г. Казань |
|
14 апреля 2015 г. |
Дело N А65-13449/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Коноплёвой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Котанджяна А.Л. (доверенность от 26.08.2014),
заинтересованного лица - Белых Н.М. (доверенность от 17.11.2014 N 85),
третьего лица - Ахметова Р.И. (доверенность от 19.06.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алькор"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2014 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Липкинд Е.Я.)
по делу N А65-13449/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алькор" (ОГРН 1061650055642, ИНН 1650142491), Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, о признании незаконными распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта и постановления о предоставлении земельного участка для строительства, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Бибишева Дамира Маратовича, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алькор" (далее - ООО "Алькор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным распоряжения Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны, г. Набережные Челны (далее - Исполком) от 27.11.2013 N 862-р "О предварительном согласовании Бибишеву Дамиру Маратовичу (далее - Бибишев Д.М.) места размещения выставочного центра на земельном участке площадью 7 527 кв.м, расположенного в районе д. 18/51 (17/03) по проспекту Хасана Туфана"; признании незаконным постановления Исполкома от 17.12.2013 N7628 "О предоставлении Бибишеву Д.М. земельного участка для строительства выставочного центра".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Алькор" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 09.04.2015 был объявлен перерыв до 09 часов 40 минут 14.04.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено 14.04.2015 в 09 часов 40 минут в том же составе.
Представитель ООО "Алькор", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представители Исполкома и Бибишева Д.М., явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.11.2012 Бибишев Д.М. обратился в Исполком с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного на пересечении проспекта Х. Туфана и проспекта Мира, рядом с домом 18/51, под строительство выставочного центра.
В газете "Челнинские известия" (N 30) 19.04.2013 было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении земельных участков площадью 10 500 кв.м под выставочный центр и площадью 2 300 кв.м под гостевые стоянки, проезды к выставочному центру в районе дома 18/51 по проспекту Х.Туфана г.Н.Челны.
22 апреля 2013 года был утвержден и согласован акт N 100 выбора земельного участка под строительство выставочного центра.
В газете "Челнинские известия" от 24.04.2013 N 31 было опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка.
Публичные слушания были проведены 21.05.2013, по результатам которых 29.05.2013 было опубликовано заключение по результатам публичных слушаний N 102 в газете "Челнинские известия" (N 40).
ООО "Алькор" 29.05.2013 обратилось в Исполком с письмом N 111/29 о предоставлении в аренду земельного участка расположенного в 17 микрорайоне нового города, рядом с домом 17/03, общей площадью 10 190 кв. м под строительство выставочного центра.
Исполком письмом от 24.06.2013 N 05/2498 разъяснил заявителю, что испрашиваемый земельный участок согласован другому землепользователю и рассмотрение обращения общества о получении прав на аренду вышеуказанного земельного участка не представляется возможным.
Распоряжением Исполкома от 27.11.2013 N 862-р Бибишеву Д.М. предварительно согласовано место размещения выставочного центра на земельном участке площадью 7 525 кв.м, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, 17 микрорайон Нового города, в районе жилого дока 17/03 по пр. Хасана Туфана.
Постановлением Исполкома от 17.12.2013 N 7628 земельный участок площадью 7 525 кв.м с кадастровым номером 16:52:050306:7597, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, 17 микрорайон Нового города, в районе жилого дома 17/03 по пр. Хасана Туфана, предоставлен Бибишеву Д.М. в аренду сроком на три года для строительства выставочного центра.
ООО "Алькор", полагая, что распоряжение от 27.11.2013 N 862-р и постановление от 17.12.2013 N 7628 противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая обжалуемые судебные акты, исходили из того, что в соответствии с пунктами 4, 7 административного регламента, утвержденного постановлением Исполкома от 28.06.2012 N 3508, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (утверждении акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории) происходит в следующие сроки: 30 дней, без учета рассмотрения вопроса межведомственной земельной комиссией, без учета срока проведения лабораторных исследований территории, проведения публичных слушаний по схеме расположения земельного участка и информирования населения о возможности или предстоящем предоставлении земельного участка, с момента публикации информации о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации и в сети Интернет - 15 дней.
