Ожидаемые конечные Общая экономия энергоресурсов составит
результаты от выполнения 425-465 тыс.т у.т., или 90% годового
программы потребления отрасли. Стоимость
сэкономленных энергоресурсов - около 150
млн.руб., а общая экономия от уменьшения
расходов на приобретение энергоресурсов -
180 млн.руб., что вдвое выше затрат на
реализацию программы.
Полное оснащение организаций и учреждений
приборами и системами учета расхода
энергоресурсов.
2. Краткая характеристика отрасли
Общая площадь земель лесного фонда по состоянию на 01.01.93 г. составляет 1180,9 млн.га или 69% суши России.
Осуществление исполнительных, контрольных, разрешительных, регулирующих и других специальных функций в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз).
Федеральная служба лесного хозяйства России является Федеральным органом управления лесным хозяйством и специально уполномоченным органом в следующих областях государственного управления:
- использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
- охраны окружающей природной среды;
- охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
Основными задачами Федеральной службы лесного хозяйства России являются:
1) реализация основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и ведения лесного хозяйства;
2) организация и обеспечение рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
3) обеспечение сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, биологического разнообразия, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда совместно с другими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;
4) совершенствование экономических и других методов управления лесопользованием и лесным хозяйством, повышение эффективности ведения лесного хозяйства;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом, a также исполнения других требований, норм и правил, установленных лесным законодательством Российской Федерации;
6) организация выполнения международных обязательств Российской Федерации в установленных сферах ведения.
Структура органов управления лесным хозяйством представляет собой разветвленную по территории страны сеть специализированных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность в соответствии с "Лесным Кодексом Российской Федерации".
Федеральная служба лесного хозяйства России в соответствии с Положением о ней, утвержденным Правительством Российской Федерации, как орган управления лесами страны имеет в своем составе:
- органы управления в субъектах Российской Федерации с подведомственными им национальными парками, лесхозами-техникумами, лесхозами и лесничествами;
- отраслевые научно-исследовательские учреждения, включающие в себя опытные лесхозы, лесничества, лесные опытные станции и питомники;
- государственные проектные организации;
- центральную базу авиационной охраны лесов, включающую в себя территориальные авиабазы;
- высшие и средние специальные учебные заведения и лесотехнические школы;
- другие организации непосредственного подчинения. Структура лесного хозяйства приведена в таблице 1.
Указом Президента РФ 17 мая 2000 г. N 867 Федеральная служба лесного хозяйства России упразднена, ее функции переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации
Таблица 1
Структура лесного хозяйства
/---------------------------------------------\
| Федеральная служба лесного хозяйства России |
\---------------------------------------------/
| (Рослесхоз) |
\------------------/
/------------------------------------------------------------\
/-----------\/-----------\/---------\/--------\/-----------\/-----------\
|Органы уп-||Учреждения ||Централь-||Государ-||Научно-про-||Научно-исс-|
|равления ||и организа-||ная база||ственные||изводствен-||ледователь-|
|лесным хо-||ции непос-||авиацион-||лесоуст-||ный центр||ские и про-|
|зяйством в||редственно-||ной охра-||роитель-||лесного ||ектные инс-|
|субъектах ||го подчине-||ны лесов ||ные ||семеноводс-||титуты |
|Российской ||ния || ||предпри-||тва "Центр-|| |
|Федерации || || ||ятия ||лессем" || |
\-----------/\-----------/\---------/\--------/\-----------/\-----------/
/-----------\ /---------\ /-----------\/-----------\
|лесхозы, | |террито- | |зональные ||лесхозы, |
|опытные | |риальные | |лесосемен- ||подчиняющи-|
|лесхозы, | |авиабазы | |ные станции||еся научно-|
|лесхозы- | \---------/ \-----------/|исследова- |
|техникумы, | |тельским |
|националь- | |институтам |
|ные парки | \-----------/
\-----------/ /-----------\
/-----------\ |лесничества|
|лесничества| \-----------/
\-----------/
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается (ст.50 Лесного кодекса Российской Федерации) на следующих принципах:
устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
В соответствии с целями, задачами и принципами ведения лесного хозяйства, основными мероприятиями и работами в лесном хозяйстве являются приведение лесов в известность, осуществляемом при лесоустройстве, охрана и защита лесов от пожаров, вредителей леса и правонарушений, организация лесопользования, лесовосстановление, гидролесомелиорация, проведение рубок ухода за лесом.
Основной расход потребляемой отраслью энергии для ведения лесного хозяйства и охраны, защиты и воспроизводства лесов ложится на лесхозы, a также на научно-исследовательские учреждения и лесхозы-техникумы.
Следует отметить недостаточность и большой износ производственной базы лесхозов. 85% лесничеств не имеют отвечающих современным требованиям зданий и сооружений. Износ основных фондов в среднем превышает 40-50%, а их активной части - 60%. Наличие кордонов составляет 6% от потребности, служебных помещений для лесхозов - 70%, для лесничеств - 68%. Крайне недостаточно оснащение машинно-транспортными средствами и механизмами.
В целом по Федеральной службе лесного хозяйства России в 1996-1997 годах годовой объем на ведение лесного хозяйства по источникам финансирования составил из средств федерального бюджета - 46,5%, целевых средств местных бюджетов - 11,6%, собственных средств лесхозов - 41,8%.
В соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации в программе учтен новый порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, а также финансирования лесного хозяйства. Расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством, его территориальных органов, национальных парков, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусмотрено финансировать из федерального бюджета.
Расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, т.к. отрасль фактически не производит товарную продукцию.
Для обеспечения устойчивой деятельности организаций и учреждений лесного хозяйства России ежегодно требуется, топлива и энергии в условном исчислении около 500 тыс.т. Оплата потребляемых топливно-энергетических ресурсов в лесном хозяйстве предусматривается за счет бюджетов всех уровней и собственных источников, изыскиваемых на местах и приравниваемых к бюджетному финансированию. Поэтому экономное и рациональное использование энергоресурсов организациями и учреждениями отрасли ведет к сокращению бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие отрасли, что особенно важно в условиях дефицитного бюджета страны.
Разработка и принятие отраслевой среднесрочной программы энергосбережения уже давно назрела. Ее осуществление вместе с федеральной целевой программой "Энергосбережение России на 1998-2005 годы" и энергосберегающими программами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также федеральными целевыми программами, заказчиком которых является Рослесхоз, позволит повысить эффективность на одном из важнейших современных направлений работ, каким является энергосбережение.
Основной целью разрабатываемой программы является определение реальных возможностей повышения энергетической эффективности в организациях и учреждениях отрасли в период до 2005 г. и круга работ, которые необходимо выполнить в эти годы.
В программе представлены результаты анализа структуры и объемов использования организациями и учреждениями Федеральной службы лесного хозяйства России топливно-энергетических ресурсов и воды в разрезе наиболее крупных групп потребителей и направлений их расходования. Дана оценка имеющегося в отрасли потенциала энергосбережения, определены реально достижимые уровни экономии по отдельным видам энергоресурсов и воды до 2005 года.
Проработан и рекомендован к применению комплекс конкретных организационно-технических мер, направленных на реализацию резервов экономии ресурсов. Большое внимание в этом плане уделено постановке приборного учета расхода энергоресурсов в организациях отрасли, обновлению основных производственных фондов, сокращению непроизводительных расходов энергоресурсов и стимулированию энергосбережения.
Предлагаемые мероприятия увязаны с финансовым обеспечением и источниками инвестирования. Все расчеты стоимостных показателей выполнены в ценах по состоянию на 01.07.98 г.
Проведена комплексная оценка ожидаемых важнейших конечных результатов осуществления предлагаемых мероприятий таких, как сокращение средств федерального бюджета, выделяемых подведомственным организациям и учреждениям на оплату энергоресурсов и достижение их общей экономии до 2005 года.
