г. Казань |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А65-25822/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей):
ответчика - Батыршиной Л.М., доверенность от 05.08.201_,
в отсутствие:
заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-25822/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цементоптор-Риэлт" (ОГРН 1091690033522, ИНН 1659094355), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065), г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 16.07.2014N 3218,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Цементоптор-Риэлт" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Цементоптор-Риэлт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан) от 16.07.2014 N 3218 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 137 000 руб., соответствующих им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 5 480 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015, заявленные требования общества удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань от 16.07.2014 N 3218 признано незаконным в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 137 000 руб., соответствующих им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и штрафа по статье 122 НК РФ в сумме 5 480 руб.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части доначисления 137 000 руб. земельного налога за 2013 г. и соответствующих им пени, а также в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 122 НК РФ в сумме 5 480 руб., в удовлетворении требований заявителя отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:280101:345, площадью 40+/-2 кв.м. и 16:50:280101:344, площадью 4793+/-24 кв.м., расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 31 "А".
Заявителем 03.02.2014 представлена в Межрайонную ИФНС России N 19 по Республике Татарстан налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с указанием налога к уплате в размере 69 498 руб., согласно которой налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 19.05.2014 N 5614.
Рассмотрев материалы проверки, налоговой инспекцией принято решение от 16.07.2014 N 3218 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен обществу земельный налог в сумме 205 501 руб. и соответствующие суммы пени по статье 75 НК РФ и штраф по статье 122 НК РФ, с учетом статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 8 220 руб.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 22.09.2014 N 2.14-0-18/022629@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные обществом требования.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:280101:345, площадью 40+/-2 кв.м. и 16:50:280101:344, площадью 4793+/-24 кв.м..
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2013 по делу N А65-31636/2012 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной стоимости 107 000 руб., и 11 286 000 руб. соответственно, о чем внесена 15.05.2013 внесена запись в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
С учетом положений статьи 5 НК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость по вышеназванному земельному участку в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае с 01.01.2013), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.05.2013, по аналогии с учетом пункта 7 статьи 396 НК РФ.
Судами сделан правомерный вывод об ошибочной позиции налогового органа, что рыночная стоимость земельных участков, установленная решением суда от 26.03.2013 по делу N А65-31636/2012, применяется для определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены изменения в кадастр, то есть с 01.01.2014.
Суды первой апелляционной инстанций при вынесении судебного акта учли вышеуказанные разъяснения и правильно установили, что размер земельного налога за 2013 год, подлежащий доплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 и вышеназванного решения суда, с учетом изменений внесенных в кадастр недвижимости, составит 68 501 руб., соответственно начисление налоговой инспекцией земельного налога в сумме 137 000 руб. (205 501 руб. - 68 501 руб.), а также соответствующие на данную сумму пени по статье 75 НК РФ и штраф по статье 122 НК РФ в размере 5 480 руб. влечет удовлетворение требований заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А65-25822/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость по вышеназванному земельному участку в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае с 01.01.2013), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.05.2013, по аналогии с учетом пункта 7 статьи 396 НК РФ.
...
Суды первой апелляционной инстанций при вынесении судебного акта учли вышеуказанные разъяснения и правильно установили, что размер земельного налога за 2013 год, подлежащий доплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 и вышеназванного решения суда, с учетом изменений внесенных в кадастр недвижимости, составит 68 501 руб., соответственно начисление налоговой инспекцией земельного налога в сумме 137 000 руб. (205 501 руб. - 68 501 руб.), а также соответствующие на данную сумму пени по статье 75 НК РФ и штраф по статье 122 НК РФ в размере 5 480 руб. влечет удовлетворение требований заявителя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2015 г. N Ф06-24793/15 по делу N А65-25822/2014
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24793/15
30.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2172/15
30.03.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-25822/14
25.12.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-25822/14