Государство субсидирует открытие филиалов и оплачивает обучение студентов.
Представляется необходимым создание в городе Москве условий для развития системы профессионального обучения не только на уровне университетов, но и на уровне специализированных центров по обучению лиц, желающих получить дополнительные знания и квалификацию. Необходимы разработка и внедрение государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего, специального среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Огромное значение имеет создание в системе высшего и дополнительного профессионального образования национальной профессиональной квалификации, сопоставимой с профессиональными квалификациями международного уровня (например, ACCA (Asociation of Charted Certified Accountants), CPA (Charted Public Accountant), СFA (Certified Financial Analyst), CIMA (Chartered Institute of Management Accountants), СМА (Certified Management Accountant), CIA (Certified Internal Auditor) и др.). При этом не менее важно также обеспечить взаимное признание профессиональной квалификации, полученной в различных учебных заведениях разных стран.
Социальная инфраструктура
Для того чтобы повысить привлекательность МФЦ для работающих в нем людей, необходимо обеспечить приемлемые условия жизни и работы, что особенно важно для иностранных специалистов. К основным показателям развитости социальной инфраструктуры можно отнести создание комфортных условий для проживания и отдыха, обеспечение высокого уровня безопасности и правопорядка, качество медицинского обслуживания и т.д.
Среди существующих МФЦ наблюдается четкое деление на группы по уровню развития социальной инфраструктуры. Лондон, Нью-Йорк и Франкфурт в силу исторических причин имеют наиболее развитую инфраструктуру. Сингапур, Дубай и Гонконг имеют определенные проблемы, но находятся достаточно высоко в рейтинге качества жизни. Мумбай и Шанхай, несмотря на стремительный рост, все еще обладают недостаточно развитой социальной инфраструктурой.
Проблемы и задачи развития МФЦ в Москве
В связи с изложенным важно отметить, что "создать" "международный финансовый центр" в городе Москве простыми, единовременными политическими или административными решениями невозможно. Города - международные финансовые центры формируются там, где имеет место интенсивный экономический рост и создаются необходимые законодательные и социальные предпосылки. Развитие в городе Москве финансового центра международного уровня не может быть результатом краткосрочной политической кампании, но для развития города Москвы как центра оказания финансовых услуг международного уровня есть все объективные предпосылки и наличие политической воли. Прежде всего, это быстрое развитие экономики страны, появление в России все большего числа крупных компаний, нуждающихся в финансовых услугах мирового уровня, в доступе к глобальным потокам капитала и международных инвестиций. Это международные финансовые круги, заинтересованные в капиталовложениях в Россию. Это, наконец, и крупнейший в истории глобальный экономический и финансовый кризис, который не оставляет России иного выбора, кроме радикальной и хорошо продуманной реформы сектора финансовых услуг. Развитие города Москвы как МФЦ должно быть в русле этих процессов и служить экономическому развитию России. Развитие города Москвы как центра предоставления финансовых услуг с высокой добавленной стоимостью даст несомненный положительный экономический эффект как России, так и непосредственно бюджету города Москвы.
Необходимо ставить не задачу "создания" в городе Москве "международного финансового центра", а задачу дальнейшего развития сектора финансовых услуг в России вообще, и города Москвы как центра оказания финансовых услуг международного уровня в частности. Город Москва уже является одним из 10 крупнейших городов - экономических центров мира, международным финансовым центром национального масштаба, служащим "воротами" на российский фондовый рынок с соответствующей инфраструктурой, которая по состоянию на середину 2008 года занимала примерно 12-13-е место в мире по финансовым оборотам.
Развитие города Москвы как МФЦ потребует тщательной проработки вопросов законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг в вообще. Такая работа уже ведется рядом федеральных органов исполнительной власти, регуляторами рынка, профессиональным сообществом в лице саморегулируемых организаций. Так Федеральная служба по финансовым рынкам разработала Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р. Министерство экономического развития Российской Федерации разработало Основные положения Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации.
Основными нерешенными проблемами на этом пути в настоящее время являются недостаточная защита прав собственности и интересов инвесторов, неэффективное судебное разрешение споров, противоречивость налогового законодательства, которое не учитывает специфику и сложность операций на финансовом рынке. Много нерешенных проблем в сфере регулирования и надзора, прежде всего, разобщенность регуляторов отдельных секторов финансового рынка, отсутствие регулирования в ряде сфер финансового рынка вообще (производные финансовые инструменты), отсутствие правовой среды для проведения операций, ставших уже стандартными на развитых рынках (секьюритизация активов, в том числе активов местных органов власти).
