г. Казань |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А65-12041/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя Ганеевой Алсу Энваровны - Ахтямова Р.М., доверенность от 14.04.2015,
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан - Гариповой И.М., доверенность от 19.05.2014,
Министерства финансов Республики Татарстан - Яруллиной А.Р., доверенность от 02.04.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Татарстан, г.Казань, и Государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения", г.Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2014 (судья Гилялов И.Т.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Попова Е.Г.)
по делу N А65-12041/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Ганеевой Алсу Энваровны, г.Казань, к Государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения", г.Казань, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань, соответчик: Республика Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань, третье лицо: Министерство финансов Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ганеева Алсу Энваровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ганеева А.Э.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения" (далее - ответчик-1, ГБУ "Безопасность дорожного движения") и Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - ответчик-2, Министерство транспорта) о признании незаконными действий ГБУ "Безопасность дорожного движения" по взиманию платы и выдаче разрешений на движение транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения или выходит за пределы одного субъекта Российской Федерации; о взыскании с ГБУ "Безопасность дорожного движения" в пользу ИП Ганеевой А.Э. 19 764,25 руб., уплаченных в счет возмещения вреда; о взыскании с ГБУ "Безопасность дорожного движения" в пользу ИП Ганеевой А.Э. 7000 руб., уплаченных в счет оплаты государственной пошлины за выдачу разрешений.
Определением суда от 17 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Татарстан.
Определением суда от 17 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена казна Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан.
Арбитражным судом Республики Татарстан с согласия заявителя произведена замена ненадлежащего соответчика - казны Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан на надлежащего соответчика - Республику Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ принято изменение предмета заявленных требований в следующей редакции: 1) признать действия ГБУ "Безопасность дорожного движения" по взиманию платы с ИП Ганеева А.Э. в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, осуществлявшем перевозку 05 июля 2013 года, 21 апреля 2014 года, 22 апреля 2014 года, 25 апреля 2014 года, 04 мая 2014 года, 08 мая 2014 года, 13 мая 2014 года тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и/или выходящему за пределы одного субъекта Российской Федера-ции незаконными; 2) признать действия ГБУ "Безопасность дорожного движения" по выдаче ИП Ганеевой А.Э. специальных разрешений 16 РТ 0064128 от 05 июля 2013 года, 16 РТ 0038921 от 21 апреля 2014 года, 16 РТ 0031682 от 22 апреля 2014 года, 16 РТ 0036816 от 25 апреля 2014 года, 16 РТ 0031717 от 04 мая 2014 года, 16 РТ 0031731 от 08 мая 2014 года, 16 РТ 0029993 от 13 мая 2014 года на движение транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и/или выходящему за пределы одного субъекта Российской Федерации незаконными; 3) взыскать с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан в пользу ИП Ганеевой А.Э. 19 764,25 руб., уплаченных в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования; 4) взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в пользу ИП Ганеевой А.Э. 7000 руб., уплаченных в счет оплаты государственной пошлины за выдачу разрешений.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 декабря 2014 года заявление удовлетворено частично, действия ГБУ "Безопасность дорожного движения" по взиманию платы с ИП Ганеевой А.Э. в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, осуществлявшем перевозку 21 апреля 2014 года, 22 апреля 2014 года, 25 апреля 2014 года, 04 мая 2014 года, 08 мая 2014 года, 13 мая 2014 года тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и/или выходящему за пределы одного субъекта Российской Федерации, и по выдаче ИП Ганеевой А.Э. специальных разрешений 16 РТ 0038921 от 21 апреля 2014 года, 16 РТ 0031682 от 22 апреля 2014 года, 16 РТ 0036816 от 25 апреля 2014 года, 16 РТ 0031717 от 04 мая 2014 года, 16 РТ 0031731 от 08 мая 2014 года, 16 РТ 0029993 от 13 мая 2014 года на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и/или выходящему за пределы одного субъекта Российской Федерации признаны незаконными.
С Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан за счет средств казны Республики Татарстан в пользу ИП Ганеевой А.Э. взысканы убытки в размере 19 764 руб. 25 коп., связанные с уплатой денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования. С Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в пользу ИП Ганеевой А.Э. взыскано 7000 руб., уплаченных в счет оплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Татарстан просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Республике Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан, ссылаясь на то, что осуществление ГБУ "Безопасность дорожного движения" функций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не свидетельствует о выполнении им государственной функции. Поскольку признаны незаконными действия ГБУ "Безопасность дорожного движения", получателем денежных средств, уплаченных истцом, является данное учреждение. Полагает, что отсутствуют основания для возложения ответственности на казну Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан.
