г. Казань |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А55-1744/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Берняевой Н.А. (доверенность от 02.06.2015), Мальцевой Т.А. (доверенность от 18.06.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Акционерная фирма "Перспектива" опытно-механический завод
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-1744/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Акционерная фирма "Перспектива" опытно-механический завод, г.Самара, (ИНН 6318100449, ОГРН 1026301518396) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Акционерная фирма "Перспектива" опытно-механический завод (далее - ЗАО "АФ "Перспектива", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество) об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 20000,00 кв.м с кадастровым номером 63:01:0927002:545, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, 15, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый заводом; понуждении Минимущества в месячный срок после вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении заявителю в собственность за выкуп указанного земельного участка и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении спорного земельного участка подготовить и направить в адрес ЗАО "АФ "Перспектива" проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1 165 300 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "АФ "Перспектива", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители ЗАО "АФ "Перспектива", явившиеся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "АФ "Перспектива" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое здание (бытовой корпус), Литера Б, площадью 1056,90 кв.м; нежилое здание (столовая), Литера Д, площадью 133,0 кв.м; нежилое здание (проходная), Литеры Е, Е1, площадью 42,80 кв.м; нежилое здание (гараж и РСУ), Литеры Г, Г1, площадью 376,20 кв.м; нежилое здание (центральный склад), Литеры Ж, Ж1, Ж2, площадью 613,40 кв.м; нежилое здание (компрессорная), Литера И, площадью 63,40 кв.м; нежилое здание (блок вспомогательного склада), Литера К, площадью 120,90 кв.м; производственное здание (механосборочный корпус), Литеры А, А1, А2, площадью 3915,60 кв.м; сооружение (склад металла), Литера П, площадью 408,70 кв.м; сооружение (открытая площадка ТСУ), Литера I, площадью 113,90 кв.м, расположенные по адресу г.Самара, Советский район, Заводское шоссе, д.15, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 20 000 кв.м с кадастровым номером 63:01:0927002:545.
Общество 06.06.2013 обратилось в Минимущество с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0927002:545 на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Минимущество уведомлением от 29.10.2013 N 12-1/1635/13 отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку в соответствии с заключением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 19.09.2013 N САМВ-66835, полученным в порядке информационного межведомственного взаимодействия, следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - VI классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61; часть земельного участка расположена на территории общего пользования; земельный участок находится в охранной зоне канализации бытовой, охранной зоне канализации дождевой, охранной зоне кабеля связи, охранной зоне водопровода, охранной зоне ЛЭП напряжением свыше 0,4 кВ, охранной зоне электрического кабеля, охранной зоне теплопровода.
ЗАО "АФ "Перспектива", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что часть испрашиваемого заявителем земельного участка находится на территории земель общего пользования, руководствуясь пунктом 2 статьи 15, пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок не подлежит приватизации.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости 1968 года постройки и согласно кадастровому паспорту на земельный участок в отношении него не установлены красные линии, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Территории общего пользования, в пределах которых приватизация земельных участков не допускается в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 128-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются от иных территорий посредством установления красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара.
Границы улицы Заводское шоссе предусмотрены действующим Генеральным планом городского округа Самара, в соответствии с которым улица Заводское шоссе является магистралью общегородского значения - регулируемого движения.
При разработке проектного решения использовались проектные материалы: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по генеральному плану Куйбышева" 1986 года и "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Как правильно отмечено судами, границы Заводского шоссе предусмотрены как Генеральным планом городского округа Самара, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
В соответствии с выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий Заводского шоссе и является полосой отвода автомобильной дороги.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что требования ЗАО "АФ "Перспектива" удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А55-1744/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий Заводского шоссе и является полосой отвода автомобильной дороги.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 июня 2015 г. N Ф06-24902/15 по делу N А55-1744/2014