Подробный перечень подлежащих решению проблем и мероприятий по их решению определен в рамках Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации.
При всей важности проведения в России институциональных реформ и стабилизации макроэкономических параметров статуса МФЦ невозможно достичь, если существуют значительные риски перебоев в электроснабжении или аварий на теплотрассах, если возникают трудности с размещением прибывающих специалистов, если социокультурная среда города Москвы не соответствует стандартам, достигнутым в признанных международных финансовых центрах. Именно поэтому задача развития нефинансовой инфраструктуры города Москвы как МФЦ рассматривается в качестве одной из первоочередных. Прежде всего, речь идет об обеспечении энергетической безопасности столицы, о решении транспортных проблем, включая развитие аэропортов, дорожной сети в городе Москве и Московской области, развитии телекоммуникаций. Также необходимо создание условий для формирования и рационального размещения в городе Москве финансовых кластеров как центров предоставления соответствующих услуг, включая услуги юридического сопровождения сделок, повышения качества образования, здравоохранения и экологии, развития социальной инфраструктуры города Москвы, снижения преступности, укрепления безопасности, предотвращения террористических актов.
В области образования важной задачей является анализ потребности в профессиональных кадрах для МФЦ в городе Москве, ее соотнесения с имеющимися ресурсами подготовки специалистов, создание условий и стимулов для развития системы финансового и специального юридического образования международного уровня.
На современном этапе экономического развития как в Российской Федерации, так и в международном масштабе все большее значение приобретает уровень профессиональной подготовки кадров и, прежде всего, в организациях финансового сектора.
Финансовый сектор, относящийся к непроизводственной сфере, имеет свою специфику: кадровый и технологический потенциал финансовой организации - это и есть ее основной "капитал", то есть решающие факторы успешного и стабильного развития как отдельных финансовых учреждений, так и финансового сектора и экономики в целом. Каждый сотрудник, обладающий необходимыми профессиональными знаниями и навыками, - это, прежде всего, "актив", стоимость которого постоянно возрастает.
Самостоятельной и в то же время тесно увязанной с перспективой развития города Москвы как МФЦ является задача роста реальных доходов населения. При этом имеются в виду высокие темпы роста, увязанные с темпами роста производительности труда в национальной экономике, всех видов доходов населения: зарплат, пенсий, пособий, предпринимательского дохода, в первую очередь, в сфере малого и среднего бизнеса. Важной задачей в этой области является формирование мощного социального слоя, "среднего класса", который станет гарантом политической и экономической стабильности общества. Следует особо подчеркнуть, что рост доходов и жизненного уровня (определяемого как объем благ и услуг, получаемых горожанами) населения является важным источником роста доходов бюджета города Москвы и социально-экономического развития города Москвы.
Приоритетом в решении социальных задач города Москвы являются улучшение качества услуг социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, развитие транспорта, улучшение экологической ситуации в городе, совершенствование функционирования потребительского рынка и сферы услуг, обеспечение должного уровня правопорядка. Решение этих масштабных социально значимых для города Москвы задач требует крупных финансовых затрат. Финансовая стратегия города Москвы выстраивается таким образом, чтобы эти задачи решались максимально комплексно и полно с учетом решения задачи развития Москвы как международного центра финансовых услуг.
5. Мероприятия Правительства Москвы по решению задачи развития города Москвы как МФЦ
Работа по развитию города Москвы в качестве международного финансового центра может быть успешной только в случае тесного сотрудничества федеральных органов государственной власти, Правительства Москвы, российского и международного финансового, делового и экспертного сообщества. Очевидной прерогативой федеральных органов государственной власти являются вопросы развития финансовой инфраструктуры МФЦ, вопросы законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг в России в целом. При этом Правительство Москвы должно стать одним из инициаторов проработки и продвижения данных вопросов на уровень Правительства России и федеральных органов государственной власти в сотрудничестве со специалистами фондового рынка России, международными финансовыми институтами и профессиональными организациями, другими городами - международными финансовыми центрами (Франкфурт, Лондон, Нью-Йорк, Чикаго, Люксембург, Дубай, Сингапур, Гонконг), представители руководства которых неоднократно выражали заинтересованность в сотрудничестве по развитию города Москвы как международного финансового центра и с которыми город Москва имеет соглашения о сотрудничестве в этой сфере.