Показатели программы увязаны с Федеральными целевыми программами "Леса России", "Охраны лесов от пожаров" и "Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков".
3. Характеристика потребления энергетических ресурсов
Суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов организациями и учреждениями отрасли в среднем за год составляет:
- электроэнергия - 269,4 млн.кВт.ч,
- теплоэнергия - 157,9 тыс.Гкал,
- природный газ - 17,3 млн.куб.м,
- уголь - 67,7 тыс.т,
- мазут - 8,1 тыс.т,
- древесное топливо - 1,06 млн.м3,
- моторные топлива - 236,5 тыс.т,
из них:
- автобензин - 116,9 тыс.т,
- керосин - 20,4 тыс.т,
- дизтопливо - 99,2 тыс.т.
Все энергоресурсы, кроме древесного топлива и небольшой части теплоэнергии (31,6 тыс.Гкал или 20% объема ее потребления), являются покупными. Средний тариф на покупную электроэнергию составляет около 0,4 руб. за кВт.ч, теплоэнергию - 154 руб. за Гкал. Средние цены на котельно-печное топливо составляют: на уголь - 200 руб./т, природный газ - 455 руб./1000 куб.м, мазут - 700 руб./т, средняя цена моторных видов топлива - 1925 руб./т. Наиболее дорогими энергоресурсами (в расчете на 1 т у.т.) являются мазут и теплоэнергия.
Специфика основной деятельности организаций отрасли накладывает ряд особенностей на величину затрат на приобретение энергоресурсов и их расходование. К числу этих особенностей в первую очередь относятся:
1) большая рассредоточенность потребителей по территории страны. Организации и учреждения отрасли находятся во всех экономических районах на территории всех субъектов Российской Федерации;
2) относительно невысокие уровни потребления топлива и энергии в расчете на одну организацию или учреждение отрасли, что во многом связано с их производственной спецификой: фактическим отсутствием производства продукции, низкой энергоемкостью выполняемых работ (кроме транспортных, тракторных и поливочных работ);
3) ярко выраженный сезонный характер выполнения многих основных работ (вспашка, посадка саженцев и уход за ними и др.), что обусловливает необходимость осуществления крайне неравномерного обеспечения предприятий энергоресурсами (в первую очередь моторными видами топлива);
4) отсутствие во многих случаях в регионах централизованного энергообеспечения, вызванного в основном значительной обособленностью производственных и коммунальных потребителей отрасли;
5) почти полная зависимость организаций и учреждений от внешних поставщиков энергоресурсов, нередко удаленных на большие расстояния. Вследствие этого транспортная составляющая в затратах на закупку, например, угля и мазута, может достигать 50%. В то же время более дешевое в этом отношении собственное древесное топливо не отличается высокой калорийностью;
6) малая единичная мощность энергопотребляющего оборудования, что усложняет и удорожает его обслуживание, в т.ч. по обеспечению энергоносителями.
Структура затрат из федерального бюджета на топливо- и энергообеспечение организаций отрасли представлена на рис.3.1.
/--------------------------------------\
| | Тепло- |Котельно-|
| Электроэнергия | энергия |печное |
| 18% | 4% |топливо |
| | |4% |
|--------------------------------------|
| Моторные топлива |
| 74% |
| |
\--------------------------------------/
Рис.3.1. Структура затрат на топливо- и энергообеспечение, 1998 г.
Наиболее значительная часть затрат на закупку топочного мазута в составе финансовых ресурсов на топливо- и энергообеспечение объясняется не только его высокой конечной ценой, но и масштабами применения в котельных, особенно в районах, удаленных от газовых магистралей, и в малолесных районах.
Затраты на древесное топливо, используемое организациями и учреждениями отрасли, определяются по себестоимости его заготовки, транспортировки и подготовки к сжиганию. Высокая себестоимость теплоэнергии, получаемой в котельных отрасли, вызвана в основном низким уровнем применяемого оборудования, его солидным "возрастом" и, как правило, отсутствием автоматизации управления процессами. Однако эксплуатация котельных, использующих древесное топливо, экономически эффективнее котельных, работающих на покупном угле и мазуте.
Затраты на производство собственных энергоресурсов занимают в целом по отрасли в общей величине затрат на топливо- и энергообеспечение пока незначительную часть (менее 2%) и не лимитируются. Однако в некоторых регионах доля собственных источников энергоснабжения достаточно значительна (10-15%).
Ha эффективности использования энергоресурсов в отрасли негативное влияние оказывают следующие обстоятельства:
- низкие темпы использования достижений научно-технического прогресса, вызванные резким снижением бюджетного финансирования и недостатком собственных средств;
- недостаточная обеспеченность организаций и учреждений специализированными техническими средствами, наиболее полно отвечающими применяемым современным технологиям, в частности, тракторами и экскаваторами в болотной модификации, корчевателями на базе тяжелых тракторов и др.;
- высокая степень изношенности топливо- и энергопотребляющего оборудования и машинного парка, что вызвано во многих случаях сверхнормативным сроком их эксплуатации. Например, в отрасли более 27% грузовых автомобилей эксплуатируются свыше 10 лет;
- низкая оснащенность потребителей энергоресурсов приборами и системами учета их расходования и фактически полное отсутствие приборов регулирования расхода энергоресурсов;
- отсутствие во многих организациях и учреждениях экономического стимулирования экономного использования топлива и энергии, ослабление в последние годы работ по нормированию расхода материальных и, в частности, энергетических ресурсов. При удельном расходе бензина грузовыми автомобилями в среднем по отрасли 0,313 кг на тонно-километр по Вологодскому УЛ он составил 0,781 кг/т-км, по Пермскому УЛ - 0,700 кг/т-км. При использовании грузовыми автомобилями дизельного топлива его удельный расход в среднем по отрасли составил 0,159 кг/т-км, в то время как, например, по Пермскому УЛ - 0,298 кг/т-км, Липецкому УЛ - 0,350 и УЛ Республики Саха (Якутия) - 0,370 кг/т-км. Аналогичное положение при использовании тракторов и другой техники.
Сокращение расходования ТЭР и соответственно финансовых ресурсов на их получение для нужд отрасли следует связывать с осуществлением лимитирования потребления электрической и тепловой энергии, природного газа. Такое лимитирование введено с 1998 г. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.97 г. N 1629 "О совершенствовании порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию" (раздел 1) и от 5.01.98 г. N 5 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета". Реализация этих постановлений Правительства Российской Федерации осуществляется по специально разработанным правилам, утвержденным Минтопэнерго России.
Наряду с лимитированием потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, осуществляемым на федеральном уровне, Федеральной службой намечается ввести в практику лимитирование потребления других энергоресурсов, в частности, угля, мазута, моторных видов топлива (автобензина, керосина и дизельного топлива), а также теплоэнергии, производимой подведомственными организациями и учреждениями.
Потребление энергоресурсов в натуральном выражении организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, за январь-июнь 1998 г. (по форме государственной статистической отчетности N 1-топливо) по сравнению с установленными на этот период лимитами в отрасли характеризуется следующими данными:
1) для производственно-эксплуатационных нужд:
электроэнергия - 97,8 %,
теплоэнергия - 94 %,
природный газ - 103,5 %,
уголь и продукты
его переработки - 99,4 %,
мазут - 82,7 %;
2) для коммунальных нужд:
электроэнергия - 107,4 %,
теплоэнергия - 92 %,
природный газ - 107,9 %,
уголь и продукты
его переработки - 74,3 %,
Таким образом, объемы фактического расходования энергоресурсов, использованные на производственно-эксплуатационные и коммунальные нужды в I полугодии 1998 г., оказались лишь не намного ниже или выше уровней установленных лимитов.
