г. Казань |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А65-16561/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии представителя заявителя - Крупиной Л.В. (доверенность от 04.05.2015)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу кооператива "Лодочная станция "Якорь"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2014 (судья Юшков А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Романенко С.Ш., Николаева С.Ю.)
по делу N А65-16561/2014
по заявлению кооператива "Лодочная станция "Якорь", г. Казань (ОГРН 1021603624470; ИНН 1660024338), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки от 18.04.2014 N РКФ-16/13-2014-561 и понуждении аннулировать сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 в размере 5 660,30 руб. за 1 кв.м и кадастровой стоимости, составляющей 73 017 870 руб.; при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
УСТАНОВИЛ:
кооператив "Лодочная станция "Якорь" (далее - КЛС "Якорь", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан) об исправлении технической ошибки от 18.04.2014 г. N РКФ-16/13-2014-561 и понуждении аннулировать сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 660,30 руб. за 1 кв.м и кадастровой стоимости, составляющей 73 017 870 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 05.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
КЛС "Якорь", не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель кооператива, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, КЛС "Якорь" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 12 900 кв.м с кадастровым номером 16:50:000000:71, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, п.г.т. Торфяной, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под лодочную станцию, на основании постановления главы администрации г.Казани от 19.07.1999, государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 20.09.1999 N РТ-50-016545, о чем 30.07.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан 10.12.2013 была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке 16:50:000000:71, о чем был составлен протокол выявления технической ошибки N ТО-16/17/2013-6065.
Согласно протоколу от 10.12.2013 N ТО-16/17/2013-6065 в базе государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) было выявлено, что в состав единого землепользования с кадастровым номером 16:50:000000:71 входят условные участки с кадастровыми номерами 16:50:130205:91, 16:50:130206:123, 16:50:130206:124, сумма площадей которых составляет 12 900 кв.м, что не соответствует значению площади землеустроительного дела N216-05. Кроме того, в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 содержится ошибочное значение кадастровой стоимости, равное 15 776 700 руб.
Решением об исправлении технической ошибки от 10.12.2013 N РКФ-16/17/2013-8251 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан в базу данных ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 следующие сведения: входящие условные земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:130205:91, 16:50:130206:123, 16:50:130206:124 исключены из состава единого землепользования 16:50:000000:71 и аннулированы из ГКН; уточнена площадь 12927,41 кв.м, погрешность 39,77 кв.м.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:71 не вошел в перечень переоцененных земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", кадастровая стоимость данного участка была определена в соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания от 12.08.2006 N 222), исходя из среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного указанным постановлением для земельных участков, отнесенных к 13 группе видов разрешенного использования в кадастровом квартале 16:50:130205 г. Казани, в размере 4 106,90 руб./кв.м и определена кадастровая стоимость земельного участка в сумме 53 091 580,13 руб.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани", утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани по состоянию на 01.01.2013, в которых были оценены только условные земельные участки, но не единое землепользование.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан письмом от 24.01.2014 N 1-30/803 направило ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан "Уточненные результаты расчетов единых землепользований в формате XML", на основании которых в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 в размере 60 988 697,24 руб.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан от 20.02.2014 N РКФ-16/17/2014-359 в ГКН были внесены изменения в сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 с 12927,41 кв.м на 12900 кв.м.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии письмом от 16.04.2014 N 15-00552/14@ сообщила об ошибочном внесении в сведения земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 кадастровой стоимости в размере 60 988 697,24 руб., поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:71 не вошел в перечень земельных участков, подлежащих кадастровой оценке, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927, в связи с чем кадастровая стоимость данного участка должна была быть определена в соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний, о чем 18.04.2014 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан составлен протокол выявления технической ошибки N ТО-16-13-2014-560 и принято решение N РКФ-16/13-2014-561 об исправлении технической ошибки.
В соответствии с указанным решением от 18.04.2014 N РКФ-16/13-2014-561 в ГКН внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:71, а именно: удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка был установлен исходя из 13 вида разрешенного использования в размере 5 660,30 руб./кв.м, кадастровая стоимость определена в сумме 73 017 870 руб., о чем был уведомлен заявитель.
КЛС "Якорь", полагая, что решение от 18.04.2014 N РКФ-16/13-2014-561 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, как плательщика земельного налога, поскольку исправление технической ошибки привело к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционных инстанций, установив, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани", утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани по состоянию на 01.01.2013, в которых были оценены только условные земельные участки, пришли к правильному выводу о том, что в ГКН были внесены недостоверные сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:71 в части его кадастровой стоимости, поскольку данный земельный участок не вошел в перечень переоцененных земельных участков.
Как правильно указали суды в данном случае кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть определена в соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний от 12.08.2006 N 222, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков. В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан, выявив указанную ошибку в сведениях ГКН на земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:71 правильно на основании статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" исправило данную ошибку в сведениях ГКН в части указания удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Довод кооператива о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республики Татарстан неправильно определило удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5 660,30 руб. за 1 кв.м, исходя из 13 вида разрешенного использования земельного участка, правильно был отклонен судами.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом согласно частям 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов применительно к 17 видам разрешенного использования (пункт 1.2 Методических указаний).
Перечисленные в Методических указаниях виды разрешенного использования земельных участков соответствуют видам и составу территориальных зон и правовым режимам земельных участков, поименованных в статьях 1, 34, 35, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке от 10.06.2014 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 "под лодочную станцию".
Принимая во внимание фактическое использование земельного участка с учетом территориальной зоны, вида деятельности, осуществляемого кооперативом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что данному земельному участку соответствует вид разрешенного использования, указанный в пункте 1.2.13 Методических указаний.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан правильно указало удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 5 660,30 руб./кв.м, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани", для 13 вида разрешенного использования.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, от 29.05.2012 N 13016/11, от 15.12.2011 N 12651/11, от 25.06.2013 N 1756/13.
Однако кооператив не обращался в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением об изменении вида разрешенного использования с приложением документов, предусмотренных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и действует с 24.12.2014.
В силу пункта 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, кооператив не лишен возможности в настоящее время обратиться в уполномоченный на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, по которому данный орган государственной власти или местного самоуправления в течение месяца обязаны принять решение.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что решением Верховного Суда Республики Татарстан от 12.05.2015 по делу N 3-45/2015 по заявлению КЛС "Якорь" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 равная рыночной и данные сведения о кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2014.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования кооператива необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу N А65-16561/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, кооператив не лишен возможности в настоящее время обратиться в уполномоченный на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, по которому данный орган государственной власти или местного самоуправления в течение месяца обязаны принять решение.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что решением Верховного Суда Республики Татарстан от 12.05.2015 по делу N 3-45/2015 по заявлению КЛС "Якорь" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:71 равная рыночной и данные сведения о кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2014.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2015 г. N Ф06-23633/15 по делу N А65-16561/2014