г. Казань |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А55-7879/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Исаева В.Н., доверенность от 12.05.2015,
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Пески") - Исаева В.Н., доверенность от 12.05.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Макс" на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.) по делу N А55-7879/2013
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара (ОГРН 1066315051824) к обществу с ограниченной ответственностью "Макс", г. Самара (ОГРН 1036300886896) о взыскании неосновательного обогащения и процентов, третьи лица: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Пески", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Макс" (далее - ответчик, ООО "Макс", общество) о взыскании 49 615 784 руб. 95 коп., в том числе неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 22.01.2007 по 31.12.2012 в размере 43 641 779 руб. 99 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.04.2007 по 31.12.2012 в размере 5 974 005 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 решение отменено. По делу принят новый судебный акт. Исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Макс" в пользу Министерства взыскано неосновательное обогащение за период с 12.04.2010 по 31.12.2012 в размере 31 954 972,11 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 12.04.2010 по 31.12.2012 в размере 2 368 489,20 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. С ООО "Макс" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в размере 138 357,03 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, ввиду неполноты исследования всех обстоятельств дела.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Самарской области установил, что спорный земельный участок находится в составе земель лесного фонда и полномочным органом, имеющим право на распоряжение названным участком, является Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, и решением от 13.10.2014 в удовлетворении иска отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 отменено, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ООО "Макс" в пользу Министерства неосновательное обогащение в размере 1 215 191 руб. 80 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 119 255 руб. 72 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество и Министерство обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
При этом ООО "Макс" просит постановление суда апелляционной инстанции от 27.01.2014 отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Общество ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции требований статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда и отсутствие у истца полномочий на распоряжение названным участком был установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15670/2011, между теми же лицами и не нуждался в доказывании по настоящему делу, а также по другим делам, в том числе с участием общества с ограниченной ответственностью "Пески" (N А55-4337/2011, N А55-25652/2013, N А55-13209/2010), из которых следует, что спорный земельный участок в составе квартала 76, расположенного по адресу: г. Самара, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" находится в составе земель лесного фонда и органом, имеющим полномочия по распоряжению данным земельным участком, является Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области; на Приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 30.12.2008 N 435, которым подтверждается нахождение Самарского лесничества, куда входит спорный земельный участок, в пределах границ земель лесного фонда, а не земель иных категорий, к которым на территории Самарской области отнесено только Тольяттинское лесничество; признание в судебном порядке незаконными действий по изготовлению лесных планов 2008 г., установленное в рамках дела N А55-15555/2008, не свидетельствует об исключении данных земельных участков из состава земель лесного фонда, общество не привлекалось к участию в рассмотрении названного спора и т.д.
Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в своей кассационной жалобе просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
До начала рассмотрения кассационных жалоб по существу от Министерства поступило заявление о замене истца по делу в порядке процессуального правопреемства на администрацию городского округа Самара.
Заявление мотивировано тем, что после принятия оспариваемых судебных актов, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара, с 01.03.2005 на основании Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД осуществляются органами местного самоуправления городского округа Самара.
Выслушав мнение представителя ответчика и третьего лица, полагавшего оставить рассмотрение ходатайства на усмотрение суда, судебная коллегия приходит к необходимости его отклонения, поскольку передача распорядительных функций иному лицу не влечет процессуального правопреемства в порядке статьи 48 АПК РФ.
Кроме этого, Министерство заявило ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до рассмотрения и размещения на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет судебного акта по делу N А12-1426/2014, которым будет дано толкование норм, подлежащих применению при рассмотрении указанного дела.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.
Рассмотрение одного дела до разрешения другого следует признать невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют существенное значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу.
Поскольку в рамках настоящего дела не усматривается обстоятельств, подлежащих установлению при разрешении другого дела в арбитражном суде, суд кассационной инстанции считает, что основания для приостановления производства по кассационной жалобе отсутствуют, следовательно, ходатайство подлежит отклонению.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика и ООО "Пески", обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 13.10.2014, исходя из следующего.
Как установлено судом, ответчику принадлежит на праве собственности объект недвижимости: клуб-столовая площадью 268,6 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.01.2007 серия 63-АВ 364484, выпиской из ЕГРП от 30.03.2013.