В стоимостном выражении установленные лимиты потребления всех энергоресурсов на 1 полугодие 1998 г. составляли 44 млн. 928 тыс.руб. Фактически за этот период было оплачено на 386 тыс.руб. больше. Израсходовано топлива и энергии на сумму 45,1 млн.руб., что составило 100,4% к сумме определенных по лимиту средств на топливо- и энергообеспечение нужд отрасли.
Задолженность за поставленные по лимитам энергоресурсы составляет 12,2 млн.руб. - при покрытии производственно-эксплуатационных нужд, 2,3 млн.руб. - при покрытии коммунальных нужд; всего 14,5 млн.руб., в т.ч. по электроэнергии - 9,2 млн.руб., теплоэнергии - 3,8 млн.руб., природному газу - 955 тыс.руб., угольному топливу - 471 тыс.руб. и по мазуту - 64 тыс.руб.
Существующие государственная и отраслевая отчетность об использовании лимитируемых энергоресурсов свидетельствуют о больших различиях по органам управления лесным хозяйством, организациям и учреждениям отрасли между фактическими уровнями потребления и установленными лимитами. Так, в Центральном экономическом районе, объединяющем наибольшее в отрасли число (15) управлений и организаций, лимиты потребления электроэнергии в киловатт-часах были использованы в I полугодии 1998 г. на 94,0%. В то же время в Софринской лесной МИС - на 28,5%, Смоленском УЛ - на 89,9%, а во Владимирском УЛ, Костромском УЛ, Орловском УЛ и опытном лесном хозяйстве "Русский лес" - на 100%. При среднем по Центральному экономическому району использовании лимитов потребления теплоэнергии в гигакалориях 94,5%, этот показатель в Смоленском УЛ составил 70,5%, а в большинстве управлений и организаций района - 100%.
Задолженность по оплате потребленной в I полугодии 1998 г. электроэнергии составила по Центральному району 758 тыс.руб., из которых 27,3% приходилось на Ивановское УЛ, 15,6% - на КЛ Тульской области. При сумме задолженности района за теплоэнергию в размере 256,5 тыс.руб. на Московское УЛ приходилось 64,4%, a 10 управлений и организаций не имели долгов.
Анализ структуры и объемов потребляемых организациями отрасли энергоресурсов показал, что одним из основных направлений снижения бюджетных и собственных средств, направляемых на закупку энергоресурсов, является вытеснение из топливно-энергетического баланса отрасли наиболее дорогих покупных энергоресурсов за счет расширения применения газа для получения теплоэнергии, а также увеличения использования для этих целей местного древесного топлива.
4. Оценка потенциала и уровней энергосбережения
Организации и учреждения лесного хозяйства страны располагают значительным потенциалом энергосбережения, под которым понимается величина экономии ТЭР, достигаемая при условии применения современных отечественных и зарубежных научно-технических достижений в области потребления топлива и энергии. Для целенаправленного и планомерного использования этих достижений, даже при обеспечении необходимыми объемами финансирования, требуется определенный период времени, который по отечественному и зарубежному опыту, а также оценке ведущих специалистов составляет 10 - 12 лет. Поэтому потенциал энергосбережения может быть определен на 2010 г.
В настоящее время применить известные научно-обоснованные методы расчета этого потенциала из-за отсутствия необходимых исходных данных в полной мере не представляется возможным. Прежде всего, речь идет об информации, характеризующей изменение структуры и объемов потребления топливно-энергетических ресурсов за последние 4 - 5 лет, темпы научно-технического прогресса в отрасли, особенно в организациях, формирующих технический базис энергопотребления, а также эффективность инвестиционной политики в части модернизации основного производства за счет внедрения энергосберегающего оборудования и технологий.
Трудности с получением таких данных обусловлены во-первых, кризисным состоянием экономики в последние годы, что повлекло многократное и неравномерное повышение цен на энергоносители при одновременном сокращении производства, а во-вторых - неоднократным пересмотром форм и сроков государственной и ведомственной отчетности о потреблении энергоресурсов, использовании достижений НТП, что не позволяет должным образом проанализировать динамику процесса.
В связи с этим на основе имеющихся отчетных данных проведена укрупненная оценка потенциала энергосбережения в целом по отрасли, что в данном случае вполне допустимо. Это оправданно еще и потому, что с одной стороны расчет потенциала по любой методике не будет лишен погрешности, a с другой - его величина является стратегическим ориентиром и достижение здесь высокой точности расчета вряд ли будет целесообразным с экономической точки зрения, так как это окажется не сопоставимым с затратами и сроками его выполнения.
Анализ динамики и перспектив потребления топлива и энергии, а также оценка возможностей повышения эффективности их использования в отрасли позволяют оценить имеющийся потенциал энергосбережения на 2010 г. в следующих объемах:
- электроэнергия - 100 - 120 млн.кВт.ч,
- теплоэнергия - 60 - 70 тыс.Гкал,
- котельно-печное
топливо - всего, - 24 - 29 тыс.т у.т.,
из него:
- природный газ - 5,5 - 6 млн.м3,
- уголь и продукты его переработки - 24 - 28 тыс.т,
- мазут - 2,7 - 3,3 тыс.т,
- древесное топливо - 68 - 74 тыс.м,
- моторные топлива - 87 - 95 тыс.т.
Суммарный потенциал энергосбережения в отрасли на 2010 г. можно оценить в размере 190-205 тыс.т у.т., что составляет около 40% годового потребления энергоресурсов организациями отрасли.
Расчеты, неоднократно проводимые Институтом энергетических исследований РАН и другими специализированными научными учреждениями, свидетельствуют о том, что при существующем в настоящее время отставании многих отраслей экономики России, в том числе и лесного хозяйства, от передовых промышленно развитых стран в области энергоэффективности, величина потенциала энергосбережения составляет не менее чем 30-40% от годового потребления энергоресурсов. Это свидетельствует о том, что оценка потенциала энергосбережения в лесном хозяйстве выполнена вполне корректно. Данные, характеризующие потенциал энергосбережения, проиллюстрированы на рис.4.1.
/---------------------------------------\
|Электроэнергия|Тепло- | Уголь |Прочее|
|18% |энергия| 8% |КПТ |
| |6% | |6% |
|---------------------------------------|
| Моторные топлива |
| 62% |
\---------------------------------------/
Рис. 4.1. Потенциал экономии, оцененный в условном топливе, на 2010 год по основным видам энергоресурсов
Проведенный анализ показал, что, учитывая динамику развития отрасли, темпы обновления основных фондов и ряд других факторов, реализация потенциала экономии энергоресурсов до 2005 г. позволит сократить расчетную потребность отрасли в топливе и энергии не более чем 30-35%.
Главным образом, эта величина определяется финансовыми возможностями по инвестированию энергосбережения. В первые годы (1999-2000 гг.) будут осуществляться преимущественно малозатратные энергосберегающие проекты и мероприятия с небольшим инвестиционным периодом и сроком окупаемости затраченных средств. Эффект от таких мероприятий, судя по имеющемуся опыту, не превышает 15-20% возможной величины экономии. По мере укрепления экономики страны и финансового положения отрасли будут все больше внедряться капиталоемкие, комплексные мероприятия, сопровождающиеся получением большей экономии энергоресурсов.
В последующий период реализации программы снижения потребности в энергоресурсах следует ожидать от осуществления структурной перестройки топливно-энергетического баланса отрасли, в том числе за счет использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (энергия ветра и солнца), расширения использования древесного топлива и отходов лесного хозяйства, перевода автомобильного транспорта на природный газ, что обеспечивает экономию более дорогих и дефицитных моторных топлив и сохранение благоприятной экологической обстановки.
Общая экономия энергоресурсов в 2005 г. по сравнению с 1997 г. составит по отрасли 68 тыс.т у.т.
