г. Казань |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А57-13124/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Разуваева К.Г., доверенность от 29.12.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гео-Центр"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.10.2014 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-13124/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гео - Центр", г. Энгельс Саратовской области к Комитету по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс Саратовской области о признании недействительным решения Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района от 19.05.2014 об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Энгельсского муниципального района, г. Энгельс Саратовской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гео-Центр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет) от 19.05.2014 года об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.04.2014 года N 0160300003614000066 111818; о расторжении муниципального контракта от 25.04.2014 года N 0160300003614000066 111818; о взыскании с Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гео-Центр" убытков в сумме 450 510 руб. 13 коп.; о взыскании с Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гео-Центр" перечисленных в качестве обеспечения муниципального контракта от 25.04.2014 года N 0160300003614000066 111818 денежных средств в сумме 764 088 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.10.2014, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, года между Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района ("Заказчик") и обществом с ограниченной ответственностью "Гео-Центр" ("Исполнитель") был заключен муниципальный контракт от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818 на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, формируемых для последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трёх и более детей для индивидуального жилищного строительства, согласно Техническому заданию.
19.05.2014 года Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района принял решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818.
Полагая, что решение от 19.05.2014 года об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818 является незаконным, Общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.1 муниципального контракта от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818, предусмотрено расторжение настоящего Контракта по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом сторон договора от исполнения данного Контракта, в случае существенных нарушений условий Контракта одной из сторон, а также по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
19.05.2014 Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района как заказчиком в адрес исполнителя было направлено решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818.
Принимая решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818, Заказчик указал на то, что в соответствии с условиями муниципального контракта Исполнитель должен был выполнить кадастровые работы в отношении земельных участков, формируемых для последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трёх и более детей для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями, прописанными в муниципальном контракте и Техническом задании, являющемся его неотъемлемой частью, в срок 21 календарный день с момента заключения муниципального контракта.
Однако, ООО "Гео-Центр" по состоянию на 16.05.2014 свои обязательства по муниципальному контракту в срок, не исполнило, в связи с чем, в соответствии с п. 11.1 муниципального контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данный факт является достаточным основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не нарушены положения п. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом следует принять во внимание, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку решение Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района от 19.05.2014 об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта не является ненормативным актом, поскольку принято в рамках обязательственных отношений одной из сторон в сделке, независимо от того, что такой стороной является орган местного самоуправления.
Заявителем оспорен односторонний отказ от исполнения договора. Законность расторжения договора может быть оспорена в порядке искового производства, так как данное дело возникло из гражданских правоотношений.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.10.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 по делу N А57-13124/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта от 25.04.2014 N 0160300003614000066 111818, Заказчик указал на то, что в соответствии с условиями муниципального контракта Исполнитель должен был выполнить кадастровые работы в отношении земельных участков, формируемых для последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трёх и более детей для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями, прописанными в муниципальном контракте и Техническом задании, являющемся его неотъемлемой частью, в срок 21 календарный день с момента заключения муниципального контракта.
Однако, ООО "Гео-Центр" по состоянию на 16.05.2014 свои обязательства по муниципальному контракту в срок, не исполнило, в связи с чем, в соответствии с п. 11.1 муниципального контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данный факт является достаточным основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не нарушены положения п. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2015 г. N Ф06-22915/15 по делу N А57-13124/2014