В кассационной жалобе ГБУ "Безопасность дорожного движения" просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. При этом указывает на необходимость применения постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19.11.2010 N 918 "О внесении изменений в постановление кабинета министров Республики Татарстан от 22.09.2008 N 692 "Об утверждении отнесения критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения", согласно которому к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения относятся автомобильные дороги, соединяющие столицу Республики Татарстан - город Казань с административными центрами муниципальных районов Республики Татарстан; соединяющие между собой административные центры муниципальных районов Республики Татарстан; соединяющие автомобильные дороги общего пользования регионального значения между собой и автомобильные дороги общего пользования федерального значения с автомобильными дорогами общего пользования регионального значения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационных жалобах, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, автопоезд, принадлежащий предпринимателю, в составе автоцистерны - БЦМ-169 на базе VOLVO FM TRUCK 6x2, государственный регистрационный знак Р305КЕ/116, и прицепа-цистерны БЦМ-170 государственный регистрационный знак АС1208/16: 1) 05 июля 2013 года следовавший по маршруту г.Альметьевск - г.Казань, взвешен на стационарном пункте весового контроля (СПВК) "Кольцо 2", принадлежащем ГБУ "Безопасность дорожного движения"; 2) 21 апреля 2014 года следовавший по маршруту г.Альметьевск - село Поисево - г.Набережные Челны (Республика Татарстан) (путевой лист от 19 апреля 2014 года) взвешен на СПВК N 8 "Актаныш", принадлежащем ГБУ "Безопасность дорожного движения"; 3) 22 апреля 2014 года следовавший по маршруту г.Альметьевск (Республика Татарстан) - г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл) (путевой лист от 19 апреля 2014 года) взвешен на СПВК "Чистополь-1", принадлежащем ГБУ "Безопасность дорожного движения"; 4) 25 апреля 2014 года следовавший по маршруту г.Альметьевск (Республика Татарстан) - Набережные Челны - г.Йошкар-Ола п.г.т.Советский (Республика Марий Эл) (путевой лист от 23 апреля 2014 года) взвешен на СПВК N 14 "Русский Акташ-1", принадлежащем ГБУ "Безопасность дорожного движения"; 5) 04 мая 2014 года следовавший по маршруту г.Альметьевск (Республика Татарстан) - Набережные Челны - г.Йошкар-Ола п.г.т.Шелангер (Республика Марий Эл) (путевой лист от 04 мая 2014 года) взвешен на СПВК "Чистополь-1", принадлежащем ГБУ "Безопасность дорожного движения"; 6) 08 мая 2014 года следовавший по маршруту г.Альметьевск (Республика Татарстан) - г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл) (путевой лист от 08 мая 2014 года) взвешен на СПВК "Чистополь-1", принадлежащем ГБУ "Безопасность дорожного движения"; 7) 13 мая 2014 года следовавший по маршруту г.Альметьевск (Республика Татарстан) - г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл) (путевой лист от 11 мая 2014 года), взвешен на СПВК "Чистополь-1", принадлежащем ГБУ "Безопасность дорожного движения".
Работниками ГБУ "Безопасность дорожного движения" на СПВК были проведены расчеты сумм размеров вреда, причиненного автодороге указанным автопоездом по маршрутам следования на общую сумму 19 764,25 руб. и выданы специальные разрешения на движение транспортного средства: 1) 16 РТ 0064128 от 05 июля 2013 года; 2) 16 РТ 0038921 от 21 апреля 2014 года; 3) 16 РТ 0031682 от 22 апреля 2014 года; 4) 16 РТ 0036816 от 25 апреля 2014 года; 5) 16 РТ 0031717 от 04 мая 2014 года; 6) 16 РТ 0031731 от 08 мая 2014 года; 7) 16 РТ 0029993 от 13 мая 2014 год.