В целом по отрасли реализация намеченных программных энергосберегающих проектов и мероприятий, распространение в отрасли передового опыта в области энергосбережения позволит достичь в 2005 г. по отношению к 1997 г. следующих уровней экономии по отдельным видам энергоресурсов:
- электроэнергия - 35 - 40 млн.кВт.ч,
- теплоэнергия - 20 - 24 тыс.Гкал,
- котельно-печное
- топливо - всего, - 11,3 - 12,5 тыс.т у.т.,
из него:
- природный газ - 1,8 - 2 млн.м3,
- уголь и продукты - 8, - 9 тыс.т,
- его переработки
- мазут - 1 - 1,2 тыс.т,
- древесное топливо - 0,3 тыс.м3,
- моторные топлива - 29 - 34 тыс.т.
Суммарная экономия энергоресурсов за весь период (1998-2005 гг.) составит 425-465 тыс.т у.т. или 85-95% среднегодового энергопотребления отрасли.
При определении объемов экономии учитывалось, что, согласно имеющимся федеральным целевым программам, заказчиком которых является Федеральная служба в ближайшие 4-5 лет в подведомственных организациях и учреждениях должен продолжиться рост уровней электрификации и газификации производства, ее инфраструктуры, увеличение машинного и вертолетного парка, энергопотребляющего оборудования, расширение площадей производственных помещений.
При сохранении в отрасли существующего коммунального сектора, на который в настоящее время приходится почти пятая часть суммарного расхода энергоресурсов, ожидается существенный прирост потребления природного газа. В настоящее время на коммунальные нужды направляется менее 6% получаемого отраслью природного газа. При удовлетворении этих нужд за счет как расширения сети газопроводов, так и применения сжиженного газа, ожидаются значительные затраты, которые не могут быть покрыты только за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Основные направления работ по энергосбережению на начальном этапе реализации программы (1998-2000 гг.) предусматривают:
- Осуществление наиболее эффективных малозатратных мероприятий и проектов со сроком окупаемости 1,5-2,5 года, что позволит получить экономию энергоресурсов в 2000 г. по отношению к 1997 г. в размере 130-150 тыс.т у.т.
- Оснащение потребителей энергоресурсов приборами и системами учета их расходования, которое в основном будет завершено к 2002 году. Это позволит создать эффективную систему экономического стимулирования энергосбережения, начиная с рабочих мест до работников территориальных органов управления и подразделений Федеральной службы.
- Совершенствование нормирования расхода энергоресурсов на основе введенного в соответствии с решением Правительства Российской Федерации лимитирования их потребления. При этом особое внимание будет уделяться установлению предельных нормативов энергопотребления на производственные нужды, совершенствованию разработки и широкому внедрению агрегатных норм расхода, тесной увязке их с планируемыми работами.
- Создание прочного задела для перевода ряда котельных с угля и мазута, как наиболее дорогих энергоносителей, на древесное топливо.
- Проведение комплекса мероприятий по ликвидации непроизводительных теплопотерь и утеплению производственных, административных, жилых и прочих зданий, что особенно важно, так как более 10% из них построены в период до 1946 года, а около 30% - до 1961 года. Причем, в настоящее время в зданиях из панелей и дерева, как правило, имеющих наибольшие теплопотери по сравнению с кирпичными, находится:
42% производственных площадей,
50% административных площадей,
75% площади жилых помещений.
В последующий период (2001-2005 гг.) предусматривается, что экономия энергоресурсов будет обеспечиваться в основном за счет использования достижений научно-технического прогресса, обновления основных производственных фондов и прежде всего энергопотребляющих машин и оборудования, структурных преобразований в топливо- и энергообеспечении организаций и учреждений отрасли. В этот период намечается получить свыше 70% общей экономии энергоресурсов, предусмотренных настоящей программой.
5. Мероприятия по внедрению энергосберегающей техники и усилению режима экономии энергоресурсов
Осуществление инвестиционных энергосберегающих проектов и мероприятий.
Главной задачей инвестиционной политики Рослесхоза в сфере энергосбережения является повышение эффективности использования энергоресурсов и обеспечение на этой основе надежного топливо- и энергообеспечения деятельности подведомственных организаций.
На эти цели в рамках программы предусматривается направить 50 млн.руб. Реализация инвестиционной части программы позволит обеспечить основной объем намеченной экономии энергоресурсов. Ее выполнение намечено осуществить в два этапа: первый - в период 1999-2000 гг. в объеме 15 млн.руб. и второй - в 2001-2005 гг. в объеме 35 млн.руб.
Размер государственной финансовой поддержки проектов будет определяться их актуальностью, приоритетностью и экономической эффективностью. Срок инвестиционного цикла проектов не должен превышать 12-14 месяцев, а срок окупаемости - 1,5 лет.
При отборе энергосберегающих проектов и мероприятий, прежде всего, учитывается то, насколько они имеют четко выраженную энергосберегающую направленность и предусматривают применение энергоэффективных технологий и оборудования, базируются на лучших отечественных и зарубежных разработках, проработаны в части организационного, финансового и ресурсного обеспечения.
В 1999-2000 гг. предусматривается осуществить или начать с завершением в последующие годы выполнение проектов, направленных на перевод местных котельных с жидкого топлива и замену электрических котлов на древесные виды топлива в Ульяновской, Омской, Саратовской областях. В Омской, Орловской и Астраханской областях, где производится газификация объектов, ряд котельных планируется перевести на более экономичный газ.
Практически во всех хозяйствах планируется замена основного энергоемкого электрооборудования (электродвигатели, термооборудование и т.д.), источников света на более энергоэффективные, проведение теплозащитных мероприятий в зданиях и сооружениях, совершенствование системы теплоснабжения и др.
Перечень первоочередных энергосберегающих проектов и мероприятий, представленных подведомственными организациями и учреждениями Рослесхоза на ближайшую перспективу, приведен в табл.5.1.
