г. Казань |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А06-5412/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Борисова Т.С., Дубровина О.А.)
по делу N А06-5412/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр", Астраханская область, г. Ахтубинск (ИНН 3001730012, ОГРН 1103022000036) к Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), войсковой части 19196, Астраханская область, г. Ахтубинск (ИНН 3001008150, ОГРН 1023000508497), открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление", г. Москва (ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412) о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации 165 262 руб. 45 коп. неосновательного обогащения, 5680 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, о взыскании с войсковой части 19196 525 891 руб. 01 коп. неосновательного обогащения, 18 077 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 2605 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, 89 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр" (далее - ООО УК "Центр", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском с учетом его уточнения и ходатайств о замене первоначального ответчика (Территориального управления Росимущества), привлечении к участию в деле в качестве ответчиков войсковой части 19196 и открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ") о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ) 165 262 руб. 45 коп. неосновательного обогащения, 5680 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); с войсковой части 19196 взыскании 525 891 руб. 01 коп. неосновательного обогащения, 18 077 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. При недостаточности денежных средств у основного должника взыскать указанные суммы задолженности с Российской Федерации в лице МО РФ; взыскании с Российской Федерации в лице МО РФ 2605 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, 89 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, с ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ в пользу ООО УК "Центр" взыскано 165 262 руб. 45 коп. неосновательного обогащения, 5680 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. При недостаточности денежных средств основного должника постановлено взыскать указанные средства с Российской Федерации в лице МО РФ.
С войсковой части 19196 в пользу ООО УК "Центр" взыскано 525 891 руб. 01 коп. неосновательного обогащения, 18 077 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
С Российской Федерации в лице МО РФ в пользу ООО УК "Центр" взыскано 2605 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, 89 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В остальной части иска отказано.
В отношении исковых требований к ОАО "РЭУ" производство по делу прекращено в связи с отказам истца от иска к данному ответчику.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МО РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, как незаконные.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ ссылается на то, что не является собственником нежилых помещений, указанных в иске; договоры теплоснабжения ни с одним из ответчиков не были заключены, счета на оплату теплоэнергии никому не выставлялись.
МО РФ в кассационной жалобе указывает, что истцом не доказан факт оказания ответчикам услуги по теплоснабжению в спорном периоде, объем поставленной энергии и факт его приемки ответчиками.
До принятия постановления по кассационным жалобам от МО РФ поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное необходимостью участия представителя в судебных заседаниях в другом суде по другим делам.
Рассмотрев ходатайство, судебная коллегия не усмотрела оснований для его удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между муниципальным учреждением "Отдел имущественных отношений и землепользования администрации МО "Город Ахтубинск" (арендодатель) и ООО УК "Центр" (арендатор) заключен договор аренды имущества от 30.08.2010 N 42/10, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество и инженерные коммуникации, находящиеся в муниципальной собственности города Ахтубинск Астраханской области, предназначенное для оказания услуг в сфере теплоснабжения. Срок аренды с 30.08.2010 по 29.08.2015.
Истец с 01.01.2013 по 17.04.2014 включительно поставлял через присоединенную сеть тепловую энергию (отопление) в следующие нежилые помещения: с кадастровым номером 30:01:150102:4976 площадью 322 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 070; с кадастровым номером 30:01:150102:2430, магазин площадью 381,5 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 069; с кадастровым номером 30:01:150102:4964 площадью 119,7 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 071; с кадастровым номером 30:01:150101:1359 площадью 73,5 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 03 "б"; с кадастровым номером 30:01:150101:3066 площадью 86 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07; с кадастровым номером 30:01:150103:313 площадью 50 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Агурина, дом 17, пом. 079; с кадастровым номером 30:01:150102:1678 площадью 136,4 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112; с кадастровым номером 30:01:150101:2533 площадью 6,1 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 054; с кадастровым номером 30:01:150102:4841 площадью 272,7 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038; с кадастровым номером 30:01:150101:2543 площадью 176,6 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 14, помещение 022.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4976 площадью 322 кв. м по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 070; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:2430, магазин, площадью 381,5 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 069; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4964 площадью 119,7 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 071; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:1359 площадью 73,5 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 03 "б"; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066 площадью 86 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150103:313 площадью 50 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Агурина, дом 17, пом. 079; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678 площадью 136,4 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841 площадью 272,7 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:2543 площадью 176,6 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 14, помещение 022 на праве оперативного управления принадлежали войсковой части 19196.
