г. Казань |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А55-5448/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Ладья" - Берняевой Н.А., доверенность от 20.02.2015, Мальцевой Т.А., доверенность от 20.02.2015,
заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "АИР" - Худяковой И.В., доверенность от 11.09.2014,
в отсутствии:
ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "АИР", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-5448/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ладья", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании, третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ладья" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным решения от 06.12.2013 N 12-1/2292/13 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2809,00 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 1 с кадастровым номером 63:01:0419003:2155, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 по заявлению общества от 06.12.2013 N 12-1/2292/13, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже вышеуказанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014, требования удовлетворены.
Суд признал незаконным обжалуемое решение министерства и обязал последнего по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения действий, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 по заявлению общества от 06.12.2013 N 12-1/2292/13, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 1, площадью 2809,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0419003:2155.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Общество с ограниченной ответственностью "АИР" (далее - ООО "Аир") (лицо, не участвующее в деле), обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
До начала рассмотрения кассационных жалоб по существу от министерства поступило заявление о замене стороны в порядке процессуального правопреемства на администрацию городского округа Самара.
Заявление мотивировано тем, что после принятия оспариваемых судебных актов, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, с 01.03.2005 осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
Выслушав мнение явившихся представителей, полагавших удовлетворению ходатайства на усмотрение суда, судебная коллегия приходит к необходимости его отклонения, поскольку передача распорядительных функций иному лицу не влечет процессуального правопреемства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 23.04.2015 в 09:20.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения. Кассационную жалобу ООО "АИР" прекращению производством.
Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка фактически занимаемого автомобильной стоянкой.
Министерство уведомлением от 06.12.2013 N 12-1/2292/13 отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Министерством в обоснование отказа указано на непредставление заявителем документов, подтверждающих возникновение прав общества на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, согласно акту осмотра земельного участка на местности от 07.10.2013 на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения, что противоречит требованиям пункта 4.1 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы города Самары от 10.06.2008 N 404, а также пунктам 6.1, 6.4 Приказа Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации".
Судами установлено, что постановлением Главы города Самары от 01.07.1997 N 936 ООО "Лукулл" предоставлен земельный участок площадью 0,4192 га в Куйбышевском районе г. Самара по ул. Грозненской в аренду сроком на 5 лег фактически занимаемый автостоянкой.
Постановлением Главы города Самары от 2108.2000 N 686 у ООО "Лукулл", ранее предоставленный земельный участок площадью 1383,00 кв. м изъят, Комитету по управлению имуществом г. Самары (далее - Комитет) поручено заключить с ООО "Лукулл" договор аренды на земельный участок площадью 2809,00 кв. м, в связи с переносом ограждений и уточнением площади земельного участка, фактически занимаемого автостоянкой. При этом площадь спорного участка была уточнена, присвоен кадастровый номер 63:01:0419003:2155.
ООО "Лукулл" заключило с ООО "Феникс" договор от 05.06.2006 о продаже автомобильной стоянки.
Между ООО "Феникс" и обществом заключен договор купли-продажи от 01.03.2013 автомобильной стоянки площадью 2809,00 кв. м, Таким образом, на испрашиваемом земельном участке с 1994 года располагается автомобильная стоянка, испрашиваемый земельный участок был предоставлен в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды. Пункт 3.1 Порядка до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временные объекты без проведения торгов. Таким образом, положения статьи 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов.
В данном случае общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность 02.08.2013, когда уже в пункт 3.1 Порядка были внесены изменения постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в связи с чем как на момент подачи заявления, так и на момент принятия оспариваемого решения, действующий нормативный акт предусматривал возможность предоставления земельных участков под временными объектами на территории городского округа Самара в собственность путем проведения торгов.
Заинтересованным лицом не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством основанием для отказа в его выкупе.
В связи с чем суды двух инстанций правильно указали на то, что в данном случае министерство должно было по заявлению общества принять решение по проведению торгов в форме аукциона.
При этом суды исходили из позиций, изложенных в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2014 по делу N А55-10467/2014, 21.07.2014 по делу N А55-23973/2013.
Министерство пришло к выводу, что наличие зеленых насаждений на испрашиваемом участке запрещает хозяйственную или иную деятельность.
Судами учтено, что доказательств того, что предполагаемое использование испрашиваемого земельного участка требует сноса зеленых насаждений, министерством не представлено.
Довод министерства со ссылкой на письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары (далее - департамент) от 13.08.2013 N САМВ- 6439 о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ПК- 1 отклонен.
Согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, в зоне ПК-1 вид разрешенного использования "фактически занимаемый автостоянкой" не относится к видам разрешенного использования, предусмотренным в зоне ПК-1.
Между тем в статье 30 указанных Правил застройки и землепользования регламентируются разрешенные виды использования по карте правового зонирования, согласно которым к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1) относятся "открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей". Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 28.02.1994.
Таким образом, сведения о спорном земельном участке, в том числе разрешенное использование "фактически занимаемый автостоянкой" внесены в государственный кадастр недвижимости до введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Согласно пункту 1 статьи 6 Правил объекты недвижимости, ставшие не соответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. При этом исключения составляют те не соответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение министерства от 06.12.2013 N 12-1/2292/13 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2809,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 1 с кадастровым номером 63:01:0419003:2155, противоречит пунктам 2.11-2.13 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным.
Суд кассационной инстанции полагает, что производство по кассационной жалобе ООО "АИР" подлежит прекращению, поскольку из содержания судебных актов не усматривается принятия решений, касающихся прав и обязанностей ООО "АИР".
Сам по себе факт заинтересованности ООО "АИР" в получении вышеуказанного земельного участка не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Принятые судебные акты не предопределяют победителя будущего аукциона. Намерение ООО "АИР" получить земельный участок в порядке предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов при наличии нескольких претендентов на земельный участок в данном случае не представляется возможным. Торги как способ предоставления земельных участков отвечают принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара о замене стороны отклонить.
Производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АИР", г. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А55-5448/2014 прекратить.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "АИР", г. Самара государственную пошлину по кассационной жалобе уплаченную по платежному поручению от 09.02.2015 N 3.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А55-5448/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сам по себе факт заинтересованности ООО "АИР" в получении вышеуказанного земельного участка не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Принятые судебные акты не предопределяют победителя будущего аукциона. Намерение ООО "АИР" получить земельный участок в порядке предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов при наличии нескольких претендентов на земельный участок в данном случае не представляется возможным. Торги как способ предоставления земельных участков отвечают принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
...
Производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АИР", г. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А55-5448/2014 прекратить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2015 г. N Ф06-20684/13 по делу N А55-5448/2014