Таблица 5.1
N п/п |
Наименование проекта, мероприятия |
Срок реализа- ции |
Стоимость проекта на 1999-2000 гг., млн.руб. |
Эффективность проекта или мероприятия |
1. | Организация производства разработанного по заказу от- расли универсального лесохо- зяйственного колесного трак- тора ТЛ-55. |
1999-2005 | 3,2 | Экономия диз. топлива на 20% |
2. | Внедрение энергоэффективных машин и технологий подготов- ки почвы на вырубках. |
1999-2005 | 2,1 | Снижение энер- гозатрат в 1,5-2 раза |
3. | Повышение теплозащиты зданий и сооружений за счет приме- нения стеклопакетов, утепле- ния кровли и лестничных пло- щадок. |
1999-2000 | 2,6 | Сокращение затрат тепла на отопление на 20-30% |
4. | Реконструкция котельных с применением котлов, работа- ющих на древесном топливе (лесотходах) |
1999-2000 | 1,3 | Экономия до 15% жидкого котельного топлива |
5. | Замена электрических котлов на работающие на местных видах топлива (древесные от- ходы, опилки) |
1999 | 0,3 | Экономия до 600 тыс.кВт.ч в год |
6. | Перевод котельных с жидкого котельного топлива на газ |
1999-2000 | 0,2 | Экономия до 10% котельного топлива |
7. | Перевод местных источников теплоснабжения на энергоэф- фективные теплогенераторы |
1999 | 0,1 | Экономия до 15% используе- мой теплоэнер- гии |
8. | Перевод лесхозов на 6-днев- ную работу и перевод перера- батывающих цехов на вечернее время работы с целью перехо- да на вечерние тарифы элект- роэнергии |
1999-2000 | 0,1 | Экономия до 5% электроэнергии |
9. | Перевод сушилок древесины и шишкосушилок лесхозов на древесные виды топлива |
1999-2000 | 1,0 | Экономия до 10% котельно- печного топли- ва |
10. | Внедрение гидроманипуляторов взамен челюстных погрузчи- ков при погрузке-разгрузке древесины |
1999 | 1,0 | Экономия до 15% диз.топли- ва |
11. | Замена существующих уличных светильников на современные энергоэкономичные источники света |
1999-2000 | 1,0 | Экономия до 20% электро- энергии |
12. | Оборудование зданий и соору- жений автоматическими систе- мами управления освещением |
1999-2000 | 0,5 | Экономия до 15% электро- энергии |
13. | Создание автоматизированной системы кондиционирования и вентиляции зданий и сооруже- ний |
1999-2000 | 0,3 | Экономия до 10% использу- емого тепла на обогрев поме- щений |
14. | Применение при строительстве и реконструкции теплопрово- дов труб с пенополиуретано- вой изоляции и др. меропри- ятий |
1999-2000 | 0,6 | Экономия до 20% используе- мой теплоэнер- гии |
15. | Замена электродвигателей повышенной мощности на рас- четную мощность |
1999 | 0,5 | Экономия до 10% используе- мой электро- энергии |
16. | Осуществление консервации газовой котельной в Сарак- ташском лесхозе Оренбургско- го управления лесами с уста- новкой вместо нее 2 котлов АОГВ |
1999 | 0,2 | Экономия до 10% используе- мого газа |
17. | Разработка и внедрение "Норм расхода горюче-смазочных материалов на механизирован- ные работы, выполняемые в лесном хозяйстве" |
1999 | 0,16 | Экономия до 10% используе- мых ГСМ |
18. | Обновление активной части основных фондов, отработав- ших более 10 лет |
ежегодно | 200,0 | Экономия до 5% используемых ГСМ |
19. | Разработка технической доку- ментации на оснащение ПНВ-40 ветроэнергетическими уста- новками |
1999 | 0,13 | Экономия до 5% используемой электроэнергии |
По мере выполнения перечисленных мероприятий перечень подлежащих реализации проектов будет уточняться годовыми планами развития лесного хозяйства по территориальным организациям и учреждениям, а также по Рослесхозу в целом.
В соответствии с основными направлениями развития отрасли на втором этапе выполнения инвестиционной части программы предполагается:
- внедрение энергоэффективных машин и технологий подготовки почвы на вырубках;
- расширение использования древесного топлива для получения теплоэнергии, в т.ч. вместо угля и мазута;
- совершенствование энергетических хозяйств организаций, направленных на сокращение потерь топлива и энергии;
- модернизация печей, сушилок и других теплоиспользующих установок с применением современных средств автоматического управления технологическими процессами;
- внедрение энергетического комбинирования, например, перевод работы сушилок с жидкого топлива на газовое;
- использование вторичных теплоэнергетических ресурсов и др.
Организационно-экономические энергосберегающие мероприятия
Для реализации имеющихся резервов экономии энергоресурсов, кроме внедрения новой и модернизации действующей техники, предусматривается осуществить комплекс организационно-экономических мер, направленных на сокращение непроизводительных потерь, усиление режима экономии топлива и энергии.
Эти мероприятия, как правило, являются малозатратными или даже вообще не требуют каких-либо затрат, но дают немалый эффект. Как показывает практика, умелое использование этих мер в комплексе с внедрением новой техники позволяет добиться дополнительной экономии энергоресурсов в объеме 10-15% от общего их потребления.
В этом плане предусматривается организация повсеместного достоверного учета энергоиспользования и совершенствование лимитирования потребления энергоресурсов, внедрение систем внутриотраслевого нормирования их расходования и экономического стимулирования повышения энергоэффективности, регулярное проведение энергетических обследований предприятий, предусмотренных Федеральным законом от 03.04.96 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" (статья 10), с целью выявления резервов экономии. В полной мере будут использоваться результаты энергетических обследований организаций и учреждений, заключения территориальных управлений Госэнергонадзора России и Газотехнической инспекции, осуществляющих контроль за эффективным использованием энергоресурсов.
Использование мер отраслевого управления и регулирования будет сочетаться с применением рыночных механизмов, уже получающих в отрасли широкое распространение.
Особое значение для энергосбережения придается также таким организационно-экономическим мерам, как введение энергетических паспортов предприятий и отдельных объектов (котельных, зданий и др.) и совершенствование договорных отношений с поставщиками электрической и тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива.
С этой целью разработаны представленные в приложениях N 10-13 формы паспортов зданий и котельных, а также типовых договоров на отпуск и потребление тепловой и электрической энергии, рекомендуемые подведомственным хозяйствам для заключения с поставщиками энергоресурсов и наиболее полно учитывающие интересы отраслевых потребителей. Предлагаемые в настоящее время действующими Правилами пользования тепловой и электрической энергии образцы таких договоров, несмотря на внесение в них ряда редакционных изменений, сохраняют приоритетность интересов поставщиков энергоресурсов и нередко ущемляют интересы потребителей, особенно в части завышения стоимости реально полученной тепловой энергии за счет необоснованного включения в нее сверхнормативных и других потерь тепла.
Эффективность осуществления этих энергосберегающих мероприятий во многом зависит от организации управления этим процессом. Важно, чтобы система управления имела непрерывный, системный и комплексный характер.
Важная роль в этой системе отводится координационному Совету по энергосбережению Рослесхоза (приложение 9).
Главной задачей Совета является координация действий отраслевых территориальных органов управления лесным хозяйством по осуществлению на местах государственной энергосберегающей политики.
Основные направления деятельности Совета:
- содействие реализации отраслевой программы энергосбережения;
- оценка состояния и перспектив повышения эффективности использования энергетических ресурсов и воды;
- рассмотрение вопросов, связанных с разработкой и осуществлением в отрасли крупных инвестиционных энергосберегающих проектов, и согласование их реализации;
- выдача рекомендаций по стимулированию эффективности использования топлива, тепловой и электрической энергии, воды и других материальных ресурсов, совершенствованию нормативной базы энергосбережения.
6. Оснащение организаций отрасли приборами учета и системами регулирования расхода энергоресурсов
В соответствии с Федеральным законом от 03.04.96 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", а также с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.97 г. N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" и рядом других постановлений, принятых по вопросам энергосбережения, к 2000 году потребители энергетических ресурсов и воды обязаны ввести приборный учет расхода их потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.98 г. N 588 "О мерах по дополнительному стимулированию энергосбережения в России" федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить и ускорить оснащение приборами учета энергоресурсов потребителей и прежде всего бюджетной сферы.
Решение этой задачи является неотъемлемой и важнейшей составной частью энергосбережения. Особенно актуально это для организаций Федеральной службы лесного хозяйства России, которые за исключением электросчетчиков крайне недостаточно оснащены приборами учета тепловой энергии, воды и газа, а систем регулирования их расхода практически вообще не имеют.
В то же время, как показывает опыт, уже только одна постановка приборного учета энергоресурсов позволяет обеспечить экономию до 20-25% ежегодных расходов потребителей на их приобретение. Главным образом это происходит за счет исключения из оплаты сверхнормативных и других потерь в сетях и системах транспортировки ресурсов, необоснованно завышающих стоимость их фактического расхода.
Оснащение организаций отрасли приборами и системами регулирования расхода ресурсов позволяет еще на 25-30% уменьшить затраты на оплату энергоресурсов и воды.
Ниже представлен анализ состояния постановки приборного учета, определена потребность в средствах учета и даны рекомендации по их подбору с учетом оптимального соотношения основных технических характеристик приборов и полных затрат на их установку.
На первом этапе программы (1998-2001 годы) предусматривается осуществлять оснащение организаций приборами и системами учета энергоресурсов и воды, а оснащение системами регулирования расхода энергопотребления проводить по завершении этой работы.
Учет электроэнергии
Приборами учета электроэнергии потребители отрасли в основном укомплектованы, уровень оснащенности составляет 98%.
