г. Казань |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А72-14109/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Саркисова Ю.Л., доверенность от 07.05.2014,
в отсутствие:
заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2014 (судья Леонтьев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-14109/2014
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1027301584221, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, (ОГРН 1047301544740, ИНН 7328501184), г. Ульяновск, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "31 Арсенал" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - ответчик, налоговый орган) от 21.08.2014 N 5093 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств.
К участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015, заявленные требования налогоплательщика удовлетворены.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска от 21.08.2014 N 5093 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств признано недействительным.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 14.06.2010 Приказом Министра обороны РФ N 654 ликвидировано ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России. Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 15.07.2010 N 304 создана ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России и утверждён её состав.
02.08.2010 налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, о чем выданы свидетельства.
04.04.2014 Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом N 242 назначена ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России, приказ Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 15.07.2010 N 304 о назначении ликвидационной комиссии по расформированию ФГУП "31 Арсенал" Минобороны России признан утратившим силу.
Заявитель в налоговый орган 15.07.2014 представил налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2014 года, согласно которой налогоплательщиком была исчислена сумма НДС за 2 квартал 2014 года в размере 1 401 184 руб.00 коп., в том числе: по сроку уплаты 21.07.2014 в размере 467 061 руб.00 коп.; по сроку уплаты 20.08.2014 в размере 467 061 руб.00 коп.; по сроку уплаты 22.09.2014 в размере 467 062 руб.00 коп. Сумма НДС по сроку уплаты 21.07.2014 в размере 467 061 руб.00 коп. налогоплательщиком уплачена не была.
Налоговым органом в адрес заявителя было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 30.07.2014 N 4945, которым налогоплательщику предлагалось в срок до 19.08.2014 уплатить НДС за 2 квартал 2014 года в сумме 467 061 руб.00 коп. и пени по НДС в сумме 1 109 руб.15 коп.
Поскольку заявителем требование исполнено не было, налоговым органом было принято решение от 21.08.2014 N 5093 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств, путем направления в банк инкассовых поручений.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Согласно решению УФНС России по Ульяновской области от 03.10.2014 N 07-06/10891 оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные налогоплательщиком требования.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из того, что в период нахождения организации-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, а также по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, поскольку это противоречит положениям статьи 49 НК РФ и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Статьей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь. Согласно пунктам 2 и 4 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.08.2010 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридических лиц и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о чем выданы соответствующие свидетельства.
Налоговый орган надлежащим образом принял документы, подтверждающие факт проведения ликвидационных мероприятий и нахождения предприятия в стадии ликвидации, в том числе и промежуточный ликвидационный баланс, отказа в государственной регистрации со стороны налогового органа не имелось.
Однако решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика было принято 21.08.2014, то есть после принятия решения о ликвидации заявителя, назначении ликвидатора и внесении указанных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, в период нахождения заявителя в стадии ликвидации.
Факт получения налоговым органом уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса по утвержденной форме и самого промежуточного ликвидационного баланса, подтвержден документально и сторонами не оспаривается.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в период нахождения налогоплательщика-организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов.
Суды правомерно отклонили довод налогового органа о том, что взыскание налогов и сборов с организации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса должно производиться в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, поскольку гражданское законодательство не предусматривает возможность осуществления выплат кредиторам лица, находящегося в стадии ликвидации, до составления промежуточного ликвидационного баланса.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу N А72-14109/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
По мнению налогового органа, поскольку налогоплательщик не исполнил требование об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, им правомерно было вынесено решение о взыскании за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика.
По мнению налогоплательщика, решение налогового органа нарушает его права и законные интересы.
Суд согласился с позицией налогоплательщика.
В августе 2010 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
Спорное решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика было принято налоговым органом в 2014 г., т.е. после принятия решения о ликвидации.
Факт получения налоговым органом уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса по утвержденной форме и самого промежуточного ликвидационного баланса подтвержден документально и сторонами не оспаривается.
Суд пришел к выводу, что в период нахождения налогоплательщика-организации в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов.
При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что взыскание налогов и сборов с организации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса должно производиться в соответствии со ст. 46 и 47 НК РФ, поскольку гражданское законодательство не предусматривает возможность осуществления выплат кредиторам лица, находящегося в стадии ликвидации, до составления промежуточного ликвидационного баланса.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции оставил кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2015 г. N Ф06-24969/15 по делу N А72-14109/2014