Не согласившись с действиями учреждения по взиманию платы и выдаче соответствующих разрешений, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п.2); в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации (п.3).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Частью 2.1 данной статьи установлено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 31 мая 2013 года N 372 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения. Пунктами 3, 4 данного порядка установлено, что временные ограничение или прекращение движения вводятся на основании распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения); акт о введении ограничения принимается, в частности, для автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги регионального значения) - кабинетом министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 14 марта 2013 года N 164 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан в 2013 году" (п.1) введено, в том числе, в период с 20 мая по 31 августа 2013 года временное ограничение движения для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан с асфальтобетонным покрытием при значениях дневной температуры воздуха свыше 32°С согласно данным, предоставляемым в установленном порядке федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан". При этом пунктом 2 данного постановления установлены на данный период следующие предельно допустимые нагрузки на каждую ось транспортного средства при: одиночной оси - 6,0 тонны; двухосной тележке - 5,0 тонны; трехосной тележке - 4,0 тонны.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15 марта 2014 года N 155 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан в 2014 году" (п.1) введено: в период с 15 апреля по 14 мая 2014 года временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан с превышением установленных пунктом 2 настоящего постановления предельно допустимых нагрузок на оси (далее - временное ограничение движения в весенний период); в период с 20 мая по 31 августа 2014 года временное ограничение движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан с асфальтобетонным покрытием при значениях дневной температуры воздуха свыше 32°С согласно данным, предоставляемым в установленном порядке федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" (далее - временное ограничение движения в летний период).
Пунктом 2 данного постановления на летний период установлены следующие значения предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства для одиночной оси - 6,0 тонн, двухосной тележки - 5,0 тонн, трехосной тележки - 4,0 тонны.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, осуществляется: 1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации; 2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных, в частности, пунктами 1, 2 части 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ, за выдачу указанного выше специального разрешения уплачивается государственная пошлина.
Таким образом, если маршрут проходит по дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации с взиманием им государственной пошлины.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения (пункт 1 части 9 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 (далее - Правила возмещения вреда), внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения (пункт 3 Правил возмещения вреда).
Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 928 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, судебные инстанции пришли к выводу о том, что у ГБУ "Безопасность дорожного движения" отсутствовали полномочия по взиманию с заявителя государственной пошлины и платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, осуществлявшем перевозку 05 июля 2013 года, 21 апреля 2014 года, 22 апреля 2014 года, 25 апреля 2014 года, 04 мая 2014 года, 08 мая 2014 года, 13 мая 2014 года тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и/или выходящему за пределы одного субъекта Российской Федерации, и по выдаче разрешений 16 РТ 0038921 от 21 апреля 2014 года, 16 РТ 0031682 от 22 апреля 2014 года, 16 РТ 0036816 от 25 апреля 2014 года, 16 РТ 0031717 от 04 мая 2014 года, 16 РТ 0031731 от 08 мая 2014 года, 16 РТ 0029993 от 13 мая 2014 года на движение транспортных средств, осуществляющих движение по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения, установив, что учреждением взимание им с заявителя государственной пошлины и платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, и последующая выдача заявителю специального разрешения не соответствуют требованиям Федерального закона N 257-ФЗ, постановлениям Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928, от 16 ноября 2009 года N934, постановлению кабинета министров Республики Татарстан от 15 марта 2014 года N 155.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций, поскольку данные действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В то же время судебные инстанции, установив, что заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование действий по взиманию платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, осуществлявшем перевозку 05 июля 2013 года и по выдаче разрешения 16 РТ 0064128 от 05 июля 2013 года, правомерно в данной части отказали в удовлетворении заявленных требований, учитывая, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин такого пропуска индивидуальными предпринимателями заявлено не было.
Поскольку пропуск срока обжалования, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, в отсутствие уважительных причин, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий ответчика-1 по взиманию платы с заявителя в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, осуществлявшем перевозку 05 июля 2013 года, и выдаче специального разрешения 16 РТ 0064128 от 05 июля 2013 года, судебные инстанции заявленные требования в данной части обоснованно оставили без удовлетворения.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению.
Лицо, право которого нарушено, в соответствии со статьей 15 ГК РФ может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с указанной нормой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков (упущенной выгоды), предусмотренных статьями 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ, истцом должны быть доказаны противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и понесенными истцом убытками, размер убытков, возникших у истца в связи с противоправным поведением причинителя вреда.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех указанных элементов деликтной ответственности в совокупности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий ответственности исключает применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 26 декабря 2012 года N 1155 "О государственном бюджетном учреждении "Безопасность дорожного движения" утвержден устав данного учреждения.
В соответствии с пунктом 2.1 устава указанное учреждение создано в целях обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатационных качеств автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог.
