г. Казань |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А57-17292/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Махмутовой Г.Н., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2014 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Борисова Т.С., Камерилова В.А.)
по делу N А57-17292/2014
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280) о взыскании 10 196 руб. 55 коп. задолженности за период 2013-2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова, 5065 руб. 20 коп. многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова, 10 017 руб. многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова, с участием третьего лица: Комитета по управлению имуществом города Саратова,
УСТАНОВИЛ:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию (далее - МО) "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик), администрации МО "Город Саратов" (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности за период с 01.04.2011 по 31.03.2014 по оплате за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 76 538 руб. 91 коп, многоквартирного дома N 25 по ул.1-я Прокатная г. Саратова в сумме 38 021 руб. 16 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 68 691 руб. 18 коп.
Делу по данному иску был присвоен номер А57-7037/14.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2014 суд по собственной инициативе выделил в отдельное производство требование о взыскании задолженности за период 2013-2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул.1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., всего 25 278 руб. 75 коп.
С учетом этого в рамках настоящего дела N А57-17292/14 рассмотрены исковые требования о взыскании задолженности за период 2013-2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., всего 25 278 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, производство по делу в части требований истца к администрации МО "Город Саратов" прекращено в связи с отказом истца от исковых требований к администрации. С МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскана задолженность в сумме 25 278 руб. 75 коп. за период 2013-2014 годы по оплате за капитальный ремонт общего имущества указанных выше жилых домов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, жилые дома N 2 по ул. Чехова, N 25 по ул. 1-я Прокатная, N 4 по ул. Перспективной в г. Саратове выбрали способ управления в виде товариществ собственников жилья "Чехов", "Техстекло" и "Днепр 2004" соответственно.
Данные дома обслуживаются АТСЖ Ленинского района на основании договоров, в соответствии с которыми товарищества передали ассоциации объекты общего имущества многоквартирных домов, в том числе домов по указанным адресам, для обслуживания и эксплуатации.
МО "Город Саратов" является собственником нежилых помещений: общей площадью 107,9 кв. м в доме N 2 по ул. Чехова, 53,6 кв. м в доме N 25 по ул. 1-я Прокатная, 106 кв. м в доме N 4 по ул. Перспективной.
Ненадлежащее исполнение ответчиком как собственником нежилых помещений в многоквартирных жилых домах обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт указанных выше многоквартирных жилых домов послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Правил N 491 и статьей 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет жилым помещением в этом доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ).
Из пунктов 1 и 2 статьи 153, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 154, статьи 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление).
На основании изложенных норм права собственник жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и расходы по содержанию общего имущества домов. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения, исходя из установленной платы.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Расходы на капитальный ремонт, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
В материалах дела имеются копии протоколов общих собраний собственников помещений спорных домов товариществ от 16.01.2006, 10.01.2006 и 28.04.2006 об определении порядка формирования и утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества дома утверждении договоров с истцом, копии договоров ТСЖ "Чехов", ТСЖ "Техстекло", ТСЖ "Днепр 2004", заключенных с истцом, расчет суммы иска, пояснения к расчету.
Согласно представленному истцом расчету за конкретный период времени общая сумма обязательных платежей, связанных с содержанием нежилых домов: за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова г. Саратова в сумме 10 196 руб. 55 коп., многоквартирного дома N 25 по ул.1-я Прокатная г. Саратова в сумме 5065 руб. 20 коп., многоквартирного дома N 4 по ул. Перспективной г. Саратова в сумме 10 017 руб., составляет 25 278 руб. 75 коп.
В спорной ситуации рассматривается вопрос об обязанности МО "Город Саратов" как собственника спорного имущества ежемесячно нести расходы на его содержание, а также на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с учетом положений действующего законодательства, а не вопрос о выделении товариществу собственников жилья субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Судами установлено, что спорные нежилые помещения являются объектом муниципальной собственности.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 ГК РФ от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Согласно пункту 3.2 Решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Комитет по финансам.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации МО "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета МО "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка ответчика на Положение о порядке предоставления субсидии на ремонт доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденное администрацией города Саратова от 13.02.2012 N 164, признано судом апелляционной инстанции необоснованной.
Постановление N 164 направлено на регулирование лишь предоставления разовых субсидий на ремонт многоквартирного дома, в порядке финансовой помощи, возможность предоставления которой закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на ремонт многоквартирных домов реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на ремонт многоквартирных домов.
Ссылки ответчика на положения пункта 3 статьи 169 Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены.
Названным Федеральным законом были внесены изменения в раздел IX ЖК РФ в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В материалы дела ответчиками представлено постановление Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области".
Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Саратовской области. Срок реализации программы: 2014-2043 годы. Спорные жилые дома включены в вышеуказанную программу.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статья 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статья 170 ЖК РФ).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Следовательно, правомерен вывод суда о том, что в данном случае продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Таким образом, судами правильно применены нормы материального и процессуального права, всесторонне исследованы обстоятельства дела, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных нарушений не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А57-17292/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Названным Федеральным законом были внесены изменения в раздел IX ЖК РФ в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
...
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статья 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статья 170 ЖК РФ).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2015 г. N Ф06-23275/15 по делу N А57-17292/2014