Поскольку по истечении 30 дней со дня опубликования извещения о проведении публичных слушаний от 24.04.2013 в Исполком не поступили заявления от иных претендентов на земельный участок, суды пришли к выводу, что оспариваемые ненормативные акты не противоречат статьям 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не было принято во внимание следующее.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
На момент подачи обществом заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Исполкомом еще не было принято распоряжение о предварительном согласовании Бибишеву Д.М. места размещения выставочного центра на земельном участке площадью 7 525 кв.м, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, 17 микрорайон Нового города, в районе жилого дока 17/03 по пр. Хасана Туфана.
Таким образом, заявление ООО "Алькор" подлежало рассмотрению Исполкомом по существу совместно с заявлением Бибишева Д.М.
Ссылка судов на пункты 4 и 7 административного регламента, утвержденного постановлением Исполкома от 28.06.2012 N 3508, является неправильной, поскольку данные пункты включены в раздел II "Стандарт предоставления муниципальной услуги" и регламентируют срок принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта для органов местного самоуправления, а не устанавливают срок в течение которого может быть подано заявление о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта после публичного информирования о проведении публичных слушаний.
Как указывалось выше, сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу утверждения схемы расположения спорного земельного участка было опубликовано в газете "Челнинские известия" от 24.04.2013 N 31.
В сроки, указанные в пункте 7 административного регламента, утвержденного постановлением Исполкома от 28.06.2012 N 3508, Исполкомом не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке.
Такое распоряжение было принято Исполкомом 27.11.2013, тогда как ООО "Алькор" обратилось в Исполком о предоставлении в аренду спорного земельного участка 29.05.2013, то есть в разумный срок с момента опубликования извещения.
В рассматриваемой ситуации подлежали рассмотрению оба заявления, и подлежал применению такой способ предоставления земельного участка, который отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, и который позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, то есть путем выставления права на заключение договора аренды земельного участка на торги.
Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, а также постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2012 по делу N А72-6216/2011 (с учетом Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-1014/13) об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Однако судами данные обстоятельства не были приняты во внимание, а также не была дана оценка отказу Исполкома в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка под строительство выставочного центра, изложенного в письме от 24.06.2013 N 05/2498, тогда как в силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суды вправе давать оценку ненормативному акту государственного органа или органа местного самоуправления, и в случае если данный акт противоречит закону, не применять его независимо от того, предъявлялись ли требования о признании этого акта недействительным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 отменить.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А65-13449/2014 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе дать оценку соответствовало ли заявление общества требованиям действующего на тот момент законодательству, дать оценку отказу Исполкома, изложенному в письме от 24.06.2013 N 05/2498, установить каким образом признание оспариваемых ненормативных актов незаконными приведет к восстановлению прав ООО "Алькор", и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу N А65-13449/2014 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемой ситуации подлежали рассмотрению оба заявления, и подлежал применению такой способ предоставления земельного участка, который отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, и который позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, то есть путем выставления права на заключение договора аренды земельного участка на торги.
Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, а также постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2012 по делу N А72-6216/2011 (с учетом Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-1014/13) об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Однако судами данные обстоятельства не были приняты во внимание, а также не была дана оценка отказу Исполкома в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка под строительство выставочного центра, изложенного в письме от 24.06.2013 N 05/2498, тогда как в силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации суды вправе давать оценку ненормативному акту государственного органа или органа местного самоуправления, и в случае если данный акт противоречит закону, не применять его независимо от того, предъявлялись ли требования о признании этого акта недействительным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2015 г. N Ф06-22764/15 по делу N А65-13449/2014
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16086/2021
06.08.2015 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13449/14
14.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22764/15
27.02.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22079/13
22.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17466/14
03.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13449/14