г. Казань |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А65-13305/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Арзамасова О.С., доверенность от 05.12.2014 N 02/Ю,
ответчика - Ахтямовой Н.С., доверенность от 11.03.2015 N 2.4-18/002929,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-13305/2014
по заявлению потребительского кооператива "База отдыха "Эдем", п. Лаишево Республики Татарстан (ИНН 1624005386, ОГРН 1021607354670) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 06.12.2013 N 9183, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
потребительский кооператив "База отдыха "Эдем" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ, инспекция, налоговый орган) от 06.12.2013 N 9183.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 06.12.2013 N 9183 в части начисления земельного налога в сумме 372 101 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс).
На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кооператива. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 отменить в части удовлетворенных требований, направить дело на новое рассмотрение.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной заявителем в адрес ответчика уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год ответчиком составлен акт от 29.10.2013 N 8664 и вынесено решение от 06.12.2013 N 9183 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Основанием послужили выводы ответчика о необходимости применения при расчете земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением УФНС от 22.05.2014 N 2.14-0-18/012135@ оспариваемое решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в суд.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.
Из оспариваемого решения следует, что при начислении земельного налога за 2011 год ответчиком применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суды, указывая на неправомерность подхода ответчика, обоснованно указали на следующее.
В соответствии со статьей 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Положениями статей 390 и 391 Кодекса установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельных законодательством, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, т.е. вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Согласно статье 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Судами верно указано, что при таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2005 N 592, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:260203:25 установлена в размере 3 440 783 руб.
На основании сведений в Государственном кадастре недвижимости о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, представленных в электронном варианте ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РТ налогоплательщику ("ЭДЕМ БАЗА ОТДЫХА - ПК") на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Казань, Потребительский кооператив База отдыха Эдем с кадастровым номером 16:24:260203:25, вид разрешенного использования которого определен как "размещение потребительского кооператива" и относится к 5 группе.
Согласно Решению Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 "О земельном налоге" (с изм.), налоговая ставка в отношении земельного участка, отнесенного к 5 группе видов разрешенного использования земли установлена в размере 0,8 % от кадастровой стоимости.
Судами правомерно отклонен довод заявителя о том, что подлежит применению ставка налога в размере 0,2 %, поскольку земельный участок относится к 4 группе "земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений", поскольку в 2011 году вид разрешенного использования земельного участка являлся: "размещение потребительского кооператива", что соответствует 5 группе видов разрешенного использования. При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка общества на 4 группу произошло лишь 09.01.2013.
Исходя из вышеизложенного, судами первой и апелляционной инстанций верно определен земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером: 16:24:260203:25, который составляет 27 526 руб.
Таким образом, с учетом доначисления на основании декларации заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 6882 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 20 644 руб., а не в сумме 392 745 руб., как указано в оспариваемом решении, решение ответчика от 06.12.2013 N 9183 в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 372 101 руб. не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части правомерно признано недействительным.
Доводы жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судами, не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
C позиции изложенных обстоятельств судебная коллегия считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 по делу N А65-13305/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2015 г. N Ф06-22016/13 по делу N А65-13305/2014
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22016/13
12.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16727/14
12.12.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13305/14
19.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13305/14