г. Казань |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А12-23508/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Аникеева О.Е., доверенность от 02.06.2014 N ВТ-133,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, открытого акционерного общества "Волжский трубный завод"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2014 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-23508/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Волжский трубный завод", (ИНН 3435900186, ОГРН 1023401997101), к Государственному учреждению Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, (ОГРН 1023403435637), о признании недействительным решений,
третье лицо: Филиал N 8 Государственного учреждения Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волжский трубный завод" (далее - ОАО "Волжский трубный завод", общество) к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) с заявлением о признании недействительными решений, принятых филиалом N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 8): о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 04.04.2014 N 139; о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 04.04.2014 N 139.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2014 заявленные требования общества удовлетворены в части, а именно признано недействительным решение Филиала N 8 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 04.04.2014 N 139 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: на выплаты в пользу работников, имеющих детей-инвалидов, за 2011 -2012 годы в сумме 67 803 руб. 13 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в соответствующей части в размере 13 560 руб. 63 коп., признано недействительным решение Филиала N 8 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 04.04.2014 N 139 в части доначисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2011-2012 годы в сумме 29 505 руб. 55 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в соответствующей части в размере 5901 руб. 11 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Волжский трубный завод", Фонд социального страхования обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами. Общество просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 в обжалуемой части отменить, заявленные требования о признании решения от 04.04.2014 N 139 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах и решения от 04.04.2014 N 139 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний полностью удовлетворить. Фонд социального страхования просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 31.03.2015 до 11 часов 15 минут 02.04.2015.
Представители заявителя Батюк О.В. (до перерыва участвовала в судебном заседании по доверенности от 26.01.2015 N ВТ-09), ответчика Апарнева Е.А. (до перерыва участвовала в судебном заседании по доверенности от 23.12.2014 N 13-13/04/22316), третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывы на кассационные жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 8 была проведена выездная проверка общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, полноты и своевременности уплаты и перечисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования.
В ходе проверки Фондом установлено, что общество не включило в базу для исчисления страховых взносов за 2011 -2012 годы некоторые виды выплат, произведенных в пользу работников, в частности: выплаты работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, выплаты работникам сумм среднего заработка начисленных работникам в период прохождения работниками военных сборов; выплаты работникам сумм среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми - инвалидами; на суммы пособия, превышающие законодательно установленный размер, что, по утверждению Фонда, не соответствует требованиям действующего законодательства.
По результатам проверки Фондом составлены акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 25.02.2014 N 139, а также акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.02.2014 N 139 н/с.
Решением Фонда от 04.04.2014 N 139 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 70 873 руб., также обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 354 365 руб. 47 коп. и пени в размере 4165 руб. 98 коп.
Решением Фонда от 04.04.2014 N 139 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, общество привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 30 203 руб. 25 коп., также обществу предложено уплатить недоимку в размере 151 016 руб. 23 коп.
Основанием для принятия оспариваемых решений является вывод Фонда социального страхования о том, что в нарушение требований статей 7, 9 Закона N 212-ФЗ, статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ, общество не включало в базу для начисления страховых взносов вышеуказанные выплаты.
Не согласившись с решениями Фонда социального страхования, общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании их недействительными.
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод о неправомерном невключении в базу для исчисления страховых взносов выплат работникам, в размере среднего заработка за дни сдачи крови; сумм среднего заработка, начисленных за период прохождения военных сборов; сумм среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; а также невключение обществом в базу для начисления страховых взносов непринятых к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Рассматривая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и правильно применили нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Из положений Закона N 212-ФЗ следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, перечисленных в статье 9 этого Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для их плательщиков не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Признавая решение Филиала N 8 в части законным суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на отсутствие у общества правовых оснований для невключения выплат работникам-донорам за дни сдачи крови и выплат работникам в период прохождения ими военных сборов в облагаемую базу по страховым взносам, в силу следующих обстоятельств.
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за ним сохраняется его средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Такие выплаты работодатель производит на основании закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Эти выплаты в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенный статьей 9 Закона N 212-ФЗ, не включены.
Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации обстоятельств возможна только при наличии трудовых отношений между работником и работодателем, что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предполагает включение названной выплаты в объект обложения страховыми взносами.
Указанная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11.
Относительно сумм выплат, произведенных в пользу работников общества в период прохождения военных сборов, суды, проанализировав положения Трудового кодекса Российской Федерации (статья 170), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) (пункт 7 статьи 1), Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 (подпункт а пункта 25) и Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (подпункт 5 пункта 2), пришли к верному выводу, что в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенном в статье 9 Закона N 212-ФЗ, не указан.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
В силу пункта 3 Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в определенном статьей 9 Закона N 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не поименован.
Поскольку в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Что касается не включенных страхователем в базу для начисления страховых взносов сумм пособий, превышающих законодательно установленный размер, суд правомерно указал, что данные подлежат обложению страховыми взносами.
Судами установлено, что выплата денежных средства в сумме 23 303 руб. 09 коп., произведенная в 2012 году работникам ОАО "Волжский трубный завод" Ткаченко С.В. и Федосеевой В.А. (доначисление страховых взносов в сумме 675 руб. 81 коп.), осуществлена не на основании какого-либо локального акта, либо нормативного правового акта, а вследствие неверного исчисления суммы пособий. То есть, указанным физическим лицам были выплачены денежные средства в размере, превышающем размер пособия, исчисленного в соответствии с положениями законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что данные выплаты имеют социальную природу и не являются выплатами, на которые страховые взносы не начисляются (статья 9 Закона N 212-ФЗ).
Суды правомерно отметили, что данные выплаты (в превышающем размере) являются выплатами, начисленными плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и, следовательно, являются объектом обложения страховыми взносами.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у общества оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам названных выплат, и отказали в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Доводы, изложенные в жалобах, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно судами отклонены.
Судебная коллегия считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А12-23508/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в определенном статьей 9 Закона N 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не поименован.
...
Судами установлено, что выплата денежных средства в сумме 23 303 руб. 09 коп., произведенная в 2012 году работникам ОАО "Волжский трубный завод" Ткаченко С.В. и Федосеевой В.А. (доначисление страховых взносов в сумме 675 руб. 81 коп.), осуществлена не на основании какого-либо локального акта, либо нормативного правового акта, а вследствие неверного исчисления суммы пособий. То есть, указанным физическим лицам были выплачены денежные средства в размере, превышающем размер пособия, исчисленного в соответствии с положениями законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что данные выплаты имеют социальную природу и не являются выплатами, на которые страховые взносы не начисляются (статья 9 Закона N 212-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф06-21699/13 по делу N А12-23508/2014