г. Казань |
|
08 июня 2015 г. |
Дело N А57-15474/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Сибгатуллина Э.Т.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская", Саратовская область, с. Камышево
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.11.2014 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-15474/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская", Саратовская область, с. Камышево (ИНН 6410973170, ОГРН 1116413000879) о признании неправомерными действий областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" по взиманию денежных средств за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных, возвращении 62 076 руб. 69 коп. денежных средств, взыскании с областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" 3270 руб. 74 коп. процентов за пользование денежными средствами, с участием заинтересованных лиц: областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных", Саратовская область, г. Ершов, Управления ветеринарии Правительства Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Машино-технологическая станция Ершовская" (далее - ООО "МТС Ершовская") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании неправомерными действий областного государственного учреждения "Ершовская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГУ "Ершовская РайСББЖ") по взиманию денежных средств за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных; возвращении ООО "МТС Ершовская" денежных средств в сумме 62 076 руб. 69 коп.; взыскании с ОГУ "Ершовская РайСББЖ" 3270 руб. 74 коп. процентов за пользование денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "МТС Ершовская" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и настаивая на правомерности заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между обществом (заказчик) и ОГУ "Ершовская РайСББЖ" (исполнитель) был заключен договор на оказание платных ветеринарных услуг от 01.01.2010 N 4 (далее - договор) с дополнительным соглашением от 21.03.2011.
Согласно пункту 1.1 договора и дополнительного соглашения к нему заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность по оказанию лечебной помощи животным, профилактических вакцинаций против заболеваний животных (не входящих в перечень особо опасных заболеваний, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации, а также заболеваний, профилактика которых за счет средств областных целевых программ), профилактические и вынужденные обработки, диспансеризация поголовья животных, лабораторно-диагностическим исследованиям патологического материала по постановке диагноза, копрологического, химического, химико-токсилогического и иных исследований, проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации животноводческих помещений и прилегающих территорий, а также проведение предубойного, предварительного осмотров животных, ветеринарно-санитарной экспертизы безопасности продукции животного происхождения и оформление ветеринарных сопроводительных документов на платной основе согласно пункту 3.2 договора.
В силу пункта 1.2 договора при осуществлении исполнителем плановых мероприятий заказчик обязуется обеспечить доставку ветеринарных специалистов, направленных исполнителем для выполнения работ; условия для выполнения работ согласно установленным требованиям по технике безопасности; наличие расходных материалов, необходимых для выполнения работ. Расчет суммы производится по ценам согласно прейскуранту от 01.08.2011 по фактически оказанным услугам.
Перечень и стоимость расходных материалов указан в прейскуранте на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ" на территории Ершовского муниципального района.
Данный прейскурант утвержден начальником ОГУ "Ершовская РайСББЖ" и согласован с Управлением ветеринарии Правительства Саратовской области.
Стоимость услуг в прейскуранте основана на калькуляции расходных материалов на выполнение государственных услуг, которая утверждена начальником и главным бухгалтером ОГУ "Ершовская РайСББЖ".
ОГУ "Ершовская РайСББЖ" выполнило свои обязательства перед ООО "МТС Ершовская" в полном объеме, что подтверждается актами об оказании услуг и выставило обществу счета на оплату своих услуг.
Согласно пункту 1.2 дополнительного соглашения проведение плановых профилактических мероприятий в отношении особо опасных инфекционных, инвазионных и иных заболеваний животных исполнителем осуществляется на безвозмездной основе в той части, финансирование которых осуществляется из казны Российской Федерации и областного бюджета.
Из актов об оказании услуг видно, что расчет происходит только за расходные материалы при проведении данных видов работ.
ООО "МТС Ершовская" произвело оплату выполненных услуг добровольно, согласившись с актами выполненных работ.
Общество, полагая действия ОГУ "Ершовская РайСББЖ" по взиманию денежных средств за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных, неправомерными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку обществом не представлены доказательства несоответствия обжалуемых действий закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и законных интересов юридического лица.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По мнению заявителя, у него отсутствуют обязательства по оплате стоимости расходных материалов, необходимых для выполнения учреждением государственной услуги за проведение противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантийных и особо опасных болезней животных, поскольку данные расходы и весь комплекс мероприятий возмещаются ОГУ "Ершовская РайСББЖ" из бюджета Саратовской области. Стоимость расходных материалов в прейскуранте на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ", отсутствует.