В то же время к вопросам преимущественной компетенции Правительства Москвы относится задача развития нефинансовой инфраструктуры города, без решения которой трудно ожидать успешного развития города Москвы как МФЦ.
По этой причине разработка мероприятий Правительства Москвы по решению задачи становления города Москвы в качестве МФЦ должна осуществляться во взаимодействии с представителями финансового сообщества и быть направлена на решение двух групп проблем:
1) относящихся к компетенции федеральных органов государственной власти, решение которых необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с ними;
2) подлежащих решению органами государственной власти города Москвы.
5.1. Проблемы, решаемые во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, совершенствование институциональной базы российского финансового рынка.
К основным проблемам, относящимся к компетенции федеральных органов государственной власти, прежде всего, относятся:
5.1.1. Совершенствование российской законодательной базы в части финансовых рынков.
5.1.2. Формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, оценка целесообразности создания единого федерального ведомства (мегарегулятора), осуществляющего надзор за банками, страховыми компаниями, провайдерами финансовых услуг и др.
5.1.3. Наличие эффективной судебной системы.
5.1.4. Формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообложения финансовых операций.
5.1.5. Развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формирование института инвестиционных консультантов, создание единого центрального депозитария и его последующее подключение к международным рынкам, организация эффективно функционирующего международно-признанного центрального клирингового дома.
5.1.6. Повышение транспарентности финансового рынка за счет внедрения эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке и финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам.
5.1.7. Развитие и совершенствование корпоративного управления.
5.1.8. Создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке, повышение общего уровня финансовой образованности населения посредством разработки и внедрения государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области экономики и финансов.
5.1.9. Интеграция профессиональной квалификации международного уровня в систему высшего образования или создание их адаптированного аналога для Российской Федерации.
5.1.10. Совершенствование системы налогового администрирования.
5.1.11. Создание системы, позволяющей обеспечить эффективный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и системы защиты прав налогоплательщиков.
5.1.12. Создание благоприятных условий для привлечения в страну высококвалифицированного персонала, в том числе иностранного в случае необходимости.
5.1.13. Активизация валютно-финансового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего, с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств, расширение использования рубля в расчетах и превращение его в региональную резервную валюту.
Одним из механизмов участия Правительства Москвы в решении задач данного уровня является консолидация при инициирующей роли Правительства Москвы научных и экспертных кадров, профессиональных участников финансового рынка с целью анализа действующего российского законодательства и разработки предложений по его изменению, а также оценки экономических и социальных последствий принимаемых решений и реализуемых мероприятий. С этой целью распоряжением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 1997-РП "О Консультативном совете по вопросам развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг" создан постоянно действующий Консультативный совет по вопросам развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг.
По отдельным проблемам и направлениям развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг при Консультативном совете будут образовываться рабочие группы.
5.2. Задачи, подлежащие решению преимущественно органами государственной власти города Москвы, развитие нефинансовой инфраструктуры города Москвы.
Задача развития города Москвы как МФЦ требует концентрации организационных и финансовых усилий на ряде приоритетных направлений, являющихся критичными с точки зрения конкурентоспособности города Москвы как центра оказания финансовых услуг мирового уровня. К указанным направлениям, прежде всего, относятся:
5.2.1. Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры города Москвы, включая:
- развитие московского метрополитена;
- реконструкцию и расширение сети автомобильных дорог;
- завершение реконструкции аэропорта Внуково и удлинение взлетно-посадочной полосы, создание на базе указанного аэропорта терминала деловой авиации;
- создание крупного общероссийского авиаперевозчика, претендующего на лидирующие позиции на рынке внутренних и международных авиаперевозок;
- разработку проекта и строительство в Московском международном деловом центре "Москва-Сити" пересадочного узла скоростного железнодорожного транспорта, связывающего аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково.
5.2.2. Развитие и совершенствование инфраструктуры электроэнергетики города в целях повышения надежности электроснабжения потребителей города, включая организации, образующие МФЦ.
5.2.3. Реализация первоочередных мероприятий по повышению надежности водоснабжения и водоотведения, улучшению качества питьевой воды в городе Москве.
5.2.4. Модернизация и дальнейшее ускоренное развитие системы централизованного теплоснабжения в городе Москве.