По состоянию на 01.07.98 г. на предприятиях и в организациях отрасли установлено 56030 электросчетчиков, из них 47% однофазных, 52% трехфазных и около 1% многотарифных. При этом через 28650 трехфазных электросчетчиков реализовывалось до 64% электроэнергии.
Одной из основных задач является оснащение потребителей многотарифными электросчетчиками.
Основной потенциал сбережения электроэнергии и сокращения затрат на ее оплату заключается в использования потребителями энергосберегающего электрооборудования и в переходе на применение двухставочных тарифов, что предполагает замену приборного парка средствами, позволяющими осуществлять многотарифный учет, предоплату и автоматизированный сбор информации.
Установка многотарифных приборов учета экономически оправдана только при условии оснащения ими в первую очередь объектов, потребляющих электрическую энергию в ночные часы: Проведенный анализ показал, что реальная потребность в таких приборах составляет 1800 штук. Расчетная стоимость установки многотарифного счетчика с учетом затрат на его приобретение и монтаж составляет около 1,2 тыс.руб. таким образом, общие затраты по отрасли составят 2,1 млн.руб.
Для расчета затрат по установке многотарифных приборов учета электрической энергии за основу взяты приборы Мытищинского Электротехнического завода (ОАО "МЭТЗ"). Производством ОАО "МЭТЗ" освоено 26 моделей электронных электросчетчиков. Все приборы имеют телеметрический выход и могут решать задачи по созданию АСКУЭ, введению политарифа и предоплаты. Они сертифицированны Госстандартом РФ и рекомендованы к применению на всех уровнях учета электроэнергии письмами Управления реализации абонентской платы РАО "ЕЭС России" N 28-4-6/5 от 9.04.96 г. и Главгосэнергонадзора N 42-6/3-p от 31.01.96 г. Опыт эксплуатации электронных счетчиков показал, что за весь период наблюдения (с 1992 г.) они не изменяют метрологические характеристики и имеют высокую надежность. Гарантийный срок эксплуатации установлен на все модели - 3 года, межповерочный период - 6 лет, а для новых модификаций - 10 лет при сроке службы 30 лет.
Данные о количестве электросчетчиков, установленных на объектах отрасли, и потребности в них приведены в табл.6.1.
Таблица 6.1
N п/п |
Группы потребителей |
Кол-во установлен- ных счетчиков, шт. |
Потребность в счетчиках, шт. |
Затраты, млн.руб. |
||
Всего | в том числе многотариф |
Всего | в том числе многотариф |
|||
1 | Производственные объекты |
28650 | 480 | 1200 | 1200 | 1,4 |
2 | Административные здания |
9500 | 70 | - | - | - |
3 | Объекты жилкомбыта | 14980 | - | 500 | 500 | 0,6 |
4 | Прочие | 2900 | - | 100 | 100 | 0,1 |
5 | Всего | 56030 | 570 | 1800 | 1800 | 2,1 |
Учет тепловой энергии и горячей воды
Уровень оснащения приборами группового учета тепловой энергии и горячей воды в среднем по отрасли составляет около 7%. Наиболее неблагополучное положение сложилось в коммунально-бытовом секторе, здесь этот показатель не превышает 1%. Действующий парк счетчиков группового учета тепловой энергии насчитывает 76 приборов.
Для оснащения основной массы потребителей средствами учета тепла и горячей воды необходимо закупить, смонтировать и ввести в действие 932 узла, обеспечивающих групповой учет тепловой энергии. Расчетная стоимость всего комплекса работ по приобретению и оснащению одного потребителя узлом учета тепла и горячей воды составляет порядка 25 тыс.руб. в зависимости от типа выбранного прибора.
Общие затраты на оснащение потребителей средствами учета тепла и горячей воды оцениваются в 23,3 млн.руб.
Для расчета затрат по установке узлов группового учета счетчиками теплоэнергии за основу взяты приборные средства, производимые АО "Мытищинская теплосеть", типа СТ; ВСГ. Приборы сертифицированы Госстандартом России и рекомендованы к применению у всех групп потребителей тепловой энергии. Цены на приборы учета, выпускаемые АО "Мытищинская теплосеть", в среднем на 10% ниже чем у отечественных производителей аналогичной продукции.
Данные о потребности отрасли в узлах группового учета тепловой энергии и горячей воды представлены в табл.6.2.
Таблица 6.2
N п/п |
Группы потребителей |
Кол-во установленных узлов, шт. |
Потребность в установке узлов, шт. |
Затраты, млн.руб. |
1 | Производственные объекты |
51 | 500 | 12,5 |
2 | Административные здания |
18 | 150 | 3,8 |
3 | Объекты жилкомбыта | 3 | 200 | 5,0 |
4 | Прочие | 4 | 82 | 2,0 |
5 | Всего | 76 | 932 | 23,3 |
Учет холодной воды
Оснащенность предприятий и организаций отрасли приборами группового учета холодной воды составляет около 11%. Действующий парк счетчиков холодной воды насчитывает 114 прибора.
Наиболее неблагополучно обстоят дела с оснащением потребителей средствами группового учета холодной воды в коммунально-бытовом секторе. В то же время на эту сферу приходится 84% общего объема холодной воды, потребляемой организациями отрасли.
Для полного оснащения потребителей приборами группового учета холодной воды необходимо установить 1200 приборов. Общие расходы по введению группового учета холодной воды составят 3,6 млн.руб.
Для определения затрат на установку приборов группового учета холодной воды взяты приборы, серийно выпускаемые заводом "Водоприбор", г.Москва и АО "Мытищинская теплосеть" с диаметром установочного прохода Ду (мм) до 150. Эти приборы при относительно невысокой стоимости имеют широкий диапазон измерения по расходу, высокую точность измерения и минимальные требования по длине прямых участков трубопроводов до и после прибора.
Применение этих средств позволяет производить установку прибора практически на любом действующем объекте при их высокой надежности, минимальных затратах на монтаж, наладку и техническое обслуживание. Что особенно важно у них отсутствуют повышенные требования к воде и системам водоснабжения и сетевого электроснабжения, а кроме того они имеют наименьший срок окупаемости. Данные по приборам сведены в табл.6.3. и 6.4.
Таблица 6.3
Водосчетчики турбинные типа ВСХ АО "Мытищинская теплосеть"
Диаметр установочного прохода, Ду(мм) |
Тип, марка | Межповерочный интервал, год |
Цена без НДС, руб. |
15 | ВСХ 15 | 5 | 132-00 |
20 | ВСХ20 | 5 | 140-00 |
25 | ВСХ25 | 5 | 560-00 |
32 | ВСХ32 | 5 | 629-00 |
40 | ВСХ40 | 5 | 796-00 |
50 | ВСХ50 | 4 | 1005-00 |
65 | ВСХ65 | 4 | 1089-00 |
80 | ВСХ80 | 4 | 1131-00 |
100 | ВСХ100 | 4 | 1199-00 |
125 | ВСХ125 | 4 | 1386-00 |
150 | ВСХ150 | 4 | 1867-00 |
200 | ВСХ200 | 4 | 2298-00 |
250 | BCX250 | 4 | 3185-00 |
Таблица 6.4
Водосчетчики турбинные типа ВМХ завода ОАО "Водоприбор"
Диаметр установочного прохода, Ду(мм) |
Тип, марка | Межповерочный интервал, год |
Цена без НДС, руб. |
50 | ВМХ | 6 | 1340 |
65 | -"- | 6 | 1364 |
80 | -"- | 6 | 1455 |
100 | -"- | 6 | 1530 |
150 | -"- | 6 | 2110 |
Данные по установке приборов группового учета холодной воды по каждой группе потребителей сведены в табл.6.5.