Также ответчику на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежит объект недвижимости: артезианская скважина, глубина 25 м, расположенная по тому же адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.02.2007 серия 63-АВ 380488. При этом 1/2 доли артезианской скважины принадлежит ООО "Пески".
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 10 866 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0801001:611, по адресу: г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор", который сформирован с разрешенным использованием: занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией и поставлен на кадастровый учет 24.11.2010. Согласно уведомлению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" указанный земельный участок аннулирован в государственном кадастре недвижимости 04.12.2012.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23.05.213 N 340 утверждена схема расположения земельного участка площадью 10 866 кв. м, занимаемого базой отдыха, относящегося к категории земель населенных пунктов, в пределах территории зоны природных ландшафтов (р-3) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, по адресу: Самарский район остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор". 12.07.2013 земельный участок вновь поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером 63:01:0801001:929 с разрешенным использованием: занимаемый базой отдыха, что подтверждается кадастровым паспортом от 15.07.2013.
Факт использования ответчиком земельного участка площадью 10 866 кв. м подтверждается актом осмотра земельного участка от 13.05.2013, а также его заявлением от 03.04.2012 в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду для использования под базу отдыха, с приложением градостроительного обоснования размера и вида использования.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 06.06.2013 сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок отсутствуют.
Истец, указывая, что ответчик с момента государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости использует спорный земельный участок без оформления в установленном порядке надлежащих прав, не производя при этом оплату за пользование данным земельным участком, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, доказательств перевода земель спорного участка лесного фонда в земли поселений в материалы дела не представлено, а факт нахождения лесного участка в составе административных границ городского округа Самара не является достаточным основанием для возникновения права распоряжения им Министерством имущественных отношений Самарской области. При этом суд исходил из установленных обстоятельств по делам Арбитражного суда Самарской области N А55-4337/2011, N А55-25652/2013, N А55-13209/2010, N А55-15670/2011.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что судом при новом рассмотрении дела в нарушение статьи 289 АПК РФ не принято во внимание толкование закона, изложенное в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2014 об отмене решения и постановления суда первой и апелляционной инстанций, которое обязательно для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, из которого следует, что уполномоченным органом по распоряжению спорным участком является Министерство.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести их к землям населенных пунктов, полномочиями по распоряжению которыми наделено Министерство со ссылкой на аналогичную позицию, высказанную судом кассационной инстанции в судебных актах по делам N А55-32358/2012, N А55-13445/2013.
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции при отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения о частичном удовлетворении исковых требований, не приняты во внимание обстоятельства данного конкретного дела и обстоятельства, установленные по делам Арбитражного суда Самарской области N А55-4337/2011, N А55-25652/2013, N А55-13209/2010, N А55-15670/2011, на которые правомерно ссылался суд первой инстанции при отказе в удовлетворении исковых требований.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
То есть, расположение спорного участка в границах городской черты городского округа Самара, не исключает отнесение спорного участка к лесным землям.
В соответствии с определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.01.2007 N 15355/06 по смыслу статей 7,8 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" с учетом изменений, внесенных статьями 25 и 33 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы земель населенных пунктов не влечет за собой прекращение права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Вместе с тем, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 30.12.2008 N 435 прямо установлено, что к лесничествам, относящимся к землям иных категорий в Самарской области относится только Тольяттинское лесничество, а остальные 17 лесничеств, в том числе Самарское, находятся на землях лесного фонда. Данным Приказом, принятом на федеральном уровне, установлены границы согласно Приложению к нему, из которого прямо следует, что Самарское лесничество расположено на землях лесного фонда.
Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда. Аналогичный порядок был предусмотрен и ранее действующим пунктом 5.2.7. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" для перевода земель лесного фонда в другую категорию необходим акт Правительства Российской Федерации.
Распоряжения Правительства РФ о переводе земель лесного фонда, расположенных в границах городского округа Самара, в земли иных категорий до настоящего времени не принималось.
Закон Самарской области от 25.02.2005 N 61-ГД "Об установлении границ городского округа Самара Самарской области" согласование о включении лесных участков в земли населенных пунктов, в том числе спорного участка Самарского лесничества, с Федеральным агентством лесного хозяйства РФ не проходил.
Доказательств перевода земель спорного участка лесного фонда в земли поселений в материалах дела отсутствуют.