С 25.02.2013 нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066 площадью 86 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841 площадью 272,7 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678 площадью 136,4 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112 на праве оперативного управления принадлежат ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ.
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером 30:01:150101:2533 площадью 6,1 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 054 является Российская Федерация, данное помещение не содержит обременений.
Постановлением Главы администрации МО "Город Ахтубинск" от 24.11.2008 N 836 установлены нормативы отопления для населения МО "Город Ахтубинск", согласно которым с 01.01.2009 норматив отопления для населения МО "Город Ахтубинск" установлен в размере 0,0146 Гкал на 1 кв. м в месяц из расчета на 12 месяцев.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 31.10.2012 N 116 "О тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр" установлены тарифы на тепловую энергию с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 1 178 руб. 34 коп. за ед. Гкал и с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 1346 руб. 94 коп. за ед. Гкал.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 13.12.2013 N 197 "О тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр" установлены тарифы на тепловую энергию с 01.01.2014 по 31.12.2014 - 1346 руб. 94 коп. за ед. Гкал и с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 1402 руб. 17 коп. за ед. Гкал.
На основании приказов ООО УК "Центр" отопительный сезон 2012-2013 начат 24.10.2012, закончен 17.04.2013; отопительный сезон 2013-2014 начат с 06.10.2013 и закончен 18.04.2014.
Поскольку ответчики с 01.01.2013 по 17.04.2014 оплату за поставку тепловой энергии не произвели, истец обратился суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В силу части 6 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Порядок заключения и исполнения такого договора установлен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" указано, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Таким образом, как правильно указано судами, отсутствие между сторонами в спорном периоде письменного договора не освобождает ответчиков от обязанности оплатить фактически потребленную тепловую энергию.
Судами установлено, что в помещениях, принадлежащих ответчикам, отсутствуют приборы учета тепловой энергии.
Расчет стоимости тепловой энергии произведен истцом исходя из нормативной потребности тепловой энергии на год, установленных постановлением Главы администрации МО "Город Ахтубинск" от 24.11.2008 N 836 "Об установлении норматива отопления для населения МО "Город Ахтубинск" и тарифов, установленных для ООО УК "Центр" Службой по тарифам Астраханской области в постановлениях от 31.10.2012 N 116 "О тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр" от 13.12.2013 N 197 "О тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр".
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из диспозиции нормы статьи 1102 ГК РФ следует, что в предмет доказывания по иску о взыскании стоимости неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, и размер взыскиваемой суммы.
В рассматриваемом случае под неосновательным обогащением следует признать стоимость принятых ответчиками услуг по теплоснабжению (отоплению).
Истец с 01.01.2013 по 17.04.2014 включительно поставлял через присоединенную сеть тепловую энергию (отопление) в нежилые помещения, расположенные в г. Ахтубинске Астраханской области по адресам: ул. Жуковского, дом 24, помещение 070; магазин, ул. Жуковского, дом 24, помещение 069; ул. Жуковского, дом 24, помещение 071; ул. Циолковского, дом 8, помещение 03 "б"; ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07; ул. Агурина, дом 17, пом. 079; ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112; ул. Циолковского, дом 8, помещение 054; ул. Нестерова, дом 6, помещение 038; ул. Сталинградская, дом 14, помещение 022.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указанные выше помещения являются собственностью Российской Федерации в лице МО РФ и располагаются в многоквартирных жилых домах.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
Доводы ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ о том, что оно не является собственником данных помещений, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества перечисленные в исковом заявлении нежилые помещения на праве оперативного управления принадлежат войсковой части 19196.
С 25.02.2013 нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066, площадью 86 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841 площадью 272,7 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678 площадью 136,4 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112 на праве оперативного управления принадлежат ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ.
Помещение с кадастровым номером 30:01:150101:2533 площадью 6,1 кв. м по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 054 в оперативное управление никому не передано.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ оперативное управление наряду с правом собственности является вещным правом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (абзац пятый пункта 1 статьи 216 ГК РФ, абзац второй пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно положениям статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязательство по оплате у Войсковой части N 19196 и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ возникло с момента возникновения права оперативного управления на нежилые помещения.
