г. Казань |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А57-16835/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
ответчика - Степановой Д.А., по доверенности от 28.042015 N 2628,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.11.2014 (судья Сеничкина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи: Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-16835/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (ОГРН 1076450008986, ИНН 6452931119), г. Саратов, к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области (ОГРН 1136455002507, ИНН 6455059390), г. Саратов, заинтересованное лицо: Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура, г. Саратов, о признании недействительным предписания от 28.06.2013 N 1-С/23,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (далее - ООО "Вектор-Н", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - административный орган) от 28.06.2013 N 1-С/23 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании судя объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 09.06.2015.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, административным органом в отношении общества с 31.05.2013 по 28.06.2013 проведена внеплановая выездная проверка, с целью выявления нарушений требования постоянного технического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 3-5 класса опасности, по результатам которой составлен акт проверки от 28.06.2013 N 1-С/22, в котором зафиксированы выявленные нарушения и выдано предписание от 28.06.2013 N 1-С/23 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому обществу в срок до 01.09.2013 надлежит обеспечить размещение отходов (осадков) ГСА в соответствии с требованиями, указанными в Постоянном технологическом регламенте по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса, экспертном заключении N 20/162-11-3 по эколого-гигиенической оценке "Изолирующей смеси для полигонов ТБО" ФГБУ "НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина" и Инструкции по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденной ООО "Вектор-Н" и согласованной начальником ТО ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды признали оспариваемое предписание соответствующим положениям законодательства в области охраны окружающей среды исходя из следующего.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 2.1. "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила" (далее - СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7.), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001, полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учётом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населённых пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населённых пунктов.
Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приёму бытовых отходов, с учётом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведётся круглосуточный учёт поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (пункт 2.3. СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7.).
В силу пунктам 6.1., 6.2. СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. контроль по приёму отходов на полигоны ТБО в соответствии с утверждёнными инструкциями осуществляется обслуживающей полигон лабораторной службой организации, которая систематически контролирует согласно утверждённому графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.
В рассматриваемом случае, обществу в соответствии с лицензией от 06.06.2012 серии 064 N 00021 разрешены сбор отходов 3-4 классов опасности, размещение отходов 3-4 классов опасности, в том числе отходов при механической и биологической очистке сточных вод (осадок ГСА).
Обществом утверждена и согласована с начальником ТО ТУ Роспотребнадзора инструкция по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов, в соответствии с которой промышленные отходы 3-4 класса опасности должны приниматься в ограниченном количестве (не более 30% от массы твёрдых бытовых отходов) и складироваться совместно с ТБО.
В соответствии с пунктом 6.26 статьи 6 Постоянного технологического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса опасности для использования в качестве изолирующей смеси для пересыпки ТБО допускается смешивание грунта или песка карьерного с осадками ГСА в соотношении 80:20.
Экспертным заключением ФГБУ "Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина" от 17.10.2011 N 20/162-11-3 по эколого-гигиенической оценке "Изолирующей смеси для полигонов ТБО" рекомендовано применение осадка ГСА в качестве изолирующего материала лишь при смешивании с нейтральными композициями для уменьшения возможного отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Проведенной проверкой административным органом установлено, что общество в 2012 году приняло от МУПП "Саратовводоканал" 44 522,5 т отходов (осадков) ГСА (4 класс опасности), приняло от сторонних организаций промышленных отходов 8 240,92 т, ТБО 3 884 т.
В соответствии с утвержденной обществом Инструкцией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов количество принятых отходов (осадков) ГСА в данном случае должно составлять не более 1200 т (30% от ТБО).
Общество указало, что отход (осадок) ГСА принимается у МУПП "Саратовводоканал" с переходом права собственности и используется для приготовления изолирующей смеси для полигона ТБО.
Между тем, проверкой установлено, что обществом осадки ГСА не используются в качестве изолирующего слоя в смеси с грунтом или песком для пересыпки слоев ТБО, захоронение отходов ГСА не осуществляется, данные отходы размещаются в неизменном виде путём хранения на сооружении - кювета N 1.
Следовательно, обществом не соблюдены требования Инструкции по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, согласованной с ТО ТУ Роспотребнадзора в Петровском районе по Саратовской области, и Постоянного технологического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса опасности.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали законным предписание об устранении выявленных нарушений от 28.06.2013 N 1-С/23, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных ООО "Вектор-Н" требований.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А57-16835/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2015 г. N Ф06-24127/15 по делу N А57-16835/2013