Для осуществления основных видов деятельности учреждение выполняет предусмотренные пунктом 2.3 устава функции, в частности: взвешивание автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан на соответствие установленным нормативным параметрам (по общей массе или нагрузке на каждую ось); проведение расчетов и возмещения причиняемого вреда при проезде автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, по дорожным сооружениям и автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан; выдачу разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан, во взаимодействии с владельцем автомобильных дорог и органами государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел по Республике Татарстан в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.
Данные полномочия вытекают из полномочий субъекта Российской Федерации по временному ограничению или прекращению движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения либо по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (статьи 30-31 Федерального закона N 257-ФЗ). Следовательно, осуществляемые ГБУ "Безопасность дорожного движения" полномочия, связанные с реализацией полномочий Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации, предоставленных субъекту Российской Федерации Федеральным законом N 257-ФЗ, являются властными государственными полномочиями.
Пунктом 3 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19 сентября 2002 года N 551 установлено, что денежные средства, получаемые от возмещения вреда с владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Республике Татарстан, зачисляются на специальные счета министерства финансов Республики Татарстан. Факт зачисления указанных сумм, полученных ответчиком-1 от заявителя, на специальные счета министерства финансов Республики Татарстан подтверждаются материалами дела, в частности, кассовыми чеками (суточные отчеты контрольно-кассовой техники), платежными квитанциями ответчика-1 о перечислении платежей за вред при перевозке тяжеловесного груза.
Следовательно, является правомерным вывод судебных инстанций о том, что вред, причиненный незаконными действиями ответчика-1 в рамках выполнения им от имени Республики Татарстан властных государственных полномочий, подлежит возмещению Республикой Татарстан.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
В статье 158 (подпункт 1 пункта 3) Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих органов, от имени казны субъекта РФ выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ по ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 3.3 Положения о Министерстве финансов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 06 июля 2005 года N 323 "Вопросы Министерства финансов Республики Татарстан", Министерство финансов Республики Татарстан осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ обязанность по возмещению вреда в рассматриваемом случае не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина, в отсутствие иного главного распорядителя средств бюджета Республики Татарстан, на основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Республики Татарстан в данном случае выступает министерство финансов Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах требование заявителя о взыскании с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан убытков в размере 19 764,25 руб., уплаченных в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, обоснованно удовлетворено судебными инстанциями за счет казны Республики Татарстан.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводом судебных инстанций об удовлетворении требования о взыскании с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан государственной пошлины в размере 7000 руб., уплаченных за выдачу разрешений на движение транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза.
Из материалов дела судебными инстанциями установлено, что поступившие ГБУ "Безопасность дорожного движения" от заявителя суммы государственной пошлины в сумме 7 000 руб. поступили на счет Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Согласно приложению 6 к Закону Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан является главным администраторов дохода бюджета в части государственной пошлины за выдачу органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в бюджеты субъектов Российской Федерации (код бюджетной классификации 712 1 08 07172 01 0000 110).
Следовательно, государственная пошлина за выдачу разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза в размере 7000 руб., уплаченная заявителем, подлежит взысканию с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в пользу заявителя.
Доводы кассационной жалобы Министерства финансов Республики Татарстан о том, что в сумму взыскании 19 764,25 руб. включены платежи, в отношении которых Арбитражным судом Республики Татарстан применен трехмесячный срок обжалования, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, и отказано в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий ГБУ "Безопасность дорожного движения" по взиманию платы с заявителя в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, осуществлявшем перевозку 05.07.2013 и выдаче специального разрешения 16 РТ 0064128 от 05.07.2013, не являются безусловным основанием для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, так как данный вопрос может быть разрешен в порядке статей 178, 179 АПК РФ путем подачи соответствующего заявления.
Доводы, влияющие на законность обжалуемых судебных актов и являющиеся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ для их отмены, в кассационной жалобе не усматриваются.
С учетом изложенного судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Оценка имеющихся в деле доказательств, произведена арбитражными судами в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ.
Основания для переоценки доказательств по делу, исследование которых в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ привело суды к выводам об установлении вышеприведенных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу N А65-12041/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
В статье 158 (подпункт 1 пункта 3) Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих органов, от имени казны субъекта РФ выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ по ведомственной принадлежности.
...
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ обязанность по возмещению вреда в рассматриваемом случае не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина, в отсутствие иного главного распорядителя средств бюджета Республики Татарстан, на основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Республики Татарстан в данном случае выступает министерство финансов Республики Татарстан."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2015 г. N Ф06-22569/13 по делу N А65-12041/2014