Таблица 6.5
N п/п |
Группы потребителей |
Кол-во установленных приборов, шт. |
Потребность в установке приборов, шт. |
Затраты, млн.руб. |
1 | Производственные объекты |
76 | 400 | 1,2 |
2 | Административные здания |
20 | 300 | 0,9 |
3 | Объекты жилкомбыта | 12 | 400 | 1,2 |
4 | Прочие | 6 | 100 | 0,3 |
5 | Всего | 114 | 1200 | 3,6 |
Учет газа
Общий действующий парк приборов учета газа в организациях отрасли составляет 547 штук.
Потребность в счетчиках газа составляет 809 приборов. Расчетные затраты на оснащение всех групп потребителей, с учетом приобретения и монтажа приборов составит 2 млн.руб.
По данным Российского центра испытаний и сертификации "Ростест-Москва", потребителям отрасли рекомендуется устанавливать счетчики газа с межповерочным интервалом от 3 до 10 лет следующих производителей:
Тип счетчика | Производители | Межповерочный срок, лет |
AC-250 СГБ СГК-4 МКМ GALLUS-2000 NP G4 G-6 Мембранные счетчики газа |
"Техногаз-АМК" "Сигнал", г.Саратов ГПО "Точмаш", г.Владимир PREMAGAS, Словакия "Шлюмберже", Франция "Nuovo-Pignone", Италия "METERS LTD", Великобритания "Шлюмберже", Франция "ELSTER", Германия |
6 5 3 10 8 5 8 8 8 |
Данные о затратах на приобретение, установку и ввод в действие приборов учета газа на объектах отрасли приведены в табл.6.6.
Таблица 6.6
N п/п |
Группы потребителей |
Кол-во установленных счетчиков, шт. |
Потребность в установке счетчиков, шт. |
Затраты, млн.руб. |
1 | Производственные объекты |
270 | 365 | 1,1 |
2 | Административные здания |
96 | 154 | 0,3 |
3 | Объекты жилкомбыта | 152 | 243 | 0,5 |
4 | Прочие | 29 | 47 | 0,1 |
5 | Всего | 547 | 890 | 2,0 |
Общие затраты на дооснащение организаций отрасли приборами учета расхода энергоресурсов оцениваются в 31 млн.руб. Обобщенные данные приведены в табл.6.7.
Таблица 6.7
N п/п |
Группы потребителей |
Кол-во установленных средств учета, шт. |
Потребность в установке средств учета, шт. |
Затраты, млн.руб. |
1 | Производственные объекты |
29047 | 2465 | 16,2 |
2 | Административные здания |
9634 | 604 | 4,9 |
3 | Объекты жилкомбыта | 15147 | 1343 | 7,3 |
4 | Прочие | 2939 | 329 | 2,6 |
5 | Всего | 56767 | 4812 | 31,0 |
На рис.6.1 проиллюстрировано состояние постановки приборного учета в организациях на 01.09.98 г., а на рис.6.2. - структура затрат на их дооснащение.
/-------98%------\
| Электрическая |
| энергия |
| |
| |
/-------38%--------| |
| Природный газ | |
| | |
/-------8,7%-----| | |
/--------7,5%------| Холодная вода | | |
| Тепловая энергия | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Рис.6.1. Уровни оснащенности организации отрасли приборами учета расхода энергоресурсов и воды
/-------------------------------------\
|Холодная вода|Электрическая|Природный|
|12% |энергия |газ |
| |7% |6% |
|-------------------------------------|
| |
| Тепловая энергия |
| 75% |
| |
\-------------------------------------/
Рис.6.2. Структура затрат на оснащение организаций отрасли приборами учета расхода энергоресурсов
Как показывает практика, в оснащении организаций приборами учета расхода энергоресурсов приоритетным направлением является установка узлов учета тепла и горячей и холодной воды. Это объясняется достижением наибольшего экономического эффекта.
Эффект экономии средств на оплату тепла и воды связан с тем, что теплоснабжающая организация поставляет тепло потребителю на основании договора, в котором определяются максимальные нагрузки, учитывающие потери в теплосетях и среднюю температуру самой холодной пятидневки, определенную из восьми наиболее холодных зим за 50 лет наблюдений. Исходя из этих данных, рассчитываются объемы отпуска тепла по месяцам, которые затем суммируются для получения квартальных и годовых величин. Анализ выставленных счетов и договоров показывает, что объемы отпускаемого потребителю тепла зачастую завышаются.
При таком подходе имеется несколько приемов завышения стоимости фактически поставленного тепла. Из за дефицита тепловых мощностей теплоснабжающие организации не в состоянии выдержать температурный график, то-есть объект практически никогда не получит количества тепла, соответствующее максимальной нагрузке, которая является базой расчета отпуска тепла потребителю.
При определении отпуска тепла на горячее водоснабжение (ГВС) часто теплоснабжающая организация исходит из того, что система ГВС работает при максимальной проектной нагрузке 8760 часов в году, не учитывая тот факт что при обслуживании большого числа потребителей максимальная нагрузка пересчитывается в среднем делением на коэффициент 2 - 2,4. Таким образом, отпуск тепла на ГВС завышается в 2 - 2,4 раза и потребителю "продается" никогда не вырабатывавшееся тепло.
Значительная часть долгов бюджетных организаций отрасли за тепло - это долги за никогда на самом деле не полученное тепло. Установка приборов учета исключает оплату за не потребленную тепловую энергию.
Опыт установки приборов учета на крупных объектах показывает, что фактическое теплопотребление составляет только 50-80% от расчетного. В самом общем случае период окупаемости затрат зависит от длительности отопительного периода, величины тепловой нагрузки объекта, тарифа на поставляемые энергоресурсы и стоимости узла группового учета расхода теплоэнергии и воды. С учетом существующего опыта, окупаемость затрат на организацию приборного учета теплоэнергии и воды составляет не более одного года.
7. Финансовое обеспечение программы энергосбережения
В настоящее время отрасль испытывает большой недостаток финансовых ресурсов для осуществления работ по всем направлениям своей деятельности, в том числе на энергообеспечение и осуществление энергосберегающих мероприятий. Средства, выделяемые на эти цели из федерального бюджета в последние годы, покрывают необходимые потребности не более чем на 30%.
На 1999 г. проектом федерального бюджета предусматривается выделение отрасли средств меньше требуемого объема. Например, на топливно- и энергообеспечение коммунальных нужд намечено выделить около 20 млн.руб., что составляет 1,6% средств федерального бюджета отрасли, в т.ч. на оплату: электроэнергии 15,4 млн.руб. (77% всего объема ассигнований), теплоэнергии - 3,4 млн.руб. (17%) и природного газа - 1,2 млн.руб. (6%). Намечаемая Федеральным бюджетом отрасли сумма средств не превышает 15% ее потребности на топливно- и энергообеспечение. Остальная часть затрат на указанные энергоресурсы должна покрываться другими источниками финансирования.
Для обеспечения отрасли углем и мазутом на уровне объемов потребления, определенных на 1998 г., необходимо еще 19,2 млн.руб., в т.ч. 13,5 млн.руб. на уголь и 5,6 млн.руб. на мазут. Кроме того, отрасль заготавливает в основном для коммунальных нужд более 1 млн.м3 древесного топлива, на что направляется 5-5,5 млн.руб. собственных средств организаций и учреждений.
Финансирование энергосбережения и связанных с ним работ (оснащение предприятий и организаций приборами учета и контроля расходования энергоресурсов, проведение энергетических обследований объектов отрасли, разработка для них энергетических паспортов и т.д. и т.п.) федеральным бюджетом в настоящее время не предусматривается. При существующем финансовом положении большинства организаций и учреждений отрасли использование их средств на энергосбережение может быть весьма ограниченным.