Суд правомерно указал, что сам по себе факт нахождения лесного участка в составе административных границ городского округа Самара, не является достаточным основанием для возникновения права на распоряжение им у Министерства имущественных отношений Самарской области.
Положением о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, к полномочиям данного органа отнесено предоставление в аренду лесных участков, заключение соответствующих договоров аренды, в том числе проведение аукционов по продаже права на заключение таких договоров.
Следовательно, в компетенцию Министерства имущественных отношений Самарской области не входит распоряжение спорным лесным участком.
Данному обстоятельству неоднократно давалась правовая оценка судебными инстанциями и по делам N А55-13209/2010, А55-4337/2011.
Решением Арбитражного суда от 09.12.2011 по делу N А55-15670/2011, оставленным без изменений Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 по иску ООО "Макс" к Министерству имущественных отношений Самарской области, о признании незаконным отказа N 12-1/0783/11-е от 19.05.2011 в не предоставлении в собственность земельного участка 10 886 кв.м., расположенного по адресу: Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, в иске отказано.
Суд, отказывая в иске, исходил из того, что факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства Самарского лесничества, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением губернатора Самарской области 31.12.2008 N 149, а само по себе нахождение лесного участка в составе административных границ городского округа Самара, не является достаточным основанием для возникновения права на распоряжение им у Министерства имущественных отношений Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2012 по делу N А55-15670/2011 в удовлетворении заявления ООО "Макс" о пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2011 года по делу N А55-15670/2011 по вновь открывшимся обстоятельствам отказано. В обоснование своих доводов, заявитель указывал, что в соответствии с Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством исключены в государственном лесном реестре, из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда и отражены как лесные участки на землях иных категорий. После вступления в законную силу Постановления Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 были также прекращены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним разделы по лесным участкам Самарского лесничества.
Судом учтено, что при рассмотрении дела N А55-15670/2011 в апелляционной инстанции заявитель ссылался на Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 N А55-15555/2008 и судом дана оценка данному обстоятельству. Приведенные заявителем обстоятельства не содержат данных о том, что материалы лесоустройства Самарского лесничества испрашиваемого заявителем земельного участка отмены либо признаны незаконными судебными актами, в том числе принятыми по делу N А55-15555/2008.
Таким образом судом был подтвержден факт нахождения испрашиваемого ООО "Макс" земельного участка площадью 10 866 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0801001:611 по адресу: г.Самара Самарский район остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор", в составе земель лесного фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2011 по делу N А55-4337/2011 от 27.08.2014 по делу N А55-25652/2013 относительно правового положения квартала 76.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, судебные акты по делу N А55-15670/2011 были приняты с участием тех же сторон, что и в настоящем деле, а по делам N А55-4337/2011 и N А55-25652/2013 с участием ООО "Пески", который участвует в настоящем деле в качестве третьего лица, являясь наряду с ООО "Макс", собственником _ доли в общей долевой собственности объектов, расположенных на указанном земельном участке.
В Постановлении от 21.12.2011 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу (статья 90 УПК РФ, статья 61 ГПК РФ, статья 69 АПК РФ). В данном основании для освобождения от доказывания проявляется преюдициальность как свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены ее прерогативами.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О, от 20.02.2014 N 259-О, от 25.09.2014 N 2200-О, от 25.09.2014 N 2258-О, от 06.11.2014 N 2528-О).
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ООО "Макс" в пользу Министерства неосновательного обогащения и процентов с учетом доказанности факта нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда и отсутствия у Министерства полномочий по распоряжению указанными землями, что в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ не подлежало доказыванию вновь при рассмотрении арбитражными судами настоящего дела с участием тех же лиц, является законным и обоснованным.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции, при данных конкретных обстоятельствах, с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по вышеуказанным делам, отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и взыскания с ответчика неосновательного обогащения и процентов.
При названных обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции принято при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу N А55-7879/2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Следовательно, в системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О, от 20.02.2014 N 259-О, от 25.09.2014 N 2200-О, от 25.09.2014 N 2258-О, от 06.11.2014 N 2528-О)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2015 г. N Ф06-23345/15 по делу N А55-7879/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23345/15
27.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17919/14
13.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7879/13
17.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9321/14
08.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9321/14
11.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4346/13
27.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17776/13
19.08.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7879/13