5.2.5. Обеспечение условий для размещения и проживания иностранных специалистов и гостей столицы, включая:
- дополнительное развитие гостиничной сети;
- строительство в городе Москве жилого фонда высокого стандарта типа "доходных домов", включающего все необходимые организации бытового обслуживания, для долгосрочного размещения иностранных специалистов и их семей;
- строительство дополнительных офисных площадей.
5.2.6. Улучшение экологической обстановки в городе Москве, включая:
- замену парка общественного пассажирского, технологического и грузового транспорта города на автотранспорт, соответствующий экологическому классу 3 ("Евро - 3");
- увеличение площади озелененных территорий в городе Москве до уровня 20 кв.м в расчете на каждого жителя столицы;
- реализацию мероприятий по улучшению состояния водных объектов города.
5.2.7. Создание дружественной для иностранных граждан среды обитания, в том числе для работающих в городе Москве в финансовом центре иностранных специалистов, включая:
- замену домовых и дорожных указателей с дублированием названий на английском языке;
- внедрение в московском метрополитене информационно-справочных стендов с дублированием информации на английском языке;
- создание в городе Москве службы экстренной помощи, в том числе юридической, для находящихся в городе Москве иностранных граждан;
- завершение работы по созданию автоматизированной информационной системы "Карта иностранного гостя" (совместно с УФМС России по г. Москве и Пограничной службой ФСБ России);
- разработка и реализация мероприятий по облегчению регистрации и визовой поддержке иностранных специалистов, прибывающих для работы в организации, образующие МФЦ в городе Москве;
- внедрение программы обучения работников органов государственной власти города Москвы английскому языку, разработка системы аттестации знания языка.
5.2.8. Снижение преступности, укрепление общественной безопасности, предотвращение террористических актов.
5.2.9. Повышение уровня финансовой грамотности населения в целях формирования массового класса инвесторов, включая разработку программы базового финансового образования школьников на основе межпредметных связей и ее реализацию на всех ступенях обучения.
5.2.10. Становление города Москвы как научного центра и центра подготовки кадров в области современных финансов, включая:
- разработку и реализацию дополнительных специализированных курсов по современным финансовым рынкам для обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- создание условий для открытия представительств ведущих западных и развития национальных бизнес-школ;
- проведение в городе Москве на регулярной основе специализированной конференции - Международного финансового форума по перспективам развития города Москвы как МФЦ.
5.2.11. Реализация мероприятий по дальнейшему развитию системы здравоохранения в городе Москве, вывод качества медицинских услуг на лучший мировой уровень, совершенствование страховой медицины.
5.2.12. Развитие социальной инфраструктуры города Москвы, включая дальнейшее развитие в городе Москве службы быта, транспортного сервиса, повышение стандарта оказываемых услуг.
5.2.13. Продвижение иностранных инвестиций через город Москву в субъекты Российской Федерации посредством системы взаимоотношений между органами исполнительной власти города Москвы и субъектов Российской Федерации, создание благоприятного административного режима.
5.2.14. Консолидация при инициировании Правительства Москвы научных кадров, профессиональных участников финансового рынка и других заинтересованных лиц в целях разработки предложений по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты.
5.2.15. Содействие в освещении в средствах массовой информации вопросов развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг, включая проведение международной информационной кампании по продвижению города Москвы как МФЦ, разработку и реализацию мероприятий по формированию международного имиджа города Москвы как безопасного и комфортабельного города европейского уровня.
Важность решения перечисленных задач усиливает факт их включения в полном объеме в проект Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации. В то же время их успешное решение невозможно без участия и согласованной работы всех органов государственной власти города Москвы.
В текущих условиях решение задачи создания нефинансовой инфраструктуры МФЦ в городе Москве целесообразно осуществлять путем реализации соответствующих мероприятий за счет финансовых ресурсов, предусмотренных в рамках уже действующих среднесрочных городских целевых программ, государственными координаторами-заказчиками которых будут соответствующие органы исполнительной власти города Москвы, а также учитывать необходимость таких мероприятий при разработке новых среднесрочных городских целевых программ. Основным преимуществом такого подхода является отсутствие необходимости выделения отдельного, дополнительного финансирования, поскольку в этом случае работы будут выполняться в составе существующих и разрабатываемых целевых программ, направленных на решение общих задач развития социальной и промышленной инфраструктуры города Москвы. При этом целесообразно выделение в соответствующих целевых программах приоритетных мероприятий, направленных на скорейшее решение задачи развития в городе Москве международного финансового центра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.