Доводы МО РФ о том, что истцом не представлены надлежащие доказательства бездоговорного потребления ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ тепловой энергии в спорный период, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены, поскольку факт оказания услуг подтверждается актами о бездоговорном потреблении услуг теплоснабжения.
Согласно расчету истца задолженность ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ составляет 165 262 руб. 45 коп., задолженность войсковой части 19196 составляет 525 891 руб. 01 коп., задолженность Российской Федерации в лице МО РФ составляет 2605 руб. 66 коп.
Расчет задолженности проверен судами и признан правильным.
Доводы ответчиков о том, что истцом не направлялись счета для оплаты, судами обоснованно отклонены, поскольку неполучение счетов от ресурсоснабжающей организации не освобождает собственников помещений от оплаты за услуги отопления.
Кроме того, из пояснений представителя истца и актов о бездоговорном потреблении услуг следует, что помещения, принадлежащие ответчикам, закрыты, не используется, а потому установить лиц, которым принадлежат эти помещения, было невозможно.
Указанные факты стали известны истцу только после направления запросов в Управление Федеральной регистрационной службы по Астраханской области о правах на помещения.
Кроме того, сам факт поставки тепловой энергии в спорном периоде ответчики не оспорили, доказательств поставки тепловой энергии в спорные помещения иной организацией, а не истцом, материалы дела не содержат, а сам факт отсутствия договорных отношений не освобождает от обязанности по оплате потребленного энергоресурса.
С учетом изложенного заявленные требования в части взыскания задолженности и соответствующих процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2014 по 30.09.2014 по ставке рефинансирования 8,25% годовых обоснованно удовлетворены судом с соответствующих ответчиков.
В качестве субсидиарного должника истцом указана Российская Федерация в лице МО РФ. В случае недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ и с войсковой части 19196 истец просил взыскать задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами с Российской Федерации в лице МО РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Статьей 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83), вступившим в действие с 01.01.2011, в статью 120 ГК РФ внесены изменения.
Согласно данным изменениям бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно статье 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
На основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к собственникам - публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени публично-правого образования главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Таким образом, субсидиарный должник не имеет своих (самостоятельных) обязательств перед кредитором, а несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение обязательств основным должником.
В соответствии с пунктами 9, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, МО РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МО РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
С учетом изложенного субсидиарная ответственность по долгам учреждения обоснованно возложена на Российскую Федерацию в лице МО РФ за счет средств казны.
Судами также обоснованно признано, что Российская Федерация в лице МО РФ не может являться и субсидиарным ответчиком при отсутствии денежных средств у войсковой части 19196, являвшейся федеральным государственным учреждением.
Согласно положениям Федерального закона N 83-ФЗ в период после 01.01.2011 право кредитора на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения может быть ограничено только в случае доказанности осуществления процедуры реорганизации и, как следствие, изменения вида соответствующего бюджетного учреждения, а также наделения данного бюджетного учреждения правом собственности на все принадлежащее ему имущество, которым учреждение должно отвечать по своим обязательствам.
Как установлено судами, Командующим войсками Южного военного округа 07.02.2012 издан приказ о ликвидации войсковой части 19186.
Запись о том, что войсковая часть находится в процессе ликвидации, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19.04.2012.
Таким образом, войсковая часть 19196 не реорганизована в федеральное казенное учреждение и оснований для применения субсидиарной ответственности к Российской Федерации в лице МО РФ за неисполнение денежных обязательств указанным учреждением не имеется.
Судебные акты в этой части лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Ответчиками не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в спорном периоде собственник нежилого помещения не пользовался услугами истца, либо доказательства самостоятельного несения затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома, равно как и не представлено доказательств оказания услуг иными лицами.
Приведенные в кассационных жалобах доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с главой 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А06-5412/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000 рублей.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 9, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, МО РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МО РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
...
Согласно положениям Федерального закона N 83-ФЗ в период после 01.01.2011 право кредитора на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения может быть ограничено только в случае доказанности осуществления процедуры реорганизации и, как следствие, изменения вида соответствующего бюджетного учреждения, а также наделения данного бюджетного учреждения правом собственности на все принадлежащее ему имущество, которым учреждение должно отвечать по своим обязательствам.
...
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А06-5412/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2015 г. N Ф06-23938/15 по делу N А06-5412/2014
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2163/20
25.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23938/15
24.02.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-580/15
08.12.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5412/14