г. Казань |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А12-33008/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
с участием:
заявителя - Макодич Л.Г., протокол от 07.10.2014 N 5,
ответчика - Ворониной Е.И., доверенность от 12.01.2015 N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2014 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А12-33008/2014
по заявлению производственного кооператива "Альянс" (Волгоградская область г. Волжский, ИНН 3435910096, ОГРН 1023402006000) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (г. Волгоград) о признании незаконным требования об уплате платы за негативное воздействие,
УСТАНОВИЛ:
производственный кооператив "Альянс" (далее - ПК "Альянс", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, административный орган) от 28.07.2014 N 3847 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов ПК "Альянс" за 2013 год.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2014, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований ПК "Альянс" отказать в полном объёме.
В отзыве кооператив, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ судом кассационной инстанции в судебном заседании 30.04.2015 объявлялся перерыв до 06.05.2015 до 10 час. 00 мин.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и административного органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ПК "Альянс" на основании лицензии от 06.06.2012 серии 034 N 000105 осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, а также сбор отходов 3, 4 классов опасности, размещение отходов 3, 4 классов опасности на полигоне, расположенном по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, территория Красного сельсовета, промотвал 3 км от п. Звездный.
Полигон расположен на участке, предоставленном заявителю на праве субаренды, площадью 19,1 га, кадастровый номер 34:28:06 00 01:0006.
По результатам проведенной проверки Управление Росприроднадзора по Волгоградской области направило в адрес ПК "Альянс" требование от 28.07.2014 N 3847 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов ПК "Альянс" за 2013 год, согласно которому на кооператив возложена обязанность по внесению платы за размещение отходов производства и потребления в сумме 2 785 469, 81 руб.
Не согласившись с указанным требованием, считая его незаконным и нарушающим права кооператива, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, действовавшего на момент вынесения оспариваемого требования от 28.07.2014 N 3847) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Согласно статье 4 этого же Закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2015) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (часть 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду
Также Конституционный Суд Российской Федерации указал, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Судами указано, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Судами установлено, что юридические лица - ООО "ЮМЦ", МУП "Калачтеплосети", ООО "Возрождение", ОАО "Завод "Метеор" и другие (всего 122 организации, перечень которых указан в реестре - том 4 листы дела 37-54), в результате деятельности которых в 2013 году образовались отходы, на основании договоров на оказание услуг по приему и размещению отходов, заключенных с ПК "Альянс", передали их последнему для последующего захоронения на указанном полигоне. При этом, согласно пунктов 2.4 заключенных с кооперативом договоров (том 4 листы дела 37-98), стороны предусмотрели, что отходы предприятий являются их собственностью, и плату за негативное воздействие на окружающую среду предприятия осуществляют самостоятельно. Денежные средства для цели уплаты данных платежей организациями кооперативу также не передавались.
В качестве доказательства внесения юридическими лицами, с которыми у кооператива заключены договоры, платы за негативное воздействие на окружающую среду и отходы, образовавшиеся в 2013 году, в материалы дела представлены платежные поручения об уплате платы за размещение отходов производства и потребления за 2013 год (том 1 листы дела 83-160, том 2 листы дела 1-110, 136-140, 156-214, том 4 листы дела 1-30, 99-237).
Организации, с которыми ПК "Альянс" заключены договоры, самостоятельно и добровольно исчислив и внеся плату за размещение отходов производства и потребления, признали такую обязанность в рамках заключенных договоров с кооперативом за собой.
Доказательства, опровергающие факт внесения организациями платы за размещение отходов в 2013 году, Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области судам не представлены.
Учитывая изложенные выше нормы права и обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций, указав, что оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты публично-правового платежа - платы за негативное воздействие на окружающую среду - в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах, пришли к выводу об отсутствии у ПК "Альянс" обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, отсутствии у Управления Росприроднадзора по Волгоградской области правовых оснований для направления в адрес кооператива требования от 28.07.2014 N 3847 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2013 год, в связи с чем удовлетворили заявленные кооперативом требования.
В кассационной жалобе административный орган оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагает, что в силу части 4 статьи 166, части 2 статьи 168 ГК РФ пункты 2.4 заключенных с кооперативом договоров о возложении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на неспециализированные организации должны быть признаны судами ничтожными, а также ссылаясь на судебную практику по иным делам.
Доводы кассационной жалобы заявлялись Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка в обжалуемых судебных актах, указаны мотивы, по которым они отклонены судами.
Судами отмечено, что аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-Впр10-33, от 06.11.2014 N 305-ЭС14-4226, от 04.02.2015 N 303-КГ14-2151, от 04.02.2015 N 301-КГ14-1819.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Судами не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты по настоящему делу следует оставить в силе.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А12-33008/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами указано, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
...
В кассационной жалобе административный орган оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагает, что в силу части 4 статьи 166, части 2 статьи 168 ГК РФ пункты 2.4 заключенных с кооперативом договоров о возложении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на неспециализированные организации должны быть признаны судами ничтожными, а также ссылаясь на судебную практику по иным делам.
...
Судами отмечено, что аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-Впр10-33, от 06.11.2014 N 305-ЭС14-4226, от 04.02.2015 N 303-КГ14-2151, от 04.02.2015 N 301-КГ14-1819."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 мая 2015 г. N Ф06-22798/15 по делу N А12-33008/2014