В связи с этим необходимо изыскивать дополнительные источники финансирования энергосбережения. Для выполнения заданий настоящей отраслевой программы, разработанной в соответствии поручением Правительства Российской Федерации (постановление от 15.06.98 г. N 588), необходимо выделить из федерального бюджета целевые средства на энергосбережение отдельной строкой. Это будет способствовать решению многих экономических, социальных и экологических вопросов в лесном хозяйстве, а также повысит ответственность управлений, организаций и учреждений за реализацию программных положений.
Для достижения величины экономии энергоресурсов, предусмотренной настоящей программой энергосбережения, потребуется 90 млн.руб. 80 млн.руб. этой суммы, или почти 90%, составляют текущие расходы и капитальные вложения, направляемые на осуществление инвестиционных энергосберегающих проектов, мероприятия по техническому перевооружению, обновлению основных фондов и внедрению новой техники. Остальные средства предназначены на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проработку ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов, информационное обеспечение и мониторинг программы, переподготовку кадров.
Источниками финансирования программы энергосбережения являются:
1. Средства федерального бюджета, предназначенные на осуществление инвестиционных энергосберегающих проектов и мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов в лесном хозяйстве, предусмотренных федеральными целевыми программами "Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации, "Энергосбережение России на 1998 - 2005 годы", "Леса России" и "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы", утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации. Эти финансовые средства оцениваются в 18 млн.руб.;
2. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и собственные средства организаций отрасли в объеме 72 млн.руб.
Объемы, структура и основные направления использования финансовых ресурсов, предусмотренных для выполнения отраслевой программы энергосбережения на 1998 - 2005 гг., приведены в табл.7.1.
Таблица 7.1
Основные направления использования финансовых ресурсов, предусмотренных отраслевой программой |
Объем финансовых средств | |
млн.руб. | % | |
Всего, из них 1. Инвестиционная часть: в том числе: - реализация первоочередных энергосбере- гающих проектов и мероприятий - оснащение предприятий и организаций приборами и системами учета и регулиро- вания расхода энергоресурсов - расширение использования древесного топлива для получения теплоэнергии, в том числе вместо угля и мазута - совершенствование энергетических хо- зяйств предприятий и организаций, обес- печение сокращения потерь топлива и энергии - комплекс мероприятий по утеплению про- изводственных, административных, жилых и прочих зданий, находящихся на балансе отрасли - другие мероприятия 2. Выполнение НИОКР в области энергосбе- режения 3. Разработка ТЭО и бизнес-планов, ин- формационное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, мониторинг, про- паганда энергосбережения. |
90,0 80,0 27,0 30,0 9,0 7,0 3,0 4,0 8,5 1,5 |
100,0 90,0 30,0 34,5 10,0 7,8 3,3 4,4 8,3 1,7 |
8. Конечные ожидаемые результаты от выполнения отраслевой программы энергосбережения
Выполнение отраслевой программы энергосбережения обеспечит значительное сокращение потребления топлива и энергии, предназначенных для производственных и коммунальных нужд. В результате удастся уменьшить удельный расход средств, выделяемых из федерального бюджета на оплату энергоресурсов.
Снижение энергоемкости выполняемых работ и услуг будет в значительной степени способствовать дальнейшему развитию лесного хозяйства России и успешному решению подведомственными организациями комплекса экономических, финансовых, социальных и экологических проблем.
К концу периода реализации программы будет заложен надежный фундамент для перевода отрасли на энергосберегающий путь развития прироста потребности в дополнительных объемах энергоресурсов полностью за счет их экономии в результате осуществления организационно-экономических и научно-технических мероприятий.
К конечным результатам, ожидаемым от выполнения отраслевой программы энергосбережения, следует отнести прежде всего следующее:
1. Общая величина сэкономленных в период выполнения программы энергоресурсов при сложившейся структуре энергопотребления составит 425-465 тыс.т у.т., что покрывает около 90% среднегодовой отраслевой потребности в них. Стоимость сбереженных энергоресурсов составит 142-155 млн.руб.
2. В период 1998 - 2001 годы все организации отрасли будут оснащены средствами приборного учета потребляемых энергоресурсов, что позволит значительно сократить расходы по их оплате, в том числе средства, направляемые на эти цели из федерального бюджета и бюджетов других уровней.
3. Суммарная величина уменьшения расходов на приобретение энергоресурсов с учетом внедрения приборного учета и выполнения организационно-экономических мероприятий составит около 180 млн.руб.
Таким образом, на 1 руб., вложенный в реализацию программы, экономический эффект составит 2 руб.
4. Выполнение программы будет способствовать решению ряда вопросов социального характера. Расширение использования на местах собственного древесного топлива вместо завозимых из далека угля и мазута увеличит численность местных рабочих, занятых его заготовкой и транспортировкой. Благодаря расширению газификации и электрификации производства и коммунального хозяйства повысится культура труда на многих рабочих местах и в быту.
5. Финансирование программы ориентировано в основном на государственную поддержку, использование собственных средств организаций и средств местных бюджетов с использованием в перспективе рыночных механизмов, что позволит повысить отдачу от вложенных средств в энергосбережение и облегчает поиск новых форм привлечения финансовых ресурсов.
6. Важной составляющей частью отраслевой программы является совершенствование нормативных документов, обеспечивающих экономное, рациональное использование топлива и энергии, в частности, введение энергетических паспортов зданий и котельных, пересмотр договоров, заключаемых подведомственными организациями на потребление электрической и тепловой энергии и в наибольшей степени учитывающих интересы потребителей.
7. Осуществление программы создает хорошую базу для тесного взаимодействия организаций и учреждений с администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, на территориях которых они расположены. Например, перевод котельных отрасли с покупных и, как правило, дальнепривозных угля и мазута на древесное топливо экономически оправдано с позиций не только отрасли, но и интересов местного самоуправления, поскольку новые рабочие места увеличивают поступления в соответствующие бюджеты, а средства на приобретение угля и мазута "не уходят" из региона. Таким образом, налицо экономическая (для отрасли), социальная (для населения), экологическая (для региона) и бюджетная (для региона и в конечном итоге для населения) эффективность.
Для успешной реализации программы энергосбережения и достижения указанных результатов необходимо:
1) разработать и принять план первоочередных действий на 1 квартал (1 полугодие) с последующим обсуждением итогов работы по реализации программы и принятием подобного плана на последующий период (квартал, полугодие) и т.д.;
2) сформировать и утвердить персональный состав и положение о ведомственном Совете по вопросам энергосбережения, основной задачей которого является координация работ по реализации положений отраслевой программы;
3) добиться в Правительстве Российской Федерации решения вопроса о выделении в составе затрат на обеспечение деятельности отрасли, финансируемых из федерального бюджета, отдельной строкой средств на осуществление утвержденной и согласованной с Минтопэнерго России целевой отраслевой программы энергосбережения, включая затраты на оснащение объектов современными приборами учета и регулирования расхода потребляемых электрической и тепловой энергии, природного газа, горячей и холодной воды;
4) ввести в практику работы отрасли составление на квартал (полугодие или год) графиков проведения энергетических обследований, оснащения приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов.
5) поручить территориальным управлениям лесного хозяйства:
- обеспечить заключение соглашений с местными администрациями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по вопросам энергосбережения, в частности, об их участии в реализации соответствующих региональных программ энергосбережения;
- осуществлять постоянный контроль за введением предлагаемых энергетических паспортов зданий и котельных, а также оказывать необходимую помощь в заключении подведомственными организациями рекомендуемых договоров на отпуск и потребление электрической и тепловой энергии.
Руководитель Федеральной службы |
В.А.Шубин |
Согласовано:
Заместитель Министра топлива |
А.Бодновский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целевая отраслевая программа "Энергосбережение в лесном хозяйстве на 1998-2005 годы" (утв. Рослесхозом 28 декабря 1998 г.)
Текст программы официально опубликован не был