Суд апелляционной инстанции отклонил указанные доводы, как необоснованные, поскольку расчет суммы расходных материалов на выполнение государственной услуги произведен учреждением по ценам, согласно прейскуранту от 01.08.2011 по фактически оказанным услугам.
Перечень и стоимость расходных материалов указаны в прейскуранте на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ" на территории Ершовского муниципального района. Данный прейскурант утвержден начальником ОГУ "Ершовская РайСББЖ" и согласован с Управлением ветеринарии Правительства Саратовской области.
Стоимость услуг в прейскуранте (раздел 2 пункт 28) основана на калькуляции расходных материалов на выполнение государственных услуг, которая утверждена начальником и главным бухгалтером ОГУ "Ершовская РайСББЖ".
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел; контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
Согласно статье 3 Закона N 4979-1 к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Статьей 18 указанного закона предусмотрено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии со статьей 3 Закона N 4979-1 Минсельхозом России осуществляется обеспечение субъектов Российской Федерации лекарственными средствами (диагностическими наборами) для проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных. Порядок исполнения указанной государственной функции установлен административным регламентом (далее - административный регламент), утвержденным Приказом Минсельхоза России от 14.04.2009 N 137. При этом статьей 3 Закона N 4979-1 организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.
Административным регламентом предусмотрено предоставление уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов проведения диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории субъекта Российской Федерации на предстоящий год для расчета потребности лекарственных средств для животных на территории Российской Федерации на планируемый период и формирования сводного плана диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории Российской Федерации.
Таким образом, осуществление лабораторно-диагностических исследований при проведении противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных является расходным обязательством бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза РФ от 19.12.2011 N 476 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.02.2012 N 23206) утвержден перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Согласно указанному перечню бруцеллез, лейкоз, сап, туберкулез, сибирская язва, эмкар являются заразными болезнями животных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг.
Указанные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и распространяются на граждан, имеющих намерение заказать, либо использовать ветеринарные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ООО "МТС Ершовская" осуществляет предпринимательскую деятельность и потому указанные Правила к отношениям сторон неприменимы.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 за N 2-27-145 утвержден перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (действующий в спорном периоде).
Согласно указанному перечню ветеринарные услуги (вакцинация, диагностика, лечение) оказываются бесплатно за счет средств бюджета при особо опасных заболеваниях животных.
К платным ветеринарным услугам, оказываемым продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности относятся клинические, лечебно-профилактические и ветеринарно-санитарные мероприятия, не связанных с опасными заболеваниями животных, а именно: терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические и иммунизация; все виды лабораторных исследований и другие.
Порядок проведения ветеринарных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями действующих ветеринарных законодательных актов на территории Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств правомерен вывод судов о том, что за счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение субъектов Российской Федерации лекарственными средствами для проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных.
Как было указано выше, проведение плановых профилактических мероприятий в отношении особо опасных инфекционных, инвазионных и иных заболеваний животных ОГУ "Ершовская РайСББЖ" осуществлялось на безвозмездной основе в той части, финансирование которых осуществляется из казны Российской Федерации и областного бюджета.
Из актов об оказании услуг видно, что счета на оплату выставлены только за расходные материалы при проведении данных видов работ, что предусмотрено калькуляцией Раздела 2 пункта 28 прейскуранта на услуги, оказываемые ОГУ "Ершовская РайСББЖ" и согласовано сторонами.
При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с главой 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 по делу N А57-15474/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3 Закона N 4979-1 Минсельхозом России осуществляется обеспечение субъектов Российской Федерации лекарственными средствами (диагностическими наборами) для проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных. Порядок исполнения указанной государственной функции установлен административным регламентом (далее - административный регламент), утвержденным Приказом Минсельхоза России от 14.04.2009 N 137. При этом статьей 3 Закона N 4979-1 организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению относится к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.
...
Приказом Минсельхоза РФ от 19.12.2011 N 476 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.02.2012 N 23206) утвержден перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг.
Указанные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и распространяются на граждан, имеющих намерение заказать, либо использовать ветеринарные услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2015 г. N Ф06-24479/15 по